202 О распространении монашества из обители Преподобного Сергия читай в «Истории православного монашества» М. Кудрявцева [38], в «Русской Фиваиде» А. Н. Муравьева [43], в «Истории Русской Церкви» митр. Макария, т. IV [41], в «Рассказах из Истории Русской Церкви» гр. М. В. Толстого [78]. В рукописном перечне подвижников, вышедших из монастырей, основанных Преподобным Сергием, его учениками и собеседниками, насчитано более ста лиц, прославленных Церковью. Более подробное изложение того же предмета читатель найдет во 2-й книге «Троицкой библиотеки» «Троицкий Патерик» [82]. 185.
203 Филарет Черниговский, июль, 409, примеч. 222. [83]. 185.
204 Словарь о Святых, прославленных в Российской Церкви, изд. 2-е, с. 4 [64]. 186.
205 Слава Пресв. Богородицы, ч. III, отд. 2, с. 3738 [62]. 186.
206 Подробнее о преподобном Авраамии и его монастырях можно читать в книге «Святые угодники Божии и подвижники Костромские». Кострома, 1879, с. 6573 [61], и в Пам. Кн. для Костромской Епархии, 1868, отд. I, с. 60. 186.
207 Словарь о Святых, с. 193 [64]. 186.
208 Филарет Черниговский, янв., с. 51 [83]. 187.
209 Ник. Лет. IV, 232 [59; 55, т. XI, с. 143]. 188.
210 Историч. Опис. сего мон., Калайдовича, 1837, с. 6, и примеч. на с. 8 [30]. 189.
211 Там же, с. 98 и 100. 189.
212 См. выше, гл. VII, и примеч. к ней. 189.
213 Историч. Опис. Симонова Монастыря, 1843, с. 7 [48]. 190.
214 Народное предание, записанное у Чельцова, повествует, что местность, где теперь церковь св. Иоанна Предтечи на Наре, в селе-погосте Ивановская Гора, проходил некогда Преподобный Сергий, не раз посещая Высоцкий монастырь в Серпухове. Здесь посадил он дуб, который имел потом в объеме до 13 аршин, и теперь остался только пень (Моск. Вед., 1894, № 89, марта 31). 191.
215 Подробнее об обоих Афанасиях см. у Фил. Черниг. под 12 сент., с. 4755 [83]. 192.
216 Моск. Губ. Вед., 1841, № 6, с. 48. 192.
217 Об основании сего монастыря говорит Ник. Лет. под 1378 г., ч. IV, с. 8384 [59; 55, т. XI, c. 44]. 192.
218 О Савве Стромынском см. в рукописных Святцах Моск. Дух. Ак., № 86, под 20 июля; об Успенском Стромынском мон. в Московских Епархиальных Ведомостях, 1870, № 40 [57], и в статье гр. М. В. Толстого в Чтениях в ОИДР, кн. I, с. 46 [77], а также в Душеполезном Чтении, 1877, статья «Ученики Преп. Сергия», принадлежащая тому же автору, ч. II, с. 245 [81] и далее. 192.
219 У преосв. Фил. Черниг., сент., 151, примеч. 263 [83]; Словарь о Святых [64, с. 250251]. 192.
220 Душеполезное Чтение. 1877, II, с. 494 и далее [81]. Рукописные Святцы Моск. Дух. Акад. № 203. 192.
221 Душеполезное Чтение. 1877, II, с. 241 и далее [81]. 193.
222 Об основании Голутвина монастыря Преп. Сергием говорит 2-я Софийская Лет. (Полн. Собр. Русск. Летописей, VI, 122 [55]). О посохе см. «Русские народные картинки» Ровинского, кн. IV, с. 383 [58]. 194.
223 Полное Описание Лавры, ч. I, с. 51 [13]. Впрочем, преосв. Фил. Черниговский считал преподобного Никифора за одно лицо с Никитою Серпуховским, а протоиерей С. К. Смирнов отожествляет с ними и преподобного Никиту Костромского (см.: Душеполезное Чтение, 1885, июнь, с. 147148 [68]). 194.
224 Русская Фиваида на севере, с. 8, 9 [43]. 194.
225 Моск. Вед. 1892. № 250. 195.
226 См. выше, примеч. 158. Истор. Словарь о Святых, с. 105107 [64]. Святыни и древности Ростова Великого, с. 8991 [80]. 195.
227 О нем говорено выше, гл. XIV. См. еще: Нижегор. Еп. Вед. 1887, № 19, с. 1071 [16]. 195.
228 Полное Описание Лавры, I, с. 177 [13]. 196.
229 Памятником существования этой обители осталось название кремлевских ворот, близ коих она находилась, Троицкими. 196.
230 Статистич. Историч. Описание церквей и монастырей Рязанской Епархии, свящ. И. В. Добролюбова, Рязань, 1884, с. 5051 [17]. Предание говорит, что «Преп. Сергий по прибытии в столицу княжества Рязанского не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре Но такое предание не подтверждается ни в одной из летописей». Автору упомянутой книги кажется более вероятным, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания Преподобного Сергия в Рязани не ранее XV столетия. Но столь же вероятно и то предположение, что он основан самим Преподобным Сергием, по желанию Рязанского Князя, подобно тому как им основаны были, по желанию местных князей, монастыри в Серпухове и Коломне. 196.
231 Укажем хоть один пример: в селе Чашникове° Московского уезда при Троицкой церкви есть одна плита с надписью, что тут погребен схимник. Село это известно по письменным документам с 1585 года (см.: Старая и Новая Москва, И. Токмакова, вып. VII [75]). Замечательно, что Преподобный Сергий и многие его ученики были основателями обителей во славу Пресвятыя Троицы. 196.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра