<Примечания к 3-й главе>

24 Ист. Госуд. Росс., т. IV, стб. 150 [31]. – 29.

25Там же, V, стбц. 216–217 и IV, примеч. 319. – 29.

26 Там же, IV, стб. 141, примеч. 303; Новгород. лет., 603 [55, т. III (М., 2000), с. 98 и 341–342]. – 30.

27 Ник. Лет. IV, 204 [59; 55, т. XI, с. 128]. – 31.

28 Преосвященный Филарет Черниговский полагает, что «Туралыково нападение на Ростов не могло быть между причинами удаления родителей Сергиевых из Ростова; если оно могло иметь влияние на их судьбу, – говорит он, – то разве тем, что касалось недвижимого имения их, которое, быть может, оставалось в Ростовской области по водворении их в Радонеже» («Русск. Святые», сент., с. 130, примеч. 234 [83]). Но приводимое им сопоставление годов решительно ничего не доказывает. Будь это нашествие в 1337-м году, а не в 1327-м, тогда его соображения имели бы свою силу. К тому же преосвященный автор противоречит сам себе: в примечании он предполагает переселение родителей Преподобного Сергия совершившимся ранее Туралыкова нашествия, то есть ранее 1327 года, а сам на той же странице, в тексте, говорит, что это переселение не могло быть ранее 1330 года. Вообще, 234-е примечание есть ошибка памяти – принят 1327 год за 1337-й – и потому должно бы быть совсем исключено. – 31.

29 Предположение митр. Платона.° – 31.

30 Собр. гос. грамот и договоров, т. I, с. 30–36 [70, № 21]  – 32.

31 Отец славного князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, князь Андрей Иоаннович, родился в 1326 году.° – 32.

32 По списку Вел. Четии-Минеи [11, стб. 1487] – Андрея.° – 32.

33 По другим, ошибочно, – Вищева. – 32.

34 Так по списку Вел. Четии-Минеи [11, стб. 1487]; у преосв. Филарета Черниговского – Иоанн Феодорович; по печ. Сурожск. издан. 1786 г.: [20] Иван и Феодор Тормасов, зять его. – 32.

35 «Онисим, велможа, бывый в Ростове» (Ник. Лет. IV, 205 [59; 55, т. XI, с. 129]). – 32.

36 Епифаний не называет монастырей, в которые поступили родители Варфоломея. Но так как они оба погребены в Хотькове° и так как здесь же мы видим и Стефана, брата Варфоломея, то нет сомнения, что в этой обители и провели они остаток дней своих. В древности были такие общие монастыри с отделениями для старцев и стариц, пока сей обычай не был запрещен соборным определением 1504 года.° (См.: «Покровский Хотьков мон.» С. Смирнова [66]). – Память Кирилла и Марии совершается в Хотькове монастыре 28 сентября. – 34.

37 Что Стефан овдовел и поступил в Хотьков – это видно из рассказа Епифания о том, что Варфоломей, по исполнении положенного уставом 40-дневного поминовения Кирилла и Марии, не медля более, идет в Хотьков к брату Стефану, который был тогда уже монахом [21, с. 37]. – 34.

38 Там же впоследствии был погребен и младший брат Преподобного Сергия Петр с супругою Екатериною (Церковно-Истор. Месяц. Серг. Лавры. 1854, с. 41 [67]). – 34.

39 Соч. митр. Платона, т. XVI, с. 293–294 [51]. – 35.

40 Слова и Речи митр. Филарета. М., 1874, т. II, с. 121–122 [84]. – 35.

41 Там же, с. 282. – 35.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.