<Примечания к 5-й главе>

49 Лествица, сл. 26, гл. 2 и далее [27]. – 43.

50 Там же, сл. 4, гл. 105. – 43.

51 Там же, сл. 26, гл. 1. – 43.

52 Что Митрофан не случайно пришел к Варфоломею, а был призван им, – это показывает, что Варфоломей и прежде знал его; а наше предположение относительно совершения Митрофаном литургии для отшельника в его церквице основывается на том, что в подвижнической жизни возможно частое причащение Святых Христовых Таин есть одно из самых необходимых условий успешности подвига, и если у Варфоломея была своя церквица, то, конечно, не для совершения только правила (для сей цели довольно иметь часовенку и даже просто совершать его в келлии), а служить литургию сам он не мог. Вторая Соф. Лет. (Полн. Собр. Русск. Летописей, VI, 120 [55]) прямо говорит, что Преподобный Сергий еще до своего пострижения «часто призывая священика и веляше творити литургею». Не был ли Митрофан «сельским игуменом», т. е. настоятелем одного из тех маленьких монастырьков, которых в старину было множество? Иногда все братство таких «монастырьков» состояло из одного игумена, который и совершал для окрестных поселян требы, как приходский священник. – 44.

53 Сначала в рассказе о пострижении Епифаний [21, с. 45] говорит только об одном Митрофане, но несколько ниже говорит о бывших при этом свидетелях чудесного благоухания, называя их «воистину неложными» и давая тем понять, что это не были миряне, случайно пришедшие, или «родственники и Радонежские знакомые», как думает Е. Голубинский [12, с. 26]. – 44.

54 Соч. митр. Платона, IV, 112–113 [50]. – 46.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.