к главе XV – 273

Глава XV

С. 136. «<…> …обширности зрения духовного».  – См.: Архиеп. Филарет. Русские святые. Отд. 3. С. 145 [83].

С. 137. …восклицаешь с …святителем Филаретом: «…Ведь это все здесь!»  – См.: Митр. Филарет. Слово по освящении храма Явления Божией Матери Преподобному Сергию... // Он же. Слова и речи. Т. IV. С. 193 [84].

С. 138. Один из гордых ханов татарских, Мамай...  – Мамай (?–1380), которого составитель Жития называет ханом, собственно ханом быть не мог, так как не был Чингисидом  – прямым потомком Чингисхана. При хане Бердибеке (1357–1359), зятем которого был Мамай, он занимал в Орде высшую военно-административную должность беклярибека. В период междоусобия в Золотой Орде 1360–1370-х гг. управлял ее территорией западнее Волги от имени своих ставленников  – ханов Абуллаха (1362–1369) и Мухаммеда Булака (1369–1380). Мамай был организатором нескольких походов в русские земли и потерпел поражение от Димитрия Донского на Куликовом поле (1380). В том же 1380 г., уже в Орде, был разбит своим соперником ханом Тохтамышем, бежал в Крым (в Кафу), где был убит генуэзцами.

...после недавних войн с Литовцами и другими беспокойными соседями...– Наиболее напряженными из всех «соседей» были отношения Вел. князя Димитрия с князем Тверским Михаилом Александровичем. Дважды, в 1368 и 1370 гг., во время походов князя Димитрия на Тверь князь Тверской вынужден был находить убежище у своего родственника и союзника вел. князя Литовского Ольгерда, и дважды, в эти же годы, князь Литовский осаждал Москву, но взять город не смог. Летом 1372 г. совместный поход Ольгерда и Михаила Александровича на Москву закончился мирным договором, но в 1375 г. началась новая война с Тверью, закончившаяся ее взятием и мирным договором, значительно урезавшим самостоятельность Тверского княжества. Обостренными были отношения Димитрия Иоанновича и с вел. князем Рязанским Олегом (о нем см. комм. к с. 142, к словам: «…Рязанский Князь Олег…»).

С. 139. ...после Успеньева дня...  – То есть после 15 августа, когда Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы.

...распорядился приготовить освященную воду и… окропил ею Великого Князя...  – Окроплением освященной водой людей, храмов, жилищ, предметов призывается на них Божие благословение. Вода освящается во время совершения священником особого чинопоследования освящения воды. Летописное «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о том, что «игумен... Сергий повеле воду освящати с мощей святых мученик Флора и Лавра... окропи его [князя Димитрия Иоанновича.  – Ред.] священною водою и все христолюбивое его воинство...» (Сказания и повести о Куликовской битве. С. 31).

С. 140. ...Василий Великий утолил дарами нечестивого царя Иулиана...  – Римский император (361–363) Юлиан Отступник (царь Иулиан) выступил против христианства, попытавшись возродить язычество. Василий Великий во времена правления Юлиана Отступника был каппадокийским архиепископом (в Малой Азии). Об «утолении дарами нечестивого царя Иулиана» читаем в летописном «Сказании о Мамаевом побоище»: «Тако же случися иногда Великому Василию в Кесарии: егда злый отступник Иулиан, идый в персы и хотя разорити град его Кесарию, Василий же Великий помолися со всеми христианы Господу Богу и собра много злата и посла к нему, дабы его преступника утолити. Он же окаянный паче взърися, и Господь посла на него воина Своего Меркурия погубити его. И невидимо пронзен бысть в сердце нечестивый, жывот свой зле сконча» (Сказания и повести о Куликовской битве. С. 29).

...боярин Любецкий...  – То есть из древнерусского городка Любутска (ныне село Лубудское в Калужской обл.), в 48 км от Калуги, при впадении речки Любути в Оку.

С. 141. Приспело время вашей купли!»  – Ц.-слав. купля  – «дело», «деятельность», «занятие». Апостол Павел, обращаясь к апостолу Тимофею во Втором послании, пишет: «Итак, переноси страдания как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими (в славянском тексте Послания  – куплями), чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2, 3–4). Преп. Сергий, напутствуя иноков-воинов на Куликовскую битву, говорит, что теперь настало время их истинной купли (дела, делания), чтобы угодить их Военачальнику  – Самому Господу Иисусу Христу.

...на Старом Симонове, погребены... Пересвет и Ослябя.  – В царствование Императрицы Екатерины II при разборе колокольни древней приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове, была найдена гробница с именами Осляби и Пересвета на надгробном камне (см.: Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т V. Примеч. 82 и 122). Эта церковь располагается на месте основанного в 1370 г. преп. Феодором, учеником и племянником преп. Сергия, монастыря в честь Рождества Богородицы и, по некоторым источникам, была им же заложена. Мощи троицких иноков Пересвета и Осляби и поныне покоятся в этой церкви, располагающейся в наст. время на территории московского завода «Динамо».

...на дверцах киота...  – То есть на створках специального деревянного ящика-ковчега (киота) для иконы-складня.

С. 142. По возвращении в Москву Великий Князь рассказал Митрополиту Киприану о своем путешествии в Троицкую обитель…  – О встрече Вел. князя с Митр. Киприаном накануне Куликовской битвы сообщает только Распространенная редакция «Сказания о Мамаевом побоище» (см.: Сказание и повести о Куликовской битве. С. 83). По-видимому, следуя за «Сказанием», архим. Никон в этом месте допустил хронологическую неточность, поскольку ранее (на с. 134 наст. изд.) сам говорил, что Митр. Киприан впервые приехал в Москву только в мае 1381 г., когда его пригласил Вел. князь Димитрий Донской. Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. VIII) под 1380 г. отмечает, что «тое же зимы посла князь великий по Киприана митрополита на Киев» (с. 42), под следующим 1381 г.  – что «на Вознесениев день прииде Киприан на Москву» (Там же).

…Рязанский Князь Олег… готовился соединиться с Мамаем…  – Вел. князь Рязанский (с 1350 г.) Олег Иванович (?–1402), еще один «беспокойный сосед» (см. выше комм. к с. 138, к словам: «…после недавних войн с Литовцами…») Вел. князя Московского Димитрия Иоанновича, всемерно противился возвышению Москвы. Накануне Куликовской битвы князь Рязанский Олег вступил в изменнический тайный союз с Мамаем, однако в самой битве участия не принял. После победы Димитрия Иоанновича, боясь расправы за измену, бежал из своего княжества в Литву. В 1382 г. оказывал помощь Тохтамышу в нашествии на Москву. Лишь в 1386 г. заключил с Димитрием Иоанновичем окончательный мирный договор, скрепленный брачными отношениями их детей.

С. 143. …с… Литовским Князем Ягайлом Ольгердовичем?  – Ягайло (в крещении Иаков; 1362–1434)  – сын и преемник (1377) вел. князя Литовского Ольгерда, с 1392 г.  – король польский Владислав II, основатель династии Ягеллонов. В 1380 г. был союзником Мамая в походе на Русь. Непосредственному участию литовского войска Ягайло в Куликовском сражении помешало лишь то, что князю Димитрию удалось разбить татарское войско до соединения его с войском литовским.

…Великого Князя Димитрия Иоанновича и его брата-сподвижника князя Серпуховского Владимира Андреевича...  – Сподвижником своего двоюродного брата Димитрия Донского князь Серпуховской и Боровский Владимир Андреевич (1353–1410) стал уже с 9 лет, приняв участие в походе 12-летнего Вел. князя Московского на Переславль против Дмитрия Константиновича Суздальского. С тех пор он неизменно принимал участие во всех военных мероприятиях Вел. князя. Носил прозвище Храбрый, иногда древнерусские источники называют его и Донским (в Куликовской битве командовал засадным полком, вступление которого в бой решило победный исход сражения). В 1382 г. под Волоколамском разбил отряд Тохтамыша во время его нашествия на Москву, после чего тот покинул Русские земли. В 1408 г. возглавил оборону Москвы против Едигея.

…Богородичную просфору…  – Богородичной называется просфора, из которой на литургии вынимается частица в честь и память Пресвятой Богородицы.

С. 144. …воздев руки... произнес молитву из чина Панагии…  – Греческим словом Панагия (Всесвятая) в Православной Церкви именуется Сама Пресвятая Богородица. Этим же словом называют Богородичную просфору (о ней см. выше, в комм. к с. 143). По окончании литургии при совершении чина о Панагии Богородичная просфора переносится из алтаря храма в монастырскую трапезную, где по завершении трапезы, после особой молитвы (см. ниже по тексту Жития), вкушается братией.

…необозримые ряды войск…  – По разным сохранившимся историческим источникам, численность русских войск составляла от 150 тыс. до 428 тыс. человек (Сказания и повести о Куликовской битве. С. 304), по современным исследованиям  – не менее 40 тыс., с обозными  – 50–60 тыс. человек (Там же).

…на черном знамени великокняжеском…  – Свидетельство о том, что великокняжеское знамя было черного цвета, содержится в «Сказании о Мамаевом побоище». Но вопрос о цвете первого русского государственного флага до сих пор остается открытым: в 1907–1910 гг. работала специальная комиссия, имевшая целью исследовать этот вопрос, но не пришла к единому мнению, хотя часть ученых и высказалась за черный цвет (подробнее см.: Сказания и повести о Куликовской битве. С. 402).

…Великий Князь выступил… вперед, чтобы лично подать пример другим…  – Как свидетельствует Пространная летописная повесть «О побоище, иже на Дону...», на уговоры воевод биться не впереди, а стать в тылу, или с краю, или где-нибудь в укромном месте Вел. князь отвечал: «Да како аз возглаголю: “Братиа моа, да потягнем вси с единого“, а сам лице свое почну крыти и хоронитися назади? Не могу в том быти, но хощу якоже словом, такожде и делом напреди всех и пред всими главу свою положити… да и прочьи, то видевше, приимут с усердием дерзновение». Далее летописец подтверждает: «да якоже рече, и тако сотвори» (Сказания и повести о Куликовской битве. С. 22).

С. 145. …несметных полчищ татарских…  – По мнению современных исследователей, татарское войско насчитывало до 60 тыс. человек ( см.: Сказания и повести о Куликовской битве. С. 282).

с татарской стороны выехал вперед богатырь… Челибей Тамир Мурза… родом… печенег.  – Имя противника Пересвета (Темир-мирза) содержится только в так называемой Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище». Хотя печенеги  – объединения тюркских и сарматских племен, кочевавших в заволжских степях во времена Киевской Руси, и были разбиты русскими войсками в 1031 г. и сошли с исторической арены, но этим именем на Руси продолжали называть вообще всех кочевников, нападавших на русские земли. Именно в этом смысле, а не в этническом употреблено слово «печенег» в «Сказании о Мамаевом побоище», на которое опирается составитель наст. Жития: «выде печенег из полку татарского», «печенези же свои боги кликнуша», говорится в Основной редакции «Сказания» о противнике Пересвета и о начале самого сражения (см.: Сказания и повести о Куликовской битве. С. 98).

…подобно древнему Голиафу…  – Голиаф  – исполин-филистимлянин, которого победил вышедший с ним на поединок Давид (см.: 1 Цар. 17).

…из полка Владимира Всеволодовича…  – Речь идет о князе Владимире Александровиче Всеволоже  – одном из братьев Всеволожей, выехавших в 60-е гг. XIV в. из-за притеснений князя Литовского Ольгерда из Смоленска в Москву. В Куликовской битве командовал (вместе со своим братом Дмитрием Александровичем Всеволожем) передовым полком.

С. 146. …своему любимому боярину (Михаилу Бренку)…  – Одним из потомков геройски павшего на Куликовом поле боярина Михаила Андреевича Бренка является святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, святой Русской Православной Церкви († 1867; память 30 апреля), автор высоко ценимых духовно-аскетических сочинений.

…с частицами Животворящего Древа…  – То есть с частицами древа Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. При обретении (326) в Иерусалиме на Голгофе Креста Господня он явил свою чудодейственную животворящую силу (слав. животворящий– «дарующий жизнь», «оживляющий», «воскрешающий») воскрешением умершего и многочисленными исцелениями. Русь не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня, которые благоговейно хранились в разных местах нашего Отечества.

…из ста пятидесяти тысяч воинов вернулось… не более сорока тысяч…  – О численности русского войска см. комм. к с. 144, к словам: «…необозримые ряды войск…». Различные источники Куликовского цикла называют число павших в Куликовской битве от 253 тыс. до 360 тыс., что современными исследователями считается преувеличенным, а потери русского войска определяются ими в 20 тыс. человек, т. е. около трети всей армии.

...многие воеводы... сложили свои головы…  – Число погибших военачальников по различным произведениям Куликовского цикла (и их редакциям), содержащим списки убитых, колеблется от 543 до 604, что составило почти треть командовавших русской армией. Имена высших военачальников  – князей и бояр, руководителей полков  – были помещены в государственный пергаменный синодик (см.: Сказания и повести о Куликовской битве. С. 302–304), другие сохранены летописцами и книжниками.

...вдвое более побито татар...  – Потери на Куликовом поле со стороны и русских и татарских войск считаются современными исследователями примерно равными.

С. 147. «…связь между отрывочно намеченными событиями дня…»  – Автором цитируется, а ниже по тексту излагается статья Н. Шлякова «Невыясненное известие из жизни преподобного Сергия» [90].

С. 148. ...весть о Литве и Агарянах...  – То есть известие о литовском и татарском войсках. В Священном Писании агарянами называются потомки Измаила, сына Агари (1 Цар. 5, 10. Пс. 82, 7),  – измаильтяне, или арабы. На Руси агарянами называли кочевников, принявших ислам.

...в то время... в Москве... Митрополит Киприан.  – В указанное время Митр. Киприана в Москве не было (см. комм. ниже).

...Святитель Киприан... только что вступивший на митрополию...  – Как известно, после смерти Митр. Алексия Русская митрополия переживала церковные нестроения: в Москве не было предстоятеля Церкви, признаваемого как Патриархом Константинопольским, так и Вел. князем. Осенью 1380 г. святитель Киприан был Митр. Малой Руси и Литовским, а Митр. Киевским и всея Руси он стал по постановлению Константинопольского Собора только в феврале 1389 г.

«своинственная показати»  – воинствовать с кем-либо вместе.

С. 149. ...ратниками, от ангельского лика данными.  – Речь идет о воинах-монахах, троицких иноках Пересвете и Ослябе.

...велел петь панихиды и служить заупокойные литургии…  – Панихида (греч. «всенощное пение»)  – заупокойное богослужение, и само название его показывает, что, по Уставу, такое богослужение совершается (поется) в течение всей ночи (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 163). О заупокойной литургии епископ Афанасий пишет следующее: «Когда литургия совершается специально для поминовения и когда на ней возносятся нарочитые моления об усопших, у нас обычно усваивается ей наименование Литургия заупокойная» (Там же. С. 116).

...пред 26-м числом октября (день Ангела Великого Князя Димитрия Иоанновича)...  – 26 октября Церковь празднует память великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.), небесного покровителя Димитрия Донского.

С. 150. ...Стромынский Успенский монастырь на реке Дубенке, где первым настоятелем был... Савва одноокий...  – Как свидетельствует Никоновская летопись под 1379 г., «монастырь на реце на Дубенке на Стромыне» (Стромынский Дубенский Успенский) был основан преп. Сергием в 1379 г., и первым игуменом в нем был троицкий инок Леонтий (ПСРЛ. Т. XI. С. 44). После победы Дмитрия Донского над Мамаем на Куликовом поле преп. Сергием был основан другой Успенский монастырь, «что на Острову», игуменом в котором был поставлен троицкий инок преп. Савва, впоследствии основатель Саввино-Сторожевского монастыря (Там же. С. 145). Этот обетный монастырь был основан на другой реке с тем же названием Дубенка. Местоположение Успенского Дубенского на Острову монастыря граф М. В. Толстой отождествляет с Шавыкиной пустынью, располагавшейся во Владимирской губ. Александровского уезда (см.: Душеполезное чтение, 1877. Ч. 2. С. 245–249 [81]). Следует отметить, что и сам архим. Никон в гл. XX говорит, что Стромынский Успенский монастырь основан в 1378 г., а в 1381 г. был основан Успенский монастырь, что на Острову, а не Успенский Стромынский (см. с. 192 наст. изд. и комм. к ней, к словам: «…Стромынский монастырь…» и «…другой Дубенский Успенский монастырь…»).



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.