Сегодня Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием св. царицы Елены, матери равноап. царя Константина. Древу Креста нужно было явиться миру для радости, торжества и украшения Церкви.
Сила Животворящего Креста Господня подает величайшую помощь тем, кто ограждает себя знамением его. «Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Если оно отверзло врата адовы, отворило дверь небесную, вновь открыло вход в Рай, сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если побеждает оно силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобного?
Действительно, великую силу имеет знамение Креста. Так, некогда в г. Бостре, в Аравии, был еп. Иулиан, из иноков. Некоторые жители этого города, враги Христовы, хотели отравить его ядом. Подкупили юношу-слугу, чтобы тот, когда будет подавать Иулиану питье, подмешал в чашу яд. Так он и сделал. Иулиан узнал коварство и, приняв чашу, поставил ее перед собой, ничего не сказав юноше. Потом созвал всех граждан города, в числе которых были и злоумышленники, и, не желая обличать их, говорит всем: «Если вы думаете отравить смиренного Иулиана ядом, то вот перед вами пью его». Осенив стакан троекратным знамением Креста со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа пью этот стакан», – и выпив его пред всеми, остался невредим. Увидев это, злоумышленники пали на землю и просили прощения.
При виде многочисленных чудес, в которых проявляется сила Креста Христова, свт. Димитрий Ростовский говорит в своем слове на Воздвижение: «Древом райским мы были умерщвлены, а Древом крестным оживотворены; первым изгнаны из Рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов наших; поэтому достойно всякого почитания это Древо благословенное. Если в большом почете хранилось в храме Соломоновом то оружие, которым Давид обезглавил Голиафа, то тем большего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос не человека, но диавола, этого адского Голиафа, со всем его воинством победил. До Христова пришествия бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть Крест Христов; только положи на себя крестное знамение – и он тотчас убежит от тебя. Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себе знамение Креста Господня – и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем – и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем – и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестом прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух Крестом Христовым». Это советует нам и св. Иоанн Дамаскин, который говорит: «Крест дан нам в знамение на челе, так же как Израилю было дано обрезание. Крестом отличаемся мы, верные, от неверных, крестом знаменуемся, крест есть щит, оружие и одоление на диавола; это печать, чтобы не мог прикоснуться к нам погубитель».
Совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос – наш Спаситель и Бог, Крест – это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32).
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды. Постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за попрание Крови Сына Божия. Да не будет этого с нами. Напротив, преисполнимся чувством благодарности к Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому Кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Аминь.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра