<Примечания к 20-й главе>

202 О распространении монашества из обители Преподобного Сергия читай в «Истории православного монашества» МКудрявцева [38], в «Русской Фиваиде» А. Н. Муравьева [43], в «Истории Русской Церкви» митр. Макария, т. IV [41], в «Рассказах из Истории Русской Церкви» гр. М. ВТолстого [78]. В рукописном перечне подвижников, вышедших из монастырей, основанных Преподобным Сергием, его учениками и собеседниками, насчитано более ста лиц, прославленных Церковью. Более подробное изложение того же предмета читатель найдет во 2-й книге «Троицкой библиотеки» – «Троицкий Патерик» [82]. – 185.

203 Филарет Черниговский, июль, 409, примеч. 222. [83]. – 185.

204 Словарь о Святых, прославленных в Российской Церкви, изд. 2-е, с. 4 [64]. – 186.

205 Слава Пресв. Богородицы, ч. III, отд. 2, с. 37–38 [62]. – 186.

206 Подробнее о преподобном Авраамии и его монастырях можно читать в книге «Святые угодники Божии и подвижники Костромские». Кострома, 1879, с. 65–73 [61], и в Пам. Кн. для Костромской Епархии, 1868, отд. I, с. 60. – 186.

207 Словарь о Святых, с. 193 [64]. – 186.

208 Филарет Черниговский, янв., с. 51 [83]. – 187.

209 Ник. Лет. IV, 232 [59; 55, т. XI, с. 143]. – 188.

210 Историч. Опис. сего мон., Калайдовича, 1837, с. 6, и примеч. на с. 8 [30]. – 189.

211 Там же, с. 98 и 100. – 189.

212 См. выше, гл. VII, и примеч. к ней. – 189.

213 Историч. Опис. Симонова Монастыря, 1843, с. 7 [48]. – 190.

214 Народное предание, записанное у Чельцова, повествует, что местность, где теперь церковь св. Иоанна Предтечи на Наре, в селе-погосте Ивановская Гора, проходил некогда Преподобный Сергий, не раз посещая Высоцкий монастырь в Серпухове. Здесь посадил он дуб, который имел потом в объеме до 13 аршин, и теперь остался только пень (Моск. Вед., 1894, № 89, марта 31). – 191.

215 Подробнее об обоих Афанасиях см. у Фил. Черниг. под 12 сент., с. 47–55 [83]. – 192.

216 Моск. Губ. Вед., 1841, № 6, с. 48. – 192.

217 Об основании сего монастыря говорит Ник. Лет. под 1378 г., ч. IV, с. 83–84 [59; 55, т. XI, c. 44]. – 192.

218 О Савве Стромынском см. в рукописных Святцах Моск. Дух. Ак., № 86, под 20 июля; об Успенском Стромынском мон. – в Московских Епархиальных Ведомостях, 1870, № 40 [57], и в статье грМ. В. Толстого в Чтениях в ОИДР, кн. I, с. 46 [77], а также в Душеполезном Чтении, 1877, статья «Ученики Преп. Сергия», принадлежащая тому же автору, ч. II, с. 245 [81] и далее. – 192.

219 У преосв. Фил. Черниг., сент., 151, примеч. 263 [83]; Словарь о Святых [64, с. 250–251]. – 192.

220 Душеполезное Чтение. 1877, II, с. 494 и далее [81]. Рукописные Святцы Моск. Дух. Акад. № 203. – 192.

221 Душеполезное Чтение. 1877, II, с. 241 и далее [81]. – 193.

222 Об основании Голутвина монастыря Преп. Сергием говорит 2-я Софийская Лет. (Полн. Собр. Русск. Летописей, VI, 122 [55]). – О посохе см. «Русские народные картинки» Ровинского, кн. IV, с. 383 [58]. – 194.

223 Полное Описание Лавры, ч. I, с. 51 [13]. Впрочем, преосв. Фил. Черниговский считал преподобного Никифора за одно лицо с Никитою Серпуховским, а протоиерей С. К. Смирнов отожествляет с ними и преподобного Никиту Костромского (см.: Душеполезное Чтение, 1885, июнь, с. 147–148 [68]). – 194.

224 Русская Фиваида на севере, с. 8, 9 [43]. – 194.

225 Моск. Вед. 1892. № 250. – 195.

226 См. выше, примеч. 158. – Истор. Словарь о Святых, с. 105–107 [64]. Святыни и древности Ростова Великого, с. 89–91 [80]. – 195.

227 О нем говорено выше, гл. XIV. См. еще: Нижегор. Еп. Вед. 1887, № 19, с. 1071 [16]. – 195.

228 Полное Описание Лавры, I, с. 177 [13]. – 196.

229 Памятником существования этой обители осталось название кремлевских ворот, близ коих она находилась, Троицкими. – 196.

230 Статистич. Историч. Описание церквей и монастырей Рязанской Епархии, свящИ. В. Добролюбова, Рязань, 1884, с. 50–51 [17]. Предание говорит, что «Преп. Сергий по прибытии в столицу княжества Рязанского не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре… Но такое предание не подтверждается ни в одной из летописей». Автору упомянутой книги кажется более вероятным, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания Преподобного Сергия в Рязани не ранее XV столетия. Но столь же вероятно и то предположение, что он основан самим Преподобным Сергием, по желанию Рязанского Князя, подобно тому как им основаны были, по желанию местных князей, монастыри в Серпухове и Коломне. – 196.

231 Укажем хоть один пример: в селе Чашникове° Московского уезда при Троицкой церкви есть одна плита с надписью, что тут погребен схимник. Село это известно по письменным документам с 1585 года (см.: Старая и Новая Москва, И. Токмакова, вып. VII [75]). – Замечательно, что Преподобный Сергий и многие его ученики были основателями обителей во славу Пресвятыя Троицы. – 196.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.