к главе XIX – 285

Глава XIX

С. 178. ...в... святцах...  – В святцах, или месяцеслове, содержатся имена святых и дни их памяти, расположенные в порядке дней года.

С. 179. ...в Ростове, в монастыре Григория Богослова, именуемом Затвор. – Мужской монастырь Григорьевский Богословский Затвор (в конце XIX в.  – «древняя церковь Григория Богослова») находился вне стен Ростовского кремля, с которым был соединен переходом и келлиями. В этом монастыре располагалось училище, в 1408 г. превращенное в пепел Едигеем. Церковь Григория Богослова (1652–1691) была восстановлена в 1884 г. (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 58, № 1568). О монастыре Григорьев Затвор см. также в комм. к с. 110, к словам: «...книжное учение в обители Григория Богослова…».

...отошедший ко Господу наставник не переставал и по кончине своей благодатно руководить своего достойного ученика.  – Свидетельства о таком руководстве преп. Сергия, относящиеся ко времени нашествия хана Едигея на Русь (1408), сохранило Житие преп. Никона (см.: Троицкий сборник, № 2. С. 27).

...Евфимий Великий с Саввою Освященным...  – О них см. в комм. к с. 76, к словам: «...таких светильников монашества...».

...пришел в его Лавру...  – Один из самых знаменитых древних палестинских монастырей  – лавра преп. Евфимия Великого находилась приблизительно в 10–12 км к северо-востоку от Иерусалима.

...к Преподобному Феоктисту.  – Преп. Феоктист († 467; память 3 сентября), ближайший друг и сподвижник преп. Евфимия Великого, был игуменом одной из двух основанных преп. Евфимием обителей  – Феоктистова монастыря, находившегося приблизительно в 14 км к северо-востоку от Иерусалима.

С. 180. ...Высоцкий монастырь, что в городе Серпухове.  – Высоцкий Богородицкий Зачатиевский мужской монастырь был основан в 1374 г. в 2 верстах от Серпухова, по дороге в Тулу. За свою многовековую историю монастырь, защищавший Москву с юга, несколько раз подвергался разорениям, но всегда восстанавливался. В 1917 г. монастырь был закрыт. Его возрождение началось с 1991 г. О Высоцком Зачатиевском монастыре см. также в гл. ХХ наст. изд.

С. 181. ...для открытия... помыслов...  – Об откровении (открытии) помыслов духовно опытному наставнику как важнейшей части православной аскетики см. комм. к с. 107 наст. изд.

«Кто мог наполнить безмерную пустоту..?  – вопрошает святитель Филарет и отвечает: …никто лучше Преподобного Никона не мог уменьшить чувства сего лишения».  – Архим. Никон цитирует здесь, а далее в тексте со слов: «Но эта слава очень тяготила его...» излагает составленное Митр. Филаретом «Житие Преподобного Никона» [85, с. 8].

...Звенигородского князя Юрия Димитриевича...  – О нем см. комм. к с. 151, к словам: «…детей своих Юрия… и Петра…».

...новую обитель  – «на Сторожах».  – «Сторожами», где преп. Савва основал свою обитель (о ней см. комм. к с. 193, к словам: «...на горе Стороже монастырь...»), называлась гора близ Звенигорода, на берегу Москвы-реки, служившая оборонительным укреплением на подступах к городу.

С. 182. ...свирепый Едигей.  – Едигей (1352–1410)  – глава войска (беклярибек), в 1397–1410 гг. фактический правитель Золотой Орды при нескольких ханах. В 1408 г., надеясь заставить Московскую Русь снова платить дань, Едигей неожиданно напал на Русь, разорил Серпухов, Дмитров, Ростов, Переславль, Нижний Новгород и др. В декабре осадил Москву, однако город взять не смог. Активный участник междоусобной борьбы, сопровождавшей распад Золотой Орды, потерял власть во время смуты в Золотой Орде 1410–1412 гг., был разгромлен сыном Тохтамыша Кадыр-берди, умер в 1419 г.

Преподав мир...  – То есть благословив, призвав Божие благословение.

...крестил сына Дмитрия у князя Кашинского Василия Михайловича...  – Василий Михайлович, сын вел. князя Тверского Михаила Александровича (о нем см. выше, комм. к с. 154), получил г. Кашин по завещанию своего отца (1399).

…дал… несколько жалованных грамот обители...  – Жалованными грамотами в старину на Руси назывались свидетельства на пожалованье кого-либо владеньем или званием.

С. 183. ...преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев...  – Преп. Андрей Рублев (около 1360–1430; память 4 июля)  – великий русский иконописец. Место и время пострижения точно не установлено, но вся его духовная жизнь связана с кругом преп. Сергия  – преподобными Андроником Московским, Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским, Афанасием Высоцким. Преп. Даниил  – друг и спостник (товарищ в посте) преп. Андрея, постриженник Троицкого монастыря (о преподобных иконописцах Андрее и Данииле см. также комм. к с. 188).

...чудотворный образ Пресвятыя Троицы, написанный преподобным Андреем.  – С 1929 г. и по наст. время икона «Троица», написанная преп. Андреем Рублевым «в честь и похвалу преподобного Сергия», находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. В определениях Стоглавого Собора (1551), 41 гл., икона Пресвятой Троицы письма Андрея Рублева поставляется, наряду с древними греческими изображениями, образцом для иконописцев.

С. 184. «Изыди, душе моя,.. идеже ти уготовано пребывалище…  – В духовной литературе часто тело называется временным пребывалищем (жилищем) духа, а небеса  – вечным пребывалищем блаженных.

Его святое тело положено близ мощей Преподобного Сергия...  – Преп. Никон был похоронен у южной стены Троицкого собора, канонизирован на Московском Соборе 1547 г., в 1548 г. над его гробом был воздвигнут храм в его имя, а в 1623 г. Никоновский храм был перестроен в более просторный.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.