С. 178. ...в... святцах... В святцах, или месяцеслове, содержатся имена святых и дни их памяти, расположенные в порядке дней года.
С. 179. ...в Ростове, в монастыре Григория Богослова, именуемом Затвор. Мужской монастырь Григорьевский Богословский Затвор (в конце XIX в. «древняя церковь Григория Богослова») находился вне стен Ростовского кремля, с которым был соединен переходом и келлиями. В этом монастыре располагалось училище, в 1408 г. превращенное в пепел Едигеем. Церковь Григория Богослова (16521691) была восстановлена в 1884 г. (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 58, № 1568). О монастыре Григорьев Затвор см. также в комм. к с. 110, к словам: «...книжное учение в обители Григория Богослова ».
...отошедший ко Господу наставник не переставал и по кончине своей благодатно руководить своего достойного ученика. Свидетельства о таком руководстве преп. Сергия, относящиеся ко времени нашествия хана Едигея на Русь (1408), сохранило Житие преп. Никона (см.: Троицкий сборник, № 2. С. 27).
...Евфимий Великий с Саввою Освященным... О них см. в комм. к с. 76, к словам: «...таких светильников монашества...».
...пришел в его Лавру... Один из самых знаменитых древних палестинских монастырей лавра преп. Евфимия Великого находилась приблизительно в 1012 км к северо-востоку от Иерусалима.
...к Преподобному Феоктисту. Преп. Феоктист († 467; память 3 сентября), ближайший друг и сподвижник преп. Евфимия Великого, был игуменом одной из двух основанных преп. Евфимием обителей Феоктистова монастыря, находившегося приблизительно в 14 км к северо-востоку от Иерусалима.
С. 180. ...Высоцкий монастырь, что в городе Серпухове. Высоцкий Богородицкий Зачатиевский мужской монастырь был основан в 1374 г. в 2 верстах от Серпухова, по дороге в Тулу. За свою многовековую историю монастырь, защищавший Москву с юга, несколько раз подвергался разорениям, но всегда восстанавливался. В 1917 г. монастырь был закрыт. Его возрождение началось с 1991 г. О Высоцком Зачатиевском монастыре см. также в гл. ХХ наст. изд.
С. 181. ...для открытия... помыслов... Об откровении (открытии) помыслов духовно опытному наставнику как важнейшей части православной аскетики см. комм. к с. 107 наст. изд.
«Кто мог наполнить безмерную пустоту..? вопрошает святитель Филарет и отвечает: никто лучше Преподобного Никона не мог уменьшить чувства сего лишения». Архим. Никон цитирует здесь, а далее в тексте со слов: «Но эта слава очень тяготила его...» излагает составленное Митр. Филаретом «Житие Преподобного Никона» [85, с. 8].
...Звенигородского князя Юрия Димитриевича... О нем см. комм. к с. 151, к словам: « детей своих Юрия и Петра ».
...новую обитель «на Сторожах». «Сторожами», где преп. Савва основал свою обитель (о ней см. комм. к с. 193, к словам: «...на горе Стороже монастырь...»), называлась гора близ Звенигорода, на берегу Москвы-реки, служившая оборонительным укреплением на подступах к городу.
С. 182. ...свирепый Едигей. Едигей (13521410) глава войска (беклярибек), в 13971410 гг. фактический правитель Золотой Орды при нескольких ханах. В 1408 г., надеясь заставить Московскую Русь снова платить дань, Едигей неожиданно напал на Русь, разорил Серпухов, Дмитров, Ростов, Переславль, Нижний Новгород и др. В декабре осадил Москву, однако город взять не смог. Активный участник междоусобной борьбы, сопровождавшей распад Золотой Орды, потерял власть во время смуты в Золотой Орде 14101412 гг., был разгромлен сыном Тохтамыша Кадыр-берди, умер в 1419 г.
Преподав мир... То есть благословив, призвав Божие благословение.
...крестил сына Дмитрия у князя Кашинского Василия Михайловича... Василий Михайлович, сын вел. князя Тверского Михаила Александровича (о нем см. выше, комм. к с. 154), получил г. Кашин по завещанию своего отца (1399).
дал несколько жалованных грамот обители... Жалованными грамотами в старину на Руси назывались свидетельства на пожалованье кого-либо владеньем или званием.
С. 183. ...преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев... Преп. Андрей Рублев (около 13601430; память 4 июля) великий русский иконописец. Место и время пострижения точно не установлено, но вся его духовная жизнь связана с кругом преп. Сергия преподобными Андроником Московским, Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским, Афанасием Высоцким. Преп. Даниил друг и спостник (товарищ в посте) преп. Андрея, постриженник Троицкого монастыря (о преподобных иконописцах Андрее и Данииле см. также комм. к с. 188).
...чудотворный образ Пресвятыя Троицы, написанный преподобным Андреем. С 1929 г. и по наст. время икона «Троица», написанная преп. Андреем Рублевым «в честь и похвалу преподобного Сергия», находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. В определениях Стоглавого Собора (1551), 41 гл., икона Пресвятой Троицы письма Андрея Рублева поставляется, наряду с древними греческими изображениями, образцом для иконописцев.
С. 184. «Изыди, душе моя,.. идеже ти уготовано пребывалище В духовной литературе часто тело называется временным пребывалищем (жилищем) духа, а небеса вечным пребывалищем блаженных.
Его святое тело положено близ мощей Преподобного Сергия... Преп. Никон был похоронен у южной стены Троицкого собора, канонизирован на Московском Соборе 1547 г., в 1548 г. над его гробом был воздвигнут храм в его имя, а в 1623 г. Никоновский храм был перестроен в более просторный.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра