к главе XII – 261

Глава XII

С. 102. ...сан святительский...  – В Православной Церкви святителями называют архиереев: греч. архиерей  – «святитель», «священноначальник».

С. 103. ...отбирала чистую пшеницу от плевел...  – Плевелы  – злаковый сорняк, имеющий ядовитые семена. О пшенице и плевелах см. евангельскую притчу: Мф. 13, 24–30.

...Преподобные Антоний и Феодосий.  – Преподобные Антоний († 1073) и Феодосий († 1074) Печерские (память 2 сентября)  – устроители Киево-Печерской Лавры, во многом определившей духовную жизнь всей Киевской Руси.

...искатели безмолвия...  – Об особом аскетическом подвиге безмолвия, или молчальничестве (безмолвник  – живущий в молчании), см. комм. к с. 91, к словам: «Послушал бы молчания Исаакиева...». Здесь же под безмолвием подразумевается уединение, необходимое для духовной жизни.

...со своим сыном Феодором.  – Святитель Феодор († 1394, память 23 ноября)  – архиепископ Ростовский, племянник преп. Сергия (сын его брата Стефана) и его постриженник, основатель московского Симонова монастыря, духовник Вел. князя Димитрия Иоанновича Донского. Подробнее о нем см. в гл. XX наст. изд.

...с... дерзновением молился...  – Церковная традиция отличает дерзновение (ц.-слав.)  – смиренную решительность, упование от дерзости  – безрассудной самонадеянности, наглости.

…погружен в сердечную молитву за духовных чад своих...  – Православное аскетическое учение о молитве различает следующие ее степени: устная (творимая устами), умная (творимая при сосредоточении ума на словах молитвы) и третья, высшая степень, доступная только немногим,  – умно-сердечная, или сердечная. По замечанию одного из знаменитых духовных аскетических писателей, Никодима Святогорца (XVIII в.), сердечная молитва «есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся сознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных» (Никодим Святогорец. Невидимая брань. С. 195). Преподобный Сергий молился за своих духовных детей (чад), т. е. тех, кто вверил себя его духовному руководству и попечению.

С. 104. ...окрестности Лавры: вот Вифания... Гефсимания, Пещеры, Киновия... пустынь Святаго Духа Утешителя…  – Речь идет об относящихся к Троице-Сергиевой Лавре и расположенных в ее окрестностях монастырях и скитах:

Вифания  – Спасо-Вифанский монастырь в честь Преображения Господня, основан в 1783 г. митр. Платоном (Левшиным; † 1812). Назван по селению Вифания близ Иерусалима  – месту воскрешения Лазаря Господом нашим Иисусом Христом; здесь же произошло вознесение Господне. Спасо-Вифанский монастырь долгое время служил местом погребения для лаврской братии. В 1800 г. в Вифанском монастыре была открыта семинария. Вифанский монастырь был закрыт после октябрьского переворота 1917 г., в 1918 г. из братии и сотрудников семинарии организована трудовая артель (просуществовала до 1925 г.), храмы монастыря действовали до 1928 г., в 1920–1932 гг. на его территории размещался детский дом, с 1931 г.  – птицеводческое хозяйство. Вифанию переименовали в Птицеград. Главный Преображенский храм монастыря был разобран, а кирпич пошел на строительство птицекомбината. В наст. время Вифанский монастырь, переданный Лавре, возрождается.

Гефсимания  – Гефсиманский скит, основанный в 1844 г. наместником Лавры преп. Антонием (Медведевым), архим. Радонежским († 6 октября 1877; память 12 мая) с благословения и деятельного участия Филарета, митр. Московского. Свое название получил по священному для всех христиан месту у подножия Елеонской горы  – Гефсиманскому саду, где Господь молился до кровавого пота перед Своими крестными страданиями, где был предан Иудой и схвачен стражей и где находится место погребения Пресвятой Богородицы. Лаврский Гефсиманский скит после закрытия Лавры в 1919 г. стал местом поселения лаврских монахов, из которых в 1924 г. была организована сельскохозяйственная артель, просуществовавшая до 1928 г. С 1950 г. на его территории разместилась воинская часть. Строения скита почти не сохранились. В наст. время предпринимаются усилия по возрождению Гефсиманского скита.

Пещеры  – «Пещерами» называли в XIX в. особое, так называемое Пещерное отделение Гефсиманского скита. Другое название  – Черниговский скит (по главной святыне  – чудотворной Черниговско-Гефсиманской иконе Божией Матери). Начало скиту было положено знаменитым подвижником юродивым Филиппушкой (Филиппом Андреевичем Хоревым; 1802–1869), поселившимся здесь в 1847 г. и ископавшим первые пещеры в подражание подвижникам Киево-Печерского монастыря. На рубеже XIX и XX вв. скит был известен по всей России благодаря знаменитому подвижнику старцу преп. Варнаве Гефсиманскому (24. 01. 1831  – † 1906; память 17 февраля и 6 июля). Закрыт в 1921 г. В Черниговском скиту после закрытия в разное время размещались тюрьма, интернат для слепых, интернат для инвалидов Великой Отечественной войны, ПТУ для инвалидов. Возрождается с июля 1990 г. как мужской монастырь, приписанный к Троице-Сергиевой Лавре.

Киновия  – Боголюбская киновия, общежительный монастырь (отсюда и название: греч. киновия  – «общежитие»), основанный в 1858 г. схимонахом Филиппом (в миру  – юродивым Филиппушкой, см. выше), с храмом в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1859). Боголюбская киновия была закрыта после революции 1917 г.

пустынь Святаго Духа Утешителя  – иное название: скит Параклит (греч. Параклит  – «Утешитель», так называется Третье Лицо Пресвятой Троицы, Дух Святой, в Священном Писании, см.: Ин. 14. 26; 15. 26; 16. 7). Основана в 1859 г. близ Гефсиманского скита Лавры попечением ее наместника преп. Антония Радонежского. После революции 1917 г. скит был закрыт. В наст. время возрождается как подворье Троице-Сергиевой Лавры.

С. 105. ...схимникам-воинам Пересвету и Ослябе...  – Преподобный Александр Пересвет и Андрей Ослябя  – иноки Троицкого монастыря, участники Куликовской битвы. Подробнее о них см. в гл. XV наст. изд., примеч. 139 архим. Никона и комм. к нему. Усыпальница их находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, бывшем Симоновом, монастыре, основанном племянником преп. Сергия, преп. Феодором, святителем Ростовским (см. также комм. к с. 141, к словам: «...на Старом Симонове погребены...»).

...устроять жизнь апостольской общины в обителях.  – Книга Деяний святых апостолов свидетельствует, что у множества уверовавших после апостольской проповеди в Господа нашего Иисуса Христа было общее имущество: Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 34–35).

...в... обителях… Пешношской, Андрониковой, Симоновской...  – Об этих обителях см. подробнее в гл. ХХ наст. изд. и в комм. к ней.

Около 1372 года в его обитель прибыл один греческий митрополит, в сопровождении нескольких греков, из Царьграда.  – Житие преп. Сергия не упоминает точно года прибытия посланников Патриарха Константинопольского (так же как, впрочем, нигде не говорит, что во главе этого посольства стоял митрополит). Архим. Никон не дает аргументации в поддержку своей датировки этого события. По мнению В. А. Кучкина, «посольство прибыло в Москву... зимой 1376/77 г., скорее всего, в самом начале 1377 г.». Во главе этого посольства стояли два важных должностных лица (апокрисиария) Константинопольского патриархата, «в течение многих лет занимавшихся делами Русской митрополии... Иоанн Докиан и Георгий Пердика». Подробнее аргументацию В. А. Кучкина см. в его работе: Сергий Радонежский и «Филофеевский крест» // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. С. 16–22.

...«Вселенский Патриарх Константинопольский Кир Филофей...».  – «Вселенский Патриарх»  – титул Патриарха Константинопольского. Этот титул константинопольские Патриархи стали носить с конца VII в., когда патриархаты Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский подпали под власть мусульман, и только Константинопольский Патриарх пользовался самостоятельною властью в своем округе, а потому имел решающий голос в общецерковных делах. «Кир»  – официальный титул Патриархов, принятый в Православной Церкви с древних времен (греч. кир  – «господин»). Патриарх Константинопольский Филофей (Коккин; † 1379) занимал патриаршую кафедру дважды  – в 1354–1355 и 1362–1376 гг. Знаменит своей защитой православного учения о нетварных Божественных энергиях и их отличии от Божественной сущности; составил службу в честь святителя Григория Паламы, великого православного богослова, давшего этому учению богословские формулировки.

...посылает ему поминки  – крест, параманд и схиму...  – Здесь поминки  – памятные подарки. Из присланных Патриархом Константинопольским Филофеем поминков сохранился крест, находящийся в наст. время в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Параманд (аналав, или наплечник)  – носимый монашествующими на спине четырехугольный плат с вышитыми на нем надписью: «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу» и символическим изображением горы Голгофы и Креста Господня. Схима  – здесь: особая монашеская одежда, в которую облачается инок третьей, высшей, степени монашества  – великосхимник.

С. 106. …Архиепископ Константинограда…  – Патриарх Константинопольский.

...сослужебнику нашего смирения Сергию...  – «Наше смирение»  – один из титулов Вселенского Патриарха; сослужебник  – несущий с кем-либо одну службу.

…едина главизна... еще не достаточествует ти...  – То есть «одного (главного) тебе не хватает» (др.-русск. достаточествовать  – «иметь в достатке»).

…се... что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе.  – Пс. 132, 1.

С. 107. …к нему приходили... для откровения... своих помыслов...  – Откровение помыслов  – это открытие перед опытным в духовной жизни наставником всех своих стремлений и желаний. Оно является важнейшей частью духовной практики в православной аскетической традиции: «Предание рассуждению отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей. Враг не любит света; почему откровение злых помыслов тотчас, как они открываемы бывают, разгоняет их и истребляет» (Св. Иоанн Кассиан Римлянин. О руководстве в духовной жизни // Добротолюбие. Т. 2. С. 144).

С. 108. …должности… эконома и благочинного…  – Эконом  – распорядитель монастырским хозяйством; благочинный  – инок, отвечающий за соблюдение уставного порядка во время богослужения и в жизни братии.

«<…> …елика он к братии творяше».  – Цит. по: Кудрявцев М. История православного монашества. С. 57–58 [38].

...назначен духовником для всей братии.  – Духовник печется о духовном возрастании братии, о том, чтобы монахи регулярно прибегали к Таинствам Покаяния и Причащения, помогает им в разрешении сложных вопросов духовной жизни.

...Преподобный Савва...  – Преп. Савва Сторожевский  – звенигородский чудотворец († 1406; память 19 января и 3 декабря), один из первых учеников преп. Сергия.

…послушание… уставщика и… ризничного.  – Уставщик  – инок, отвечающий за то, чтобы служба в храме отправлялась в соответствии с уставом; ризничный (ризничий)  – заведующий монастырской ризницей, местом, где хранятся богослужебные сосуды, облачения священнослужителей и иное, имеющее отношение к богослужению.

С. 109. ...устав Студийский...  – Богослужебный устав (сборник указаний о порядке и образе совершения служб), составленный преп. Феодором Студитом († 826; память 11 ноября), настоятелем Студийского монастыря в Константинополе. Был введен на Руси преп. Феодосием Печерским (о нем см. в комм. к с. 76, к словам: «...Преподобного Феодосия Печерского») и оставался общераспространенным до XIV в., когда был заменен другим уставом  – Иерусалимским (см. ниже), действующим поныне.

...устав Иерусалимский...  – Богослужебный устав, принятый (524) в лавре преп. Саввы Освященного († 532; память 5 декабря), близ Иерусалима. Был введен в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку.

С. 110. …«Евангелие четвертное, на харатье, Никона чудотворца…»…  – Упоминаемое здесь Четвероевангелие, принадлежавшее преп. Никону, игумену Радонежскому, в наст. время находится в РГБ (ф. 304/III, № 6); описание см.: Леонид (Кавелин), архим. Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с. 23. О харатье см. комм. к с. 83, к словам: «…книги писались не на хартиях…».

...книжное учение в обители Григория Богослова...  – Под обителью Григория Богослова подразумевается так называемый Григорьев Затвор  – мужской монастырь святителя Григория Богослова в Ростове (основан ранее 1365 г.), известный своим строгим уставом (потому и назывался Затвором), книжным собранием, в том числе и книг на греческом языке, а также тем, что служба в нем велась параллельно на русском и греческом языках. В Григорьевом Затворе некоторое время учился списатель Жития преп. Сергия, преп. Епифаний Премудрый. О монастыре см. также в гл. XIX и комм. к с. 179, к словам: «…в монастыре Григория Богослова…».

…Пятокнижие Моисеево...  – Пятикнижие (здесь: Пятокнижие) общее название первых пяти книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, написанных пророком Боговидцем Моисеем († 1531 г. до Р. Х.; память 4 сентября). Описание рукописного Пятикнижия, принадлежавшего библиотеке Троицкого монастыря, см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 1, № 1 [8].

…«Паремейник»…  – Паремийник (здесь: Паремейник)  – книга, содержащая паремии  – чтения из Священного Писания Ветхого или Нового Завета, полагающиеся по уставу на вечерних богослужениях Православной Церкви. О Паремийнике, принадлежавшем библиотеке Троицкого монастыря, см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 3, № 4 [8].

…Поучения Ефрема Сирина…  – Описание поучений преп. Ефрема Сирина, списки которых принадлежали библиотеке Троицкого монастыря, см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 4–9, № 7 [8].

...16 слов святого Григория Богослова...  – О Григории Богослове см. комм. к с. 74, к словам: «…великих Святителей...». Указанный рукописный сборник содержит Слова Григория Богослова на дни Господских праздников и дни памяти святых (см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 9–11, № 8 [8]).

…преподобному Елисею, ученику Преподобного Сергия…  – Житие преп. Сергия не содержит никаких иных сведений о преп. Елисее, кроме того, что он был учеником святого.

Иоанна Златоуста (№ 9)…  – Описание рукописного сборника свт. Иоанна Златоуста (рукопись XIV в.) см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 11–14.

…«Златая Цепь»…  – В «Описании славянских рукописей» Арсения и Илария (Ч. 1. С. 15–18, № 11 [8]) этот сборник характеризуется как «драгоценный памятник русской литературы XIV в.». Он содержит поучения на разные темы, например о смирении, о молитве, о снах, о тайне, о страхе, о монастырях, а также поучения, приуроченные к определенным дням церковного календаря, например на все воскресные дни Великого поста.

Пандекты Никона Черногорца  – свод правил и объяснений общих обязанностей христианина, составленный на греческом языке Никоном, монахом монастыря Черной горы близ Антиохии (2-я пол. XI в.); в России известны с XIII в. (см.: Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 3. 1995. С. 548, комм. 213) и неоднократно переписывались. Рукописные Пандекты Никона Черногорца, принадлежавшие Троицкой библиотеке, датируются 1381 г. (см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 24–28, № 14 [8]). В наст. время хранятся в Государственном Историческом музее.

«Мерило Праведное»  – древнерусский юридический сборник; упомянутый здесь Троицкий список (кон. XIV в.) этого памятника древнего русского права является древнейшим из сохранившихся (см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч 1. С. 28–33, № 15 [8]). В наст. время хранится в отделе рукописей РГБ.

…«Кондакарь» XII века, с крюковыми нотами…  – Кондакарь  – сборник кондаков (кратких песней в похвалу святому или празднику) из церковных служб целого года. Уникальный Кондакарь Троице-Сергиевой Лавры (см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 37, № 23 [8])  – один из пяти сохранившихся до наших дней. Крюками, или знаменами (крюковыми нотами), называются знаки русского старинного безлинейного нотного письма, распространенные на Руси до XVI в.

…«Стихирарь», писанный преподобным Епифанием…  – Стихирарь  – собрание стихир: церковных песнопений, воспевающих празднуемое событие новозаветной церковной истории. В «Описании славянских рукописей» Арсения и Илария (Ч. 1. С. 36–37, № 22 [8]) этот Стихирарь датируется 1303 г. Однако Е. Е. Голубинский считает эту датировку ошибочной: часть букв в обозначении года написана вязью, а не полууставом, как остальные, что и привело к ошибочному прочтению: 1303 вместо 1380 (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2-е. С. 91 [12]).

елеисон ми  – греч. «помилуй мя».

...«Потребник», по которому... постригали иноков…  – Требник (здесь: Потребник)  – богослужебная книга, в которой содержатся молитвы и указания на необходимые священнодействия во время исполнения церковных треб, т. е. богослужениях частных или совершаемых в особенных случаях. Описание Требника, о котором здесь идет речь, см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 2. С. 17, № 229 [8].

...«Слова Постнические Преподобного Исаака Сирина»...  – Преп. Исаак Сирин (VIII в.; память 12 апреля)  – аскет, автор многочисленных сочинений, излагающих бесценный опыт подвижнической жизни. Славянский перевод принадлежащих ему Слов постнических, сделанный в Троицком монастыре, является одним из первых славянских списков сочинений святого (описание рукописи см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 150–157, № 172 [8]; в наст. время находится в РГБ, ф. 304).

…сохранились одни заглавия в описях древних…  – Далее архим. Никон цитирует опись Сергиева монастыря 1642 г. (см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. III [8]).

…Евангелие в десть... Псалтирь в полдесть...  – Рукописные книги в Древней Руси составлялись из тетрадей пергамена или бумаги в 8 листов, размер книги мог быть в лист (в десть), в пол-листа (в полдесть), в четвертку (в четь), в осьмушку и в 16-ю долю листа.

С. 111. ...упомянем... «Лествицу»...  – Знаменитое аскетическое сочинение преп. Иоанна Лествичника (VI в.; память 30 марта) «Лествица» было настольной книгой для многих поколений троицких иноков. Здесь эту книгу не только читали, но и переписывали. Именно поэтому в библиотеке Троицкого монастыря насчитывалось 10 древних (XIV–XV вв.) рукописных списков с «Лествицы». Список, сделанный, как свидетельствует запись на листе книги, иноком Троицкого монастыря Варлаамом в 1412 г. (см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч. 1. С. 137–138, № 156 [8]), находится в наст. время в РГБ (ф. 304/I, № 156).

Псалтирь с последованиями  – Псалтирь, приспособленная для богослужебного употребления (Следованная Псалтирь). Помимо собственно Псалтири содержит три приложения: 1) часослов, в котором содержатся молитвословия дневного круга богослужения, за исключением литургии; 2) избранные из всех богослужебных книг тропари и кондаки; 3) молитвословия, которые должны быть читаемы перед Святым Причащением. Об указанной здесь Псалтири с последованиями из Лаврской библиотеки см.: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей. Ч 2. С. 79–83, № 308 [8].

…ознакомиться по заставкам, какие видит в этой книге.  – Об этих заставках читатель может составить представление по многочисленным репринтным переизданиям данной книги, выходившим неоднократно с 1990 г., а также по работе Ф. Буслаева «Образцы письма и украшений из Псалтыри с возследованиями по рукописи XV в., хранящейся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры под № 308/481» (см.: Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 3. С. 158–209 [9]).

Преподобный Пафнутий Боровский  – святой, чудотворец (1395–1478; память 1 мая), более 30 лет подвизался в Покровском Высоцком монастыре близ г. Боровска под Калугой, последние 13 лет  – в сане игумена. В 1444 г. основал на левом берегу р. Протвы (приток р. Оки) обитель в честь Рождества Богородицы (в наст. время Свято-Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь).

С. 112. …как река многоводная… он получал все необходимое.  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 102 [21].

…умедлить в обители долее обыкновенного…  – По монастырскому уставу паломники пользовались гостеприимством обители обычно в течение трех дней.

«...истома князем русским» от посла татарского Кошака...  – Кошак был послан на Русь ордынским ханом Джанибеком (?–1359) со сбором налогов. Н. М. Карамзин (на которого ссылается архим. Никон в относящемся к этому месту примеч. 104), замечает, что притеснения Кошака были прекращены после того, как Митр. Алексий в 1357 г. чудесным образом исцелил жену хана Тайдулу.

       ...в 1368 году Москва претерпела опустошение от Олгерда…  – Ольгерд, вел. князь Литовский (1345–1377), поддерживал Тверское княжество в его борьбе против Московского. В 1368 г., выступая на стороне тверского князя Михаила Александровича против Вел. князя Московского Димитрия Иоанновича, Ольгерд осадил Москву, но взять город не смог, подвергнув, однако, его окрестности такому страшному разорению, какое Московское княжество не видело со времен Иоанна Калиты: «Толь велико зло от Литвы не бывало в Руси, аще и от Татар бывало; от Федорчуковы [в 1327 году] рати до Олгердовы лет 41» (на это летописное свидетельство, приводимое Н. М. Карамзиным, дает ссылку архим. Никон в примеч. 106).

…в 1382  – земля Русская опустошена Тохтамышем.  – Тохтамыш (?–1406), хан Золотой Орды с 1380 г., потомок Джучи, старшего сына Чингисхана (1155–1227), добиваясь от русских князей абсолютного себе подчинения, в 1382 г. организовал поход в Русские земли: 26 августа, в отсутствие Вел. князя Димитрия Иоанновича Донского, собиравшего в Костроме ополчение на татар, Тохтамыш вероломно захватил Москву, подверг ее разграблению и пожару, убив более 24 тыс. чел. Такому же разорению и сожжению были подвергнуты Владимир, Звенигород, Юрьев, Дмитров и Можайск.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.