182 Слово на день Преп. Сергия, 5 июля [1863], в Прибавлениях к изданию Творений Святых Отцов. 1863, ч. 22. 172.
183 Епифаний в Похвал. Слове Преп. Сергию [21, с. 158]. 172.
184 Ник. Лет. IV, 239 [59; 55, т. XI, с. 147]. 173.
185 Кончина Преподобного Сергия записана под 6900
годом° в летописях Троицкой, Софийской, Воскресенской и Никоновской. Вот,
например, запись Воскресенской летописи: «В лето 6900... о преставлении
игумена Сергия Троетцкаго. Toe же осени сентября 25 на память преподобныа Евфросинии,
преставися Преподобный и Богоносный отец наш игумен Сергий Троетцкий, иже в
Радонежи, иже бе началник и учитель всем монастырем, иже в Руси, и положен бысть
в честней обители Святыя Троица, юже сам созда» (см.: Полн. Собр. Русск.
Лет. Т. VIII. С. 62 [55]; сличи: I, 232233 [55,
т. I. стб. 537 (М., 2001)]; V, 245 [55]; VI, 119
[55, т. IV]; Русск. Временник. Ч. I. С. 326 [60]).
Только Шевырев видел какую-то редакцию Жития с годом 6905 (см.: Ист.
русск. словесности, ч. III, с. 153 [89], в поздней рукоп.
Синод. библ. № 90) да в библиотеке покойного митр. Макария была
рукопись с тем же годом. В. О. Ключевский осмотрел
до десяти редакций Пахомиева жития XV в. и везде видел 6900 год [33,
с. 104]. «Несомненно, говорит П. С.
Казанский [29], что мощи Преподобного Сергия обретены
были спустя 30 лет после его кончины. При их открытии присутствовал Звенигородский
князь Юрий Дмитриевич. Если бы кончина Преподобного Сергия была в 6905 г.,
то обретение падало бы на 1427 г.; а Юрий еще в 1422 г. удалился в
Галич и не ранее как чрез 10 лет был близ Москвы. Преп. Никон умер в 1428 г.,
а он успел до своей кончины не только построить каменный храм в обители, но
и украсить его стенным писанием. В 1426 г. в сем храме уже положен князь
Андрей Владимирович Радонежский». Все эти соображения подтверждают, что
Преподобный Сергий скончался в 6900 г. и что в числе 6905 есть ошибка:
букву «е», коей оканчивалась цифра (лето 6900-е), писец принял
за цифру и поставил под титлом. Так думают: преосв. Филарет Черниговский, П. С.
Казанский и о. архим. Леонид (см.: Памятники древней письменности,
1885. Житие Преп. Сергия, с. VVI, в примечании [21]). Остается
вопрос: какой год следует принимать при переводе лет от Сотворения Мира на годы
от Рождества Христова сентябрьский или мартовский? Известно, что
при переводе сентябрьских годов на январские в месяцах с сентября по декабрь
принято вычитать не 5508, как при переводе в прочих месяцах, а 5509, откуда
и получается год кончины Преподобного Сергия в сентябрьском году
1391-й, а в мартовском 1392-й. Некоторые исследователи, как Карамзин и за ним
Строев, опираясь на то, что в древних летописях Троицкой, Воскресенской
и др. в начале княжения Василия Дмитриевича летописание ведется,
по-видимому, с марта, принимают 1392 год. Но большинство исследователей, к числу
коих относятся преосв. Филарет Черниговский, преосв. Сергий Владимирский°,
о. архим. Леонид, профессора В. О. Ключевский и П. С. Казанский,
относят кончину Преподобного Сергия к 1391 году. Мы более склоняемся к последнему
летосчислению по следующим соображениям: неизвестно с точностью, с какого именно
года принято вести летосчисление с сентября, можно с вероятностью предположить,
что это счисление введено было с начала нового столетия, именно с 6900 года.
Во всяком случае, это летосчисление новое в то время, и летописцы, сводившие
записи о событиях уже в XV столетии, могли, по выражению Карамзина, «сбиваться
на старину» в означении годов не только в событиях конца XIV, но даже и
в первой половине XV века (см. Ист. Гос. Росс., т. V, примеч. 246
[31]). Первоначального же текста летописи, современной кончине
Преподобного Сергия, до нас не дошло. Допустить такую ошибку в годе кончины
Преподобного Сергия было возможно уже и потому, что ни в одной записи не означен
день седмицы, на который приходилось в том году 25 сентября. Между тем и помимо
летописей есть указания на 1391 год как год кончины Преподобного. В рукописи
Лаврской библиотеки № 264 есть такая приписка: «В лето 6900,
мес. сентевриа 25 преставися Сергий Чудотворец... в лето 6967 индикта 6, круг
солнцу 22 и луны 12, фемелиос 15 [Рожество Христово в неделю, мясоястия
6 недель и день, фарисея 22 ген
варя, мясопуст февраля 5, Петрова говенья 4 недели
и 3 дни, Петра в четверг], от сего лета Сергию Чудотворцу (со дня его
блаженной кончины) настала година 67, а Никону игумену 31» (Опис. Слав.-Русск.
Рук. Тр. Лавры, т. II, с. 40 [8]). Все пасхалические
даты этой записи соответствуют, по Великому Индиктиону, не 6987, а 6966 году,
значит, инок, сделавший эту запись, считал год с сентября, а не с марта и, указывая
на 6900 год как год кончины Преподобного, тоже разумел сентябрьский, а не мартовский
год. Но самый верный ключ к решению этого вопроса дает нам надпись на окладе
лаврского рукописного Евангелия: «В ле 6900 март. индикта 31 (это число,
очевидно, относится не к индикту, а к месяцу) оковано бысть Евангелие се при
Велицем Князе Васильи Димитриевиче всеа Руси...» (см.: Полное Описание
Лавры, ч. I, с. 37 [13]). На этом окладе Преподобный
Сергий изображен уже в числе святых с такою надписью: «Святой Сергий».
Если сей оклад, как показывает эта надпись, сделан в марте 1392 года, а Преподобный
Сергий скончался позднее, в сентябре того же года, то приходится допустить,
что изображение угодника Божия в числе святых сделано еще при его жизни, но
возможно ли такое предположение? А принимая год его кончины 1391, нетрудно понять,
что благоговейный чтитель его памяти, раб Божий Феодор (Голтяев), жертвуя cиe
Евангелие в обитель Преподобного Сергия чрез полгода после его кончины, сделал
на окладе и его изображение. Достойно примечания: лето 6900-е год
кончины многих святых Преподобного Сергия, 25 сентября; Иакова, Епископа
Ростовского, 27 ноября; Феодора, Юродивого Новгородского, 19 января; Димитрия
Прилуцкого, 11 февр.; Мефодия Пешношского, 14 июня; преподобных Григория
и Кассиана Авнежских; Николая Качанова Юродивого, 27 июля; преподобного Романа
Киржачского, 29 июля. Из сего списка видно, что святой старец Сергий воззвал
к себе в небесную обитель многих и из учеников своих в том же году.
173
186 Епифаний в Похв. Слове Преп. Сергию [21, с. 161]. 174.
187 См. вторую молитву после Акафиста Преп. Сергию [см. также: 21, с. 162 и 166]. 175.
188 Соч. митр Платона, XIX, с. 141142 [53]. 176.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра