к главе I – 235

Глава I

С. 9. Акаф. …Ик. ...Ик. Минеи  – Архим. Никон в Житии преп. Сергия использовал в эпиграфах особые церковные песнопения, посвященные святому,  – икосы из акафиста (здесь сокр.: Ик. Акаф.) и икосы из канона преп. Сергию, содержащегося в Минее (здесь сокр.: Ик. Минеи).

Акафист (греч. «акафистос гимнос»  – «неседальный гимн», гимн, который поется стоя)  – торжественное молебное пение, одна из форм церковного гимна, ведущая свое начало от Великого Акафиста  – хвалебного песнопения в честь Пресвятой Богородицы.

Икос (греч. «дом», «строфа»)  – церковные песнопения, входящие в канон или акафист святому и рассказывающие о наиболее памятных событиях его жития. Кроме того, каждый икос содержит 12 славословий, воспевающих добродетели и подвиги святого, начинающихся словами приветствия ангела-благовестника (архангела Гавриила) Пресвятой Богородице: «Радуйся...».

Минея  – разделенное по месяцам собрание молитв и церковных песнопений годичного круга богослужения на дни празднования церковной памяти святых.

...заштатный... монастырь...  – 26 февраля 1764 г. Императрицей Екатериной II был подписан указ «О церковных владениях», известный под названием «Духовные штаты». О сути этого указа известный исследователь монастырей России В. В. Зверинский пишет: «Законодательством этим от монастырей отобраны все вотчинные имения за оставлением им небольшой части земли и служителей; вместо того на содержание назначено денежное годовое жалованье... соразмерно богатству и знатности того или другого монастыря. Согласно этому все монастыри, за исключением лавр... и тех из них, которые предназначены для архиереев... разделены на три степени классов, и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь... Затем остальные монастыри, не вошедшие в число штатных, частию оставлены на своем содержании и сделались известными под именем «заштатных», т. е. не получающих от казны постоянного содержания...» (Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Ч. I. С. X).

…Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича…  – Константин II Борисович был князем Ростовским с 1294 по 1309 г., ему наследовал его сын Василий Константинович, скончавшийся, по-видимому, до 1328 г., т. к. Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. VII. С. 201) под этим годом называет ростовским князем уже сына князя Василия Константиновича, Константина III Васильевича (скончавшегося во время моровой язвы 1365 г.). Таким образом, отец преп. Сергия, преп. Кирилл, служил трем ростовским князьям  – Константину II Васильевичу, его сыну Василию и его внуку Константину III Васильевичу.

С. 10. «<...>…истинное благородство состоит в добродетели!»  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 7 [49].

...смиренно стала... в притворе церковном...  – Подчеркивая смирение Марии, матери преп. Сергия, Епифаний говорит, что она не вошла в сам храм, а стала при входе в него, в передней его части, которая называется притвором.

С. 10–11. …пропели... Трисвятую песнь... <…> начали петь Херувимскую песнь... <…> Священник возгласил: «…Святая святым!»  – младенец вскрикнул в третий раз...  – Здесь говорится о чудесном трехкратном возглашении младенца во чреве матери во время трех наиболее важных моментов литургии  – самого главного из православных богослужений: Трисвятая песнь, представляющая собой ангельское славословие «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», трижды поется перед чтением Евангелия; Херувимская песнь, называемая так по первым словам песнопения «Иже Херувимы» («Подобно Херувимам»), поется на литургии во время Великого входа, когда Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол через Царские врата; за возгласом священника «Святая святым!», завершающим молитвословия Божественной литургии, следует причащение священников в алтаре и прихожан в храме; этим возгласом исповедуется, что единственным источником освящения членов Церкви является Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

С. 11. «<...> …Да будет над ним воля Господня!»  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 295 [86].

С. 12. «<...> …началом всего доброго и спасительного».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 17 [21].

С. 12–13. ...рождение многих из них предваряемо было особенным откровением от Бога... Пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал… то же свидетельствует о себе… Исаия…  – Священное Писание свидетельствует, что пророкам Иеремии (VI в. до Р. Х.; память 1 мая) и Исаии (VIII в. до Р. Х.; память 9 мая) Бог Сам открыл, что еще до их рождения Он избрал их на великое пророческое служение (Иер. 1, 4–5. Ис. 49, 1).

С. 13. «<...> …питали его пламенем огненным…».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 18–19 [21].

...рассказы о святых Николае Чудотворце, Ефреме Сирине, Алипии и Симеоне столпниках, Феодоре Сикеоте, Евфимии Великом, Феодоре Едесском и Петре, Митрополите Московском...  – При описании особых предзнаменований, связанных с рождением преп. Сергия, здесь вспоминаются другие святые Православной Церкви, чудесные события при рождении которых свидетельствовали об их особом призвании:

святитель Николай, архиеп. Мир Ликийских, чудотворец (IV в.; память 6 декабря)  – когда стали омывать его сразу после рождения, внезапно стал на младенческие ножки и простоял так полтора часа;

преп. Ефрем Сирин (IV в.; память 28 января)  – после рождения святого родителям его было видение о винограднике, взошедшем на языке их сына и наполнившем всю землю, а в ветвях чудесно взошедшего виноградника собирались несчетные птицы, клевали ягоды, а они вырастали тут же заново; виноград знаменовал тот духовный разум, который будет дарован их сыну;

преп. Алипий столпник († 640; память 26 ноября)  – незадолго до рождения святого мать его видела во сне, что она носит на руках красивого ягненка, а на рогах у него свечи; и тогда она поняла, что у нее родится сын, исполненный добронравия, что и сбылось;

преп. Симеон столпник († 459; память 1 сентября)  – зачатие святого произошло по обетованию св. Иоанна Предтечи, а после рождения младенец отказывался вкушать молоко из левой материнской груди; и это было знамением того, что младенец выберет правый путь следования путям Господним;

преп. Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский († 613 г.; память 22 апреля, 15 июня)  – после зачатия святого матери его было видение во сне: она видела большую и яркую звезду, сшедшую ей на чрево. Видение это означало, что младенец, зачатый ею, освящен Богом еще прежде своего рождения, в материнской утробе, и вырастет исполненным добродетелей и благодати;

преп. Евфимий Великий (кон. IV–нач. V в.; память 20 января)  – однажды, когда его родители молились вместе ночью, им было Божественное видение, в котором возвещалось, что Господь дарует им в утешение сына, соименного утешению (Евфимий  – от греч. «евфимио»  – «радуюсь», «утешаюсь»), потому что при рождении его Бог дарует утешение Своей Церкви, что и произошло, так как время рождения преп. Евфимия совпало с прекращением арианской ереси, раздиравшей Церковь;

преп. Феодор, епископ Едесский (IX в.; память 9 июля)  – отцу и матери святого, долгое время бывшим бесчадными, в одно и то же время явились св. апостол Павел и св. великомученик Феодор Тирон; апостол Павел положил им на руки младенца, а св. Феодор нарек ему имя  – Феодор и открыл им, что младенец воистину будет даром Божиим (имя Феодор означает «дар Божий»), что и сбылось;

Митр. Всероссийский Петр, святитель Московский († 1326 г.; память 4 августа, 5 октября, 21 декабря)  – матери будущего святителя незадолго до его рождения было видение, будто держит она на руках ягненка, между рогами которого растет прекрасное дерево с цветами и плодами, а между ветвями дерева горит множество свечей, что знаменовало множество даров Божественной благодати, которыми был наделен будущий святитель.

...«долготою слова послушателем слухи ленивы не сотворити» (ц.-слав.)  – «длинными речами слушателей слух не утомлять» (см.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 21–22 [21]).

«<...> …Божественное о нем промышление».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 21–22 [21].

…младенца, который будет избранным сосудом Святаго Духа...  – Епифаний Премудрый называет младенца, будущего отрока Варфоломея, «избранным сосудом», следуя православной традиции именовать так тех, кого Господь сподобил быть особым вместилищем даров благодати Духа Святаго.

С. 13–14. «<...> …становится чрез то еще прекраснее».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 7 [49].

С. 14. «<...> …(Еф. 3, 15)»  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 296–297 [86].

С. 15. ...чтобы… не испытали потом горькой участи сынов царствия, которые будут изгнаны, по слову Господню, во тьму кромешную.  – Под сынами царствия здесь подразумеваются те из Израильского народа, кто не познал и не признал Спасителя, пришедшего во плоти.

С. 16. «…проявляемы были семена будущих его расположений».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 297 [86].

С. 17. «<...> …предызбранный Богом еще до рождения».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 16 [21].

«<...> …его будущие склонности и нравы».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 8 [49].



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.