Житийная икона преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами [1] написана для местного ряда иконостаса каменного Успенского собора Дмитрова – удельного города князя Юрия Ивановича, сына великого князя Ивана III и великой княгини Софии Палеолог. Завершение возведения каменного Успенского собора исследователи относят к началу 1510-х годов [2]. Икона написана, по всей видимости, по заказу князя Юрия, который был тесно связан с Троицкой обителью и особо почитал преподобного Сергия.
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского. Мастер Феодосий
Создателем дмитровской иконы можно считать мастера Феодосия – сына Дионисия. С дмитровской иконой обнаруживают сходство выполненные Феодосием миниатюры Евангелия 1507 г. (РНБ. Погод. 133) [3]. Они близки иконе по цветовому решению, мотивам изображения архитектуры. К первому десятилетию XVI в. Феодосий был зрелым мастером. Он принимал участие в росписях Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря (где писал с Дионисием также иконы), Рождественского Ферапонтова монастыря, в 1508 г. руководил работами по росписям Благовещенского собора Московского Кремля. По сравнению с иконами Дионисия и его мастерской художественный язык дмитровской иконы имеет некоторые отличия. При близкой манере письма личного живопись отличается большей контрастностью цвета, жесткостью рисунка и симметрией в построении композиций. Изображение святого Сергия в среднике дмитровской житийной иконы ориентировано на ростовой образ преподобного Кирилла Белозерского рубежа XV-XVI вв. кисти Дионисия (ГРМ). Другие иконы, которые можно было бы приписать Феодосию, в настоящее время неизвестны
Житийный образ преподобного Сергия Радонежского из Дмитрова имеет уникальную иконографическую программу, что отличает его от более ранних житийных икон святого Сергия конца XV – начала XVI в. с 19-ю клеймами из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, с поясным изображением святого Сергия в среднике (СПМЗ) и из Успенского собора Московского Кремля, с ростовым изображением святого Сергия в среднике (ГИКМЗ «Московский Кремль»), а также более поздних житийных икон преподобного Сергия. Аналогий дмитровской иконе по составу и расположению клейм неизвестно [4].
Состав клейм: 1. Рождество Святого. 2. Старец благословляет отрока Варфоломея. 3. Пострижение. 4. Изгнание бесов молитвами Святого. 5. Поставление в дьяконы. 6. Поставление в иереи. 7. Изведение источника. 8. Моление Святого над умершим младенцем. 9. Святой возвращает живого младенца отцу. 10. Служение божественной Литургии святым Сергием с Ангелом, видение Божественного огня на Литургии. 11. Явление Богородицы Святому. 12. Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея. 13. Исцеление ослепшего греческого епископа. 14. Исцеление За-харии Бороздина. 15. Исцеление бесноватого вельможи. 16. Погребение Святого. 17. Исцеление слепого у гроба Святого.
Среди клейм дмитровской иконы нет традиционных: «Приведение Варфоломеем старца к родителям», «Чудо о некоем земледельце», «Обретение святых мощей преподобного Сергия», «Исцеление Симеона Антонова». При этом в верхнем ряду добавлено «Поставление в дьяконы», а в нижнем «Исцеление бесноватого вельможи». В клейме верхнего ряда «Пострижение святого» (клеймо 3) Сергий изображен в рост, а не коленопреклоненным, как на других иконах. Его склоненная вправо фигура соответствует его же склоненной влево в сцене «Поставление в дьяконы» (клеймо 5). Этими «зеркальными» композициями выделяется находящееся между ними среднее клеймо верхнего ряда - «Изгнание бесов молитвами святого Сергия» (клеймо 4). В «Молении над умершим младенцем» (клеймо 8) преподобный Сергий представлен на фоне горок (обычно в этом клейме изображаются палаты-келья), как и в симметричном левом клейме «Изведение источника» (клеймо 7). Горки в обоих клеймах направлены вверх, к центру. В нижнем ряду в центре помещено клеймо «Исцеление бесноватого вельможи» (клеймо 15), в соответствии с текстом Жития преподобный Сергий благословляет бесноватого и осеняет его крестом. Таким образом, в верхнем и нижнем рядах клейм дмитровской иконы композиционно выделяются сцены с изображением изгнания бесов преподобным Сергием.
Уникальность иконографической программы дмитровской житийной иконы преподобного Сергия подтверждает авторство Феодосия. «Феодосий Иконник» был духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого, о чем известно со слов самого Иосифа [5]. В Иосифо-Волоколамский монастырь Феодосий вложил высоко ценившиеся иконы письма Андрея Рублева. Дмитровский князь Юрий Иванович также почитал преподобного Иосифа, который помог ему примириться с братом, великим князем Василием III Ивановичем. К князю Юрию обращены два послания волоцкого игумена. Вместе с преподобным Иосифом – главным обличителем ереси жидовствующих – Феодосий вел борьбу с ересью. С его слов в текст Жития преподобного Иосифа Волоцкого помещен рассказ о неистинно покаявшемся новгородском еретике-священнике, вылившем Святые Дары после Литургии в горящую печь (6).
Выделение клейм с изгнанием бесов преподобным Сергием на дмитровской житийной иконе выражало мысль о борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих, отрицавших Святую Троицу, иконопочитание, церковные таинства (преподобный Иосиф Волоцкий часто сравнивал в своих посланиях еретиков с бесноватыми). Антиеретические иконографические программы известны в это время и во фресковых циклах.
Как и радонежский игумен, преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515) являлся защитником церковного и государственного единства Руси. Создание мастером Феодосием уникального житийного образа преподобного Сергия Радонежского – почитателя Святой Троицы – подчеркивало важнейшее значение святого Сергия в духовной жизни русского государства начала XVI в.
Н.Н. Чугреева
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад: "Ремарко", 2013. С. 323-327.
Примечания
[1] ЦМиАР. кп 3395, инв. 2859-1. Дерево, левкас, темпера. 136 x 97,5 см. Икона реставрирована в 1928 – 1929 гг. В.О. Кириковым в Дмитровском краеведческом музее, три нижних клейма им же в Музее имени Андрея Рублева в 1966-1967 гг. В среднике по контуру фигуры святого Сергия утраты красочного слоя и остатки записи. На золоте мелкие остатки охряной записи, многочисленные чинки левкаса в местах от гвоздей басмы с остатками синей записи и охры. Тонировки в местах утрат и потертостей красочного слоя, особенно значительные на одеждах святого в среднике, на поземе около фигуры. Потертости золота фонов, киновари (огня из потира) в 10-м клейме, креста в руке святого Сергия (в 15-м клейме), надписей.
[2] Яганов А.В., Рузаева Е.И. Успенский собор в Дмитрове. - М., 2003. С. 61. Предлагаемая датировка строительства собора – между 1507 и 1511 гг.
[3] Кочетков И.А. Житийная икона Сергия Радонежского из собрания Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева // Древнерусское искусство XV-XVII веков. Сб. статей. - М., 1981. С. 97-107. Ил. 33.
[4] Иконы Москвы XIV-XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Вып. 2 / Ред. – сост. Л.M. Евсеева, В.М. Сорокатый. Отв. ред. Г.В. Попов. - М., 2006. Кат. № 66 (Н.Н. Чугреева). С. 119-127. Ил. на с. 119, цв. на вкладках; Иконы XIII-XVI веков из собрания Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 29 (Н.Н. Чугреева). С. 190, 193, 200. Ил. нас. 191-192, 194-199, 201; Чугреева Н.Н. Преподобный Сергий Радонежский. Житие в иконе. М., 2007.
[5] Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. - М., 1999. С. 84.
[6] Послания Иосифа Волоцкого. -М.-Л., 1959. С. 232-236.
[7] Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. - СПб., 1868. Сентябрь, дни 1-13. Вып. 1. Стлб. 474-475.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра