В житии преподобного Сергия описывается, что при переселении из Ростова в Радонеж боярина Кирилла вместе с ним переселенцами стали многие из его соседей по Ростову: Георгий, сын протопопа, с семейством своим, Иоанн и зятъ его Феодор Тормозов со всем семейством, очень многочисленным; также дядя его Онисим, бывший ростовский вельможа, который впоследствии был диаконом. Про Онисима говорят, что он прибыл в Радонеж вместе с тысяцким Протасием. Среди исследователей встречается мнение, что сам автор жития преподобного Сергия Епифаний тоже ростовец.
В годы жизни в Троицком монастыре преподобный Сергий не прерывал связи со своей родиной. В Троицкой обители у игумена Сергия немало подвизалось земляков: рядом с ним был его племянник Феодор († 1394). основатель Московского Симонова монастыря, а позднее - архиепископ Ростовский и основатель Рождества Богородицы девичьего монастыря в Ростове; преподобный Андроник († 1395), основатель Московского Спасо-Андроникова монастыря; преподобный Афанасий († после 1401), основатель Серпуховского Высоцкого монастыря. Известно, что в Радонеж вместе с семьей боярина Кирилла переселился из Ростова некто Онисим († XIV), впоследствии в числе первых пришедший в Троицкую обитель, чтобы подвизаться рядом с преподобным. В монастыре был какое-то время и его родной брат Стефан. Думается, что в монастыре были и другие ростовцы. Кроме общего служения, конечно, их объединяла родина, где они выросли, молились в одних храмах и обителях, почитали ростовских святых, как своих небесных покровителей, окормлялись у одних пастырей. Вместе они вспоминали старцев, подвизавшихся в ростовских монастырях, вспоминались и какие-то дорогие и понятные только землякам подробности: Неро озеро, река Ишня...
Троице-Сергиева Лавра. Художник A.M. Васнецов. 1908-1913 гг.
В житии Епифания Премудрого, в XIII главе, рассказано о том, что слух о жизни преподобного распространился по всей Руси, и многие люди, желая увидеть старца, стали приходить в монастырь и, увидев его, возвращались домой и друг другу рассказывали о нем с удивлением. Пришел посмотреть на удивительного старца и некий поселянин - земледелец. ...В это время преподобный трудился над пустырем в огороде, копая землю и разделывая гряды для посева некоторых огородных овощей. Крестьянин, желая увидеть преподобного, всех спрашивал, кто здесь Сергий, где этот чудный и знатный Муж, о котором я столько слышал? Братия сказали ему: он в огороде один наедине копает землю. И когда крестьянин пошел поглядеть в щель забора на преподобного, то увидел знаменитого игумена в плохой одежде, очень изорванной и со множеством швов, трудящегося в поте лица. У этого рассказа есть свое назидание, но для нашей темы важно другое - Преподобный Сергий в поте лица копал гряды для посева разных овощей. Это тонкое наблюдение Епифания Премудрого становится достоверным фактом, потому что преподобный Сергий как никто знал толк в огородничестве - он вырос в крае, где возделывание овощей было главным занятием жителей с незапамятных времен и по сегодняшние дни [1]. Во все времена ростовские огородники славились на всю Россию. Богатая органическими веществами земля вокруг озера Неро, повышенная влажность из-за большого водоема, отсутствие высушивающих постоянных ветров, благодаря низине, в которой расположен город, - все создает благоприятные условия для выращивания овощей. Переписные книги первой половины XVII века указывают, что в Ростове и его окрестностях к тому времени было уже сложившееся промышленное овощеводство, то есть выращивали овощи и семена на продажу. Так, в Поречье в 1880 году возделывалось около 30 видов овощных культур и аптекарских трав. Цикорий, зеленый горошек, душистые травы были главным предметом торговли. Цикорий и зеленый горошек ежегодно через скупщиков вывозились в Москву, Петербург, Финляндию, Варшаву и др. губернии. В выращивании овощей в Ростове и окрестностях есть свои особенности, которые характерны только для ростовских огородников. Сегодня ростовский край называют огуречно-луковым раем... Конечно, преподобный Сергий, как ростовец, выросший среди огородников, знал толк в выращивании овощей. Возделывая гряды под овощи в своем Троицком монастыре, преподобный создавал в своей обители маленький уголок Ростова.
Беседа преподобного Сергия с князем («Притча о неком земледельце»).
Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Середина XVI века
А ростовскую землю, родину свою, Преподобный Сергий еще не раз освятит своим посещением. Известно, что в 1358 году он приходил в Ростов на богомолье и чтобы уговорить ростовского князя Константина Васильевича признать над собой власть великого князя московского, ибо ясно видел пользу единодержавия и укрепления Русского Государства.
В 1363 году святой игумен Радонежский опять совершил богомолье к ростовским святыням. В окрестностях Ростова по просьбе преподобных пустынников Феодора и Павла он выбрал место для основания монастыря во имя святых князей Бориса и Глеба и благословил создание здесь обители на реке Устье. В «Повести о Борисо-Глебском монастыре», созданной в середине XVI века на основе древних записей, так об этом рассказывается: преподобный Сергий сделал по их прошению: пришел с ними и долго ходил по пустыни той, пустынники же показывали то одно, то другое место, какое они думали избрать. Преподобный все осмотрел и пришел на то место, где доныне стоит церковь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и сказал им: «Господь Бог и Пречистая Богородица будут милостивы к месту сему, а великие страстотерпцы вам в помощь будут, здесь будет построен большой монастырь, который в последующие времена будет прославлен наравне с большими лаврами» [2]. Многие века Борисо-Глебская обитель была крупнейшим и авторитетным монастырем огромной Ростовской епархии.
Крест преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XVI века деревянный крест
был обложен серебряной басмой, серебряные накладки выполнены в технике литья. Собрание Ростовского музея
Обитель жаловали своим вниманием великие князья. В XVI веке она получила многие богатые дары от царя Иоанна Грозного и его окружения, от первых царей новой династии Романовых. В 1688 году в ростовском Борисо-Глебском монастыре была утверждена архимандрия. Архитектурный ансамбль Борисо-Глебского монастыря создан в XVI-XVII веках. Преподобные Федор и Павел погребены в северной угловой части собора во имя Бориса и Глеба. В XVI веке в монастыре подвизался преподобный Иринарх Затворник († 1616). Сохранился крест, по преданию это благословенный крест самого святого Сергия. Сегодня Борисо-Глебский монастырь - мужская обитель, где братия свято чтит память о великом своем земляке.
Ростовский Троице-Варницкий монастырь - родина преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.
Рисунок Н. Осташева. Конец XIX века
Варницкая же обитель стала памятником самому преподобному Сергию в Ростовской земле. Она почитается и как родина благочестивых родителей его, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, святые мощи которых почивают в Хотьковском монастыре, неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. А здесь, на родине святых Кирилла и Марии и великого их сына, на земле, освященной их горячими молитвами, вот уже шестое столетие в Троице-Сергиевой Варницкой обители, несмотря ни на какие повороты и изломы истории, чтится память об этих великих Угодниках Божиих. Замечательно точны слова русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) о преподобном: При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятниками деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками срастается нравственное чувство народа; они - его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них - оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады над его гробницей погаснут только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, наполняя его [3].
Источник: Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Родина преподобного Сергия Радонежского / В.И. Вахрина. – Рыбинск: Медиарост, 2014. – С. 32-35.
Примечания
[1] На этот фрагмент жития преподобного и его связь с ростовским огородничеством обратил внимание замечательный современный писатель Юрий Михайлович Лощиц в главе «Сергий-огородник» очерка «На полях жития» в книге «Унион. Проза последних лет». - М., 1995. С. 365-367.
[2] Повесть о Борисо-Глебском монастыре, великих лет и како бысть его начало // ЯЕВ. Часть неофициальная. 1873., № 3. С. 17.
[3] Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Очерки и речи. Второй сборник статей В. Ключевского. - М., 1913. С. 214-215.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра