10 ноября 2017 года Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры приглашает на мастер-класс по пошиву требного комплекта. Занятие для участников группы бесплатное.
Данный мастер-класс не будет предоставлен в открытом доступе, т.к сотрудники Золотошвейной мастерской поделятся своими наработками и опытом с теми участницами, которые будут шить непосредственно с ними во время занятия.
Дополнительную информацию по предстоящему мастер-классу можно узнать в обсуждениях
Для участия необходимо зарегистрироваться в
Список необходимых материалов:
1. Ткань церковная шелк или парча шириной 0,5 м – 1,5 м (если позволяет рисунок, ткань можно кроить поперек);
2. Подкладочный материал (шелк, вискоза или х/б) 0,5 м (ширина 1,5 м);
3. Набор крестов (9 шт.): 6 епитрахильных крестов 8–9 см, 2 епитрахильных креста 5–6 см, 1 маленький крест для епитрахили 2,5–3 см;
4. Галун шириной 2 см – 8 м или 2 галуна: один шириной 2,5 см – 5,5 м и второй шириной 1,5 см – 2,5 м;
5. Пуговицы (7 шт.);
6. Петли (12 шт.);
7. Бахрома (70 см);
8. Шнур (2 м);
9. Бортовка шириной 1,5 м – 0,5 м.
Мастерская может отправить недостающие материалы, но об этом нужно написать в личные сообщения
Золотошвейная мастерская Лавры будет благодарна за репост данного объявления.
Краткая справка
С первых веков христианства церковное богослужение и храм украшаются предметами шитья, начиная с простых льняных покровов и заканчивая искусно украшенными шелковой и золотой вышивкой изделий.
Вышивка как вид религиозного искусства был известен и в дохристианскую эпоху. Из книг Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о том, что Господь повелел Моисею украсить скинию ветхозаветного храма покрывалами из крученого виссона с изображениями Херувимов «искусной работы» (см.: Исх. 26, 1).
Христианское богослужение, как известно, вышло из Иудейского храма, следовательно, оно переняло и некоторые его особенности, в том числе традицию украшать священное пространство храма тканями и вышивкой.
Особое развитие религиозная вышивка получила в Византийской империи с момента принятия ею христианства.
До наших дней дошли предметы церковного шитья Византии, такие, как катапетасмы, т.е. алтарные завесы, плащаницы, литургические воздухи, облачения и многое другое.
Для церковной вышивки использовались шелковые, серебряные, золотые нити, жемчуг и драгоценные камни.
На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с христианством.
Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, в царских и великокняжеских домах.
На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские («светлицы»): столичные «царицыны» мастерские, мастерская Строгановых и Старицких, других «именитых людей» – купцов или промышленников.
Подбирая образцы для шитых изображений, мастерицы обращались к работам знаменитых иконописцев своего времени, таких, как преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Даниил Черный и их ученики, которые и создали русский иконописный канон. Древние памятники церковного шитья свидетельствуют нам о тесной связи шитого изображения с древней каноничной иконой.
Соработничество искусных вышивальщиц и святых иконописцев породило неподражаемый стиль русского церковного шитья, о котором свидетельствуют древние памятники.
Искусство церковного шитья живо на Руси и по сей день. Как в древности, так и сейчас по всей стране при монастырях создаются вышивальные мастерские, в духовных школах открываются отделения лицевого и золотного шитья.
Одним из ярких примеров современного возрождения этого древнего искусства является золотошвейная мастерская Троице Сергиевой Лавры.
Лавра издревле собирала под своим благодатным покровом различных искусных мастеров. Среди них были и вышивальщицы.
Ризница Лавры обогащалась работами собственных вышивальщиц; кроме того, в монастырь делали богатые вклады царские и великокняжеские дома.
С 2003 года в стенах Лавры действует
Одним из основных направлений деятельности мастерской является возрождение древнерусских традиций золотного и лицевого шитья с применением при этом новейшего автоматического вышивального оборудования.
В создании предметов шитья мастерицам помогает богатейшая монастырская ризница, в которой собраны памятники церковного шитья XIV–XIX вв.
Непосредственная работа с этими памятниками позволяет наиболее полно изучать и внедрять принципы и традиции древнерусского церковного шитья.
В создании уникальных предметов шитья мастерской помогают профессиональные мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
Сотрудничество с иконописцами позволяет создавать каноничные иконописные и орнаментальные рисунки, адаптированные для электронной машинной вышивки.
При создании изделий используются, преимущественно, натуральные ткани, шелковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.
Таким образом, сотрудничество искусных вышивальщиц и профессиональных иконописцев является сегодня основой возрождения и продолжения в Троице-Сергиевой Лавре древнейших традиций церковного шитья с использованием при этом новейшего вышивального оборудования.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра