к главе XVI – 279

Глава XVI

С. 151. ...детей своих  – Юрия... и Петра...  – Юрий Дмитриевич (1374–1434), третий сын Вел. князя Димитрия Иоанновича, по завещанию отца (1389) получил в удел Звенигород и Галич. Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский был усердным попечителем Троицкого монастыря. По летописным и житийным свидетельствам, он присутствовал на торжестве закладки Троицкого собора, который и был воздвигнут при его содействии (Горский А. В. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. Изд. 2-е. С. 6 [13]). На средства князя был основан Саввино-Сторожевский монастырь (1398), в 2 км от Звенигорода, а в самом городе возведен белокаменный Успенский собор.  – Петр Дмитриевич (1385–1428), шестой сын князя Димитрия Иоанновича, по завещанию отца (1389) получил в удел из городов Московского княжества Дмитров.

...сына Андрея...  – Андрей Дмитриевич (1382–1432), пятый сын князя Димитрия Иоанновича, по завещанию отца (1389) получил в удел Можайск и Белоозеро.

...Сергия, находившегося в это время в Твери.  – Об удалении преп. Сергия с братией в Тверь во время нашествия хана Тохтамыша в 1382 г. сообщает краткое Житие преп. Сергия, помещенное во 2-й Софийской летописи (ПСРЛ. Т. VI. СПб., 1855. С. 122).

...Преподобный крестил у него сына Иоанна...  – Иоанн Владимирович, второй сын князя Серпуховского Владимира Андреевича, родился в 1381 г. (Никоновская летопись  – ПСРЛ. Т. XI. С. 70), наследовал удел своего отца после его смерти (1410). Скончался между 1425–1427 гг.

«…испытанного духовного наставника и молитвенника».  – См.: Митр. Филарет. Житие преподобного Сергия. С. 332 [86].

С. 152. ...из города Тернова...  – Тернов (Тырново, совр. Великотырново)  – один из древнейших болгарских городов и крупнейших государственных и церковных центров Средневековой Европы, с XII в. столица II Болгарского царства (1187–1396).

...принадлежал к Аполлинариевой ереси...  – Аполлинарий младший, епископ Лаодикии Приморской в Сирии, род. около 305–310 гг., умер в 80-х гг. IV в. Богословские построения Аполлинария по вопросу о том, каким образом во Христе Бог и плоть составляют одну природу, были осуждены на Втором Вселенском Соборе (381) как еретические. Аполлинарий учил, что Сын Божий, воплотившись, воспринял не полное человеческое естество, но только тело и душу, а человеческий ум в Нем замещался Божественным Логосом.

...Великий Князь повелел дяде своему, князю Андрею Ивановичу...  – Дядя Вел. князя Димитрия Иоанновича Андрей Иоаннович, о котором идет речь, скончался в 1353 г., поэтому, естественно, не мог быть восприемником от купели Воейко Войтеговича, принявшего крещение после 1384 г. Источником анахронизма является книга «Историческое родословие благородных дворян Воейковых, собранное и изданное игуменом Ювеналием Воейковым» (М., 1792), процитированная в статье М. В. Толстого «Родовая икона Воейковых» (с. 321–323 [79]), на которую ссылается архим. Никон в примеч. 156. Впервые вставка о родовой иконе Воейковых появилась в 3-м и 4-м изданиях Жития, составленного архим. Никоном, вышедших в 1898 г.

...в родословной книге… Воейковых...  – Имеется в виду указанная в предыдущем комм. книга «Историческое родословие благородных дворян Воейковых». В «Опыте российской библиографии» В. С. Сопикова (СПб., 1905) приводятся сведения о том, что «этого родословия напечатано 25 экземпляров» (Указ. соч. Ч. 4. С. 202, № 9762).

...такой-то князь поехал в Орду добывать себе титул великокняжеский...  – Право занять великокняжеский Владимирский стол и получить титул Вел. князя Владимирского давал ханский ярлык на великое княжение.

С. 153. ...Ростовского князя Константина Васильевича...  – О князе Ростовском Константине Васильевиче († 1365) см. выше комм. к с. 30 , к словам: «...выдал своих дочерей...».

...по смерти Великого Князя Иоанна Иоанновича...  – Иоанн Иоаннович Красный (1326–1359)  – Вел. князь Московский и Владимирский, сын Иоанна Калиты, отец Димитрия Донского. В 1340 г. по завещанию своего отца получил Звенигород и часть московских владений. Вел. князем Иоанн Иоаннович стал в 1354 г., когда получил в Орде ярлык на Владимирское великое княжение после смерти от чумы (1353) своего брата, Вел. князя Симеона Иоанновича.

С. 154. …хан Мурат, утвердивший Димитрия Московского на Великом Княжении…  – Как сообщает Рогожский летописец, ярлык на великое княжение для малолетнего князя Димитрия Иоанновича был получен не только у хана Мюрида (Мурата) в 1362 г., но и у его соперника, претендовавшего на ханский престол хана Абуллаха в 1363 г. (см.: ПСРЛ. Т. XV. Стб. 72–74).

...Суздальский князь… занял было Владимир...  – Речь идет о Дмитрии Константиновиче (1324–1383), князе Суздальском и Нижегородском, сыне суздальского князя Константина Васильевича († 1355). В 1363 г. князь Дмитрий Константинович получает, по-видимому, ярлык на великое княжение от хана Мурата, разгневанного тем, что послы Димитрия Иоанновича получили великокняжеский ярлык не только у него, но и у его соперника хана Абуллаха (см. пред. комм.). Поход московского войска против Дмитрия Константиновича, занявшего Владимир, состоялся в 1363 г. Князь Дмитрий Константинович вынужден был оставить Владимир и был осажден в Суздале войском князя Димитрия Иоанновича. В 1364 г., получив ярлык на великое княжение от сменившего Мурата хана Азиза (1364–1367), отказался от него в пользу Димитрия Иоанновича, а тот, в ответ, помог Дмитрию Константиновичу сесть в Нижнем Новгороде.

...сын Суздальского князя Василий Димитриевич привез отцу из Орды ярлык на Великое Княжение...  – Василий Дмитриевич (Кирдяпа; † 1403) привез своему отцу, Дмитрию Константиновичу Суздальскому (см. пред. комм.), ярлык на великое княжение в 1364 г., полученный от хана Азиза, сменившего в Сарае хана Мурата. В этом же году стал князем Суздальским: севший в Нижнем Новгороде Дмитрий Константинович передал ему Суздальское княжество. Участвовал во многих военных операциях своего отца: в 1370 г.  – против хана Волжской Болгарии Асана, в 1375 г.  – в походе против татар на Казань. В 1382–1386 гг. по воле отца находился в Орде как заложник хана Тохтамыша. В 1392 г. он был изгнан из Суздаля Вел. князем Василием I Дмитриевичем и получил от него в удел Шую. От сына Василия Дмитриевича, Юрия, пошел род князей Шуйских (см.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси. Т. 2. С. 408–417).

...Борис Константинович... самовольно захватил у брата Нижний Новгород.  – Борис Константинович, князь Городецкий († 1394), младший брат Дмитрия Константиновича, князя Нижегородского (см. пред. комм.), трижды занимал и трижды вынужден был оставить Нижегородский стол: в 1365 г. пытался сесть в Нижнем Новгороде вопреки старшинству Дмитрия Константиновича; с 1383 по 1387 г. занимал Нижегородский стол после смерти старшего брата и потерял его в результате междоусобицы; в 1389–1392 гг. был князем Нижегородским по ярлыку от Тохтамыша, пока Нижегородское княжество не было присоединено к Московскому Вел. князем Василием I Дмитриевичем.

...Тверской Князь Михаил Александрович.  – Михаил Александрович (1333–1399), вел. князь Тверской с 1365 г., был соперником князя Московского Димитрия Иоанновича в упорной и продолжительной борьбе за великое княжение. В 1375 г. после осады Твери московской ратью Михаилу Александровичу пришлось признать себя «младшим братом» московского князя и отказаться от притязаний на великокняжеский стол, и когда в 1382 г., во время нашествия Тохтамыша, он откупился от татар и отправился в Орду за великокняжеским ярлыком, то получил от хана ярлык лишь на Тверское княжение.

С. 155. ...женат на родной сестре Михаила...  – Женой вел. князя Литовского Ольгерда была сестра Михаила Александровича Тверского  – Ульяна Александровна. Умерла в 1392 г., приняв перед кончиной постриг с именем Марина. Погребена в Киево-Печерской Лавре.

...сын Олега Феодор взял за себя дочь Великого Князя Софию Димитриевну.  – Брак между Федором Олеговичем и Софией Дмитриевной был заключен в сентябре 1386 г. Федор Олегович, старший сын вел. князя Рязанского Олега, после смерти отца занимал Рязанский стол с 1402 по 1417 г.

С. 156. ...новый порядок престолонаследия...  – Согласно духовному завещанию Вел. князя Московского Димитрия Иоанновича (1389), великокняжеский Владимирский стол оставался в роду московских князей, которые усваивали себе право распоряжаться им как своей отчиной.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.