к главе XVII – 282

Глава XVII

С. 158. ...с ветхим человеком…  – См. комм. к с. 34, к словам: «…совлекался и ветхого человека…».

...с врагами спасения  – миром и диаволом.  – Здесь слово мир (слав. мiръ  – все человечество) используется не для обозначения созданной Творцом вселенной, а, в соответствии с древней аскетической традицией, для обозначения греховной жизни, противной воле Божией. Преп. Исаак Сирин говорит, что мир  – «имя собирательное для всех страстей» (Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 14. Слово 2); «мир есть плотское житие и мудрование плоти» (Там же. С. 15–16), порабощающее человека и мешающее ему приблизиться к Богу. Именно в этом смысле мир и называется врагом спасения и ставится в один ряд с диаволом. Удаление от мира, борьба со страстями, привязывающими к нему, составляют суть аскетического подвига, в широком смысле  – суть подвига каждого христианина.

...не очистил сердца от страстей.  – Очищение сердца от страстей является целью христианского совершенствования, целью всей жизни христианина, так как, согласно Священному Писанию, только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистота сердца необходима для восприятия благодати Божией и достигается особым аскетическим подвигом: неослабным напряжением душевных сил для «охранения» сердца от дурных (страстных) движений, терпеливым перенесением скорбей, лишений.

...слепотствующим умом...  – То есть умом, ослепленным греховными страстями, находящимся в помрачении.

...состояния души... восстановленной в своей первобытной... красоте и совершенстве.  – Здесь имеется в виду состояние души человека  – первосозданного Адама  – до его грехопадения, состояние души, лишенной изъянов в своей природе, для которой характерны проницательный и ясный ум, воля, устремленная только к добру, сердце, не омраченное страстями. Все свои душевные силы  – ум, чувства и волю  – первосозданный человек должен был, по замыслу Творца, устремлять к Богу, достигая богоподобия.

С. 159. ...подвига крестного...  – В православной аскетической традиции под подвигом крестным понимается добровольное принятие на себя лишений и скорбей для борьбы со страстями и достижения чистоты сердца.

...манны животной и нетленной».  – О манне см. комм. к с. 87, к словам: «...манна, сей хлеб ангельский...». Здесь под манной животной и нетленной подразумевается Божественная благодать, питающая и укрепляющая человеческий дух.

…просветитель Пермии, святой Епископ Стефан…  – Святитель Стефан  – епископ Пермский, святой Русской Православной Церкви († 1396; память 26 апреля), родился около 1340 г. в Устюге Великом, в 1383 г. стал епископом Пермским. Создал пермскую грамоту, перевел с греческого и русского языков на пермский (зырянский) богослужебные книги.

С. 160. «Достойно есть яко воистинну...»  – Начало благодарственной молитвы ко Пресвятой Богородице.

…во время трапезования… чередной иеромонах произносит…  – Различные послушания в монастырях исполняются братией по очереди. Чередным иеромонахом называется иеромонах, совершающий Божественную литургию в свой черед на протяжении одной седмицы (недели). В наст. время на братской трапезе в Троице-Сергиевой Лавре молитву преподобным Стефану и Сергию произносят отец наместник или старейший из братий, присутствующих на трапезе.

С. 162. В Малом входе с Евангелием...  – На Божественной литургии во время Малого входа священнослужителями выносится из алтаря Евангелие и возвышается перед верующими, что изображает выступление Господа нашего Иисуса Христа на проповедь.

...благоговейному старцу Макарию…  – Макарий  – один из иноков Троицкого монастыря, ученик преп. Сергия, известен именно по этому упоминанию в Житии преп. Сергия.

С. 163. ...блаженный Симон экклесиарх...  – Один из иноков Троицкого монастыря, Симон известен только по упоминанию о нем в Житии преп. Сергия, в рассказе о благодатном видении святому.

...небесный огонь сошел на Святые Таины в минуту их освящения...  – Освящением Святых Таин называется преложение (превращение) Честных Даров  – хлеба и вина, принесенных в церковь для совершения литургии,  – силою и действием Святого Духа в Тело и Кровь Христовы.

...около святой трапезы...  – Под святой трапезой здесь понимается антиминс (см. комм. к с. 40) с покоящимися на нем пресуществленными Святыми Дарами. На оборотной стороне антиминса пишется: «Сей антиминс, си есть трапеза священная на приношение безкровныя жертвы в Божественной литургии».

...внутрь святого потира.  – Потир (греч. «чаша»)  – богослужебный сосуд, употребляемый при совершении Таинства Евхаристии. В потире вино пресуществляется в истинную Кровь Христову.

…«неопально, как древле купина неопально горевшая».  – Священное Писание Ветхого Завета (Исх. 3, 2, 4. Втор. 33, 16) повествует о горящей, но несгораемой купине (терновом кусте), в которой пророку Израильского народа Моисею явился Господь Бог, призывая к избавлению Израильтян из рабства египетского.

С. 164. …келейному ученику Преподобному Михею…  – О преп. Михее см. в гл. XIX наст. изд.

С. 165. …пост Рождества Христова…  – Праздник Рождества Христова предваряется 40-дневным постом, начинающимся 14 ноября (ст. ст.), называемым Рождественским (или Филипповским, по имени св. апостола Филиппа, память которого празднуется в этот день).

С. 166. …установлено каждую пятницу… совершать всенощное бдение с Акафистом Богоматери в юго-западном притворе Троицкого собора…  – Ныне акафист Пресвятой Богородице в воспоминание посещения Ею преп. Сергия совершается соборным служением каждую пятницу в самом Троицком соборе.

С. 166–167. «…которому подивились бы и наши древние отцы?»  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 135 [21].

С. 167. ...о подвигах русских Киево-печерских Преподобных отцев…  – В Киевской Руси еще в домонгольское время существовало около 70 монашеских обителей, из которых своими подвижниками особенно прославилась крупнейшая  – основанная в 1051 г. Киево-Печерская Лавра (см. древний сборник Житий киево-печерских святых  – Киево-Печерский патерик).

С. 169. …лицезреть камня веры  – Петра…  – Как свидетельствует Священное Писание, Господь Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру, говорит: «Ты еси Петр (греч. петр  – «камень»), и на сем камне созижду Церковь Мою» (Мф. 16, 18). По толкованию святых отцов, в этих евангельских словах под камнем подразумевается исповеданная Петром вера в воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа, лежащая, как краеугольный камень, в основании Христианской Церкви.

…смиреннейшую из земнородных…  – смиреннейшую из рожденных на земле.

…святолепный образ…  – образ, исполненный духовной красоты, святости.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.