<Примечания к 14-й главе>

117 Преп. Исаака Сирина Слова Духовноподвижнические, сл. I, с. 8. – 123.

118 Слова и Речи митр. Филарета. 1874, II, 121–122 [84]. – 123.

119 Ник. Лет. IV, 59. [59; 55, т. XI, с. 31–32]. – 124.

120 Духовная грамота препИосифа Волоколамскогo, гл.  10 [28, стб. 558]. – 125.

121 Ник. Лет. IV, 222 и 232 [59; 55, т. XI, с. 134 и 144]. – 125.

122 Мысль митр. Платона. – Этот крест и поныне хранится в Лаврской ризнице° как священный памятник смирения Сергиева и его любви к нищете, вместе с его крашенинною ризою, деревянными сосудами и др. – 125.

123 Ник. Лет. IV, 63–64 [59; 55, т. XI, с. 34]. – 126.

124 Поучения преосв. Никанора, архиеп. Херсонск. и Одесск., по изданию 1886, т. III, с. 392, 398 [44]. – 127.

125 Ответ митр. Филарета на речь Ректора Московской Семинарии архимандрита Леонида при наречении его во епископа Дмитровского [84, т. V, с. 491]. – Из обители Преподобного Сергия вышло до 100 архипастырей, из коих одни были ее настоятелями или наместниками, другие получили воспитание в Лаврской Семинарии и Дух. Академии. – Рассказы из Истории Русской Церкви гр. М. В. Толстого, вып. II, с. 130–131 [78]. – Полное Описание Лавры, ч. 2-я, с. 112–117 [13]. – 128.

126 Степенная кн., ч. I, с. 468 [35]. – 129.

127 Преосв.  Филарет Черниговский. Русские Святые, окт., с. 233 [83]. – 129.

128 У него же. – Грамота Патриарха в Акт. истор. 1, № 251 [3, с. 472–473]. – 130.

129 Рукописный Летописец, принадлежавший о. архим. Леониду, лист 38. – 130.

130 Они напечатаны в «Православном собеседнике» 1860 г., к. 2 [32, с. 84–106]. – 130.

131 Митр. Макария История Русской Церкви. Т. IV. С. 66 [41; по 2-му изд.: Кн. III, с. 50]. – 131.

132 Ник. Лет. IV, 74 [59; 55, т. XI, с. 39]. – 134.

133 Pyccкиe Святые, окт. 15, с. 235 [83]. – 134.

134 См.: Житие Митрополита Киприана у преосвФиларета Черниговского. (Русские Святые, 16 сентября [83]). – Историки, в том числе и покойный митрополит Макарий, обвиняют Святителя Киприана в умышленном действии против святителя Алексия. Один Бог – Сердцеведец и Судия помышлений сердечных. Но нам хотелось бы отметить вот что: если бы Киприан по личным корыстным расчетам был врагом Святителя Алексия, если бы он искал его кафедры по таким нечистым побуждениям, то можно ли было бы ожидать, чтобы Преподобный Сергий, друг Святителя Алексия, хотя бы и по смерти последнего, стал так настойчиво, вопреки желаниям Великого Князя, держать сторону Киприана? Преподобному Сергию лучше были известны тогдашние обстоятельства, чем позднейшим историкам; его племянник Феодор был духовником Великого Князя и, конечно, был хорошо обо всем осведомлен, а между тем мы и его видим на стороне Киприана… Это замечательно! Не забудем, что и тот, и другой, и третий, и четвертый – все прославленные Церковью угодники Божии... Мы не отрицаем слабостей человеческих, которые возможны и у святых людей, но мы не хотим так решительно разделять мнения историков о намеренных клеветах Киприана на Алексия пред Вселенским Патриархом, точно так же как не смеем обвинять Феодора в измене Киприану и в сочувствии Пимену; опять замечательно, что тот же Патриарх, который осудил Пимена, возвел в сан Архиепископа рукоположенного им Феодора! – 135.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.