Жить по заповедям преподобного Сергия. 29 апреля — день памяти лаврского схиархимандрита Никона (Деева, † 2020)

Схиархимандрит Никон (в миру Валентин Васильевич Деев, в монашестве архимандрит Никодим) родился в 1936 году в городе Юрьеве-Польском — на родине преподобного Никона Радонежского, чье имя он получил при постриге в великую схиму. По словам батюшки, он появился на свет день Боголюбской иконы Божией Матери, 1 июля, однако официальные документы были утеряны, и позже, когда их восстанавливали, ошибочно была внесена дата 13 июня. По причине болезненного состояния младенца крестили через несколько дней после рождения, в храме во имя святых бессребреников Космы и Дамиана города Юрьева-Польского, дав имя Валентин — в честь святого мученика Валентина.

Воспитывался Валентин в благочестивой семье. Его мама, Пелагея Ивановна, являлась духовной дочерью преподобного Алексия (Соловьева), старца Зосимовского, а сестра мамы была инокиней. История ее рождения удивительна. По рассказам отца Никодима, дети бабушки и дедушки умирали в младенчестве, и со своей скорбью родители обратились к местному священнику. Тот благословил написать икону Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати» и посвятить первого родившегося после этого младенца Богу. Они так и поступили. После усердных молитв перед написанным образом у них появилась на свет дочь Марфа, которая по достижении совершеннолетия приняла иноческий постриг и проводила жизнь в сугубом посте и молитве. Она собирала деньги на строительство Петропавловского женского монастыря в Юрьеве-Польском и юродствовала. Когда много лет спустя батюшкиного родственника (мужа его родной сестры) хотели в целях экономии похоронить в одной могиле с инокиней Марфой, лопата ударила в гроб матушки, и вдруг из-под земли вышел огонь. Все испугались и бросили приготовления к захоронению, решив устроить могилу в другом месте. Икону «Не рыдай Мене, Мати» батюшка всю жизнь хранил в своей келье и почитал как чудотворную.

В 16-летнем возрасте батюшка первый раз самостоятельно посетил Троице-Сергиеву Лавру. Он раньше никогда не видел настолько большое церковное торжество — в тот день служил Святейший Патриарх Алексий I, о встрече с которым мечтал Валентин. Юноша был покорен службой, а особенно пением на молебне припевов «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас». Спустя короткое время дома за праздничным столом собравшиеся стали исполнять народные песни, а Валентин спел так понравившийся ему припев, что многих удивило. Это было проявлением зародившейся чистой, искренней любви к Преподобному, которую он пронес через всю свою жизнь, и предзнаменованием того, что он проведет ее в Сергиевой обители.

По окончании школы Валентин пытался поступить в медицинский вуз, но, не добрав баллов, был призван в армию, в ракетные войска. Валентина комиссовали на год раньше, по болезни. Ему тогда делали операцию, в ходе которой случилась остановка сердца. В это время его мама и сестра находились в паломничестве, где им удалось встретиться и поговорить с преподобным Кукшей Одесским. Они попросили молитв о воине Валентине. Старец переспросил: «О священнике Валентине?» Сестра и мать несколько раз громко повторили: «Нет, о воине Валентине!» — на что отец Кукша кивал и отвечал: «Хорошо, хорошо, помолюсь о священнике Валентине».

После прохождения срочной службы Валентин отправился в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Обитель произвела на молодого человека такое сильное впечатление, что у него зародилось желание принять монашеский постриг. Разговорившись с одним монахом, он спросил, можно ли поступить в монастырь, и получил совет сначала отучиться в семинарии, «а там уж и дорога к монашеству откроется». В Киеве тогда семинарии не было, и Валентин решил поступать в Московскую духовную семинарию. Когда Валентин объявил родителям о своем решении, те поначалу испугались, потому что времена были сложные, власть притесняла верующих. Однако отговаривать сына они не стали. По словам батюшки, с этого момента его благочестивая мать усилила молитву и со слезами испрашивала Господа, чтобы любимый сын в священническом сане мог послужить Богу и людям.

В 1957 году, успешно сдав вступительные экзамены, юноша был зачислен в семинарию, по окончании которой продолжил получать образование в Московской духовной академии. Обучаясь на последнем курсе Академии, был принят в братию Лавры. Около полугода он нес послушание келейника братского духовника архимандрита Петра (Семеновых)[1].

Старец дал ему первые важные наставления о том, как возрастать в духовной жизни, заложив крепкий фундамент, на котором отец Никодим стоял в течение многих лет до своей блаженной кончины. Некоторыми из них он впоследствии делился с братией. Например, рассказывал, как отец Петр учил правильно прощать и просить прощения: когда ты кого-то обидел или тебя кто обидел — проси прощения сам, и при этом хорошо бы подарить книгу или коробку конфет. Советовал не ходить по кельям и у себя никого не принимать.

Отец Петр придерживался правил афонского монашества. По его словам, на Афоне, если кто пришел в келью и ему понравилась какая-то вещь, например икона, то хозяин должен обязательно ее отдать. Поэтому, если с какой-то определенной целью пришел в келью к брату, то лучше не выказывать, что тебя что-то привлекло, а еще лучше вообще не ходить по кельям. Если наведался к кому по необходимости, то спроси и стой в коридоре, жди ответа. Отец Петр учил, что в монастыре важно не роптать на начальство, не жаловаться. Всех начальствующих принимать как посланных от Бога.

Вспоминая наставления отца Петра, отец Никодим подчеркивал необходимость меньше говорить, больше молчать — это помогает в терпении монастырских искушений.

2 апреля 1965 года послушник Валентин был пострижен в монашество в Троицком соборе архимандритом Платоном (Лобанковым) с наречением имени Никодим, в честь святого праведного Никодима (память в Неделю святых жен-мироносиц).

11 апреля 1965 года митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) в Богоявленском соборе Москвы рукоположил монаха Никодима во иеродиакона. Сразу после этого отца Никодима направили на послушание в Патриаршую резиденцию в Чистом переулке. 21 июля 1965 года, в день Казанской иконы Божией Матери, в том же соборе Святейший Патриарх Алексий I возвел иеродиакона Никодима в сан иеромонаха. Примечательно, что в день иерейской хиротонии Патриарху сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и архиепископ Таллинский Алексий (Ридигер) — два будущих Патриарха. В 1971 году отец Никодим был возведен в сан игумена. Батюшка нес послушание в Московской Патриархии семь лет. В 1972 он вернулся в Лавру, где был назначен смотрителем Троицкого собора. Это послушание отец Никодим исправно исполнял в течение десяти лет. Он вспоминал, что на разных послушаниях пребывал в среднем по десять лет, за усердное выполнение которых батюшка был удостоен медали Преподобного Сергия Радонежского I степени (1980 г.), ордена Преподобного Сергия Радонежского III и II степени (1981 г. и 1987 г.).

В 1989 году в следственном изоляторе Сергиева Посада был восстановлен ранее находившийся там храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», и священноначалие Лавры благословило игумена Никодима духовно окормлять заключенных. До 2004 года это было основным послушанием батюшки.

В 1990 году игумен Никодим был возведен в сан архимандрита. В 2014 году «во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием рождения преподобного Сергия» указом Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Никодим был награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского». Из наград батюшка особенно ценил икону Пресвятой Троицы, подаренную в 2015 году к 50-летию монашеского пострига, наперсный крест, врученный в 2016 году к 80-летию, и икону преподобного Сергия, подаренную в 2017 году к 50-летию иерейской хиротонии.

Батюшка лично знал преподобного Симеона Псково-Печерского, Глинского старца преподобного Серафима (Романцова), Валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича), схиигумению Марию (Горбатову), которая жила в затворе в Сергиевом Посаде. Бережно хранил переписку с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). К своему 80-летию, в знак благодарности за прожитые в Лавре годы, батюшка составил наставления лаврским монахам — «Заветы Преподобного Сергия», в основу которых легли записанные диалоги отца Никодима с послушниками обители, которые он часто проводил в беседке монастырского сада. Брошюра была издана в 2016 году ограниченным тиражом.

В личной беседе старец часто говорил о необходимости особого отношения к преподобному Сергию. Призывал научиться обращаться к Преподобному, как к живому, просить благословения у него на предстоящий день. Если есть возможность и время — читать акафист келейно. Батюшка сам старался неопустительно бывать на братском молебне Преподобному, который совершается у мощей в 5:30. Он приходил всегда, невзирая на немощи. Выходил загодя, шел долго, с остановками — больное сердце не позволяло дойти до храма сразу. Говорил, что чувствовал благословение преподобного Сергия, и если братский молебен приходилось пропустить, то день для него был потерян. У отца Никодима выработалась даже своя молитва к Преподобному: «Авва Сергие, благослови меня, исцели меня для покаяния и для добрых дел». Старец часто читал эту молитву в течение дня.

Из особого молитвенного правила отца Никодима братии запомнились его побуждения читать пятисотенное правило по четкам: 300 молитв Иисусовых, 100 Пресвятой Богородице, 50 Ангелу Хранителю и 50 всем святым — из практики старой Оптины, где читали его один раз в день перед иконами, с поклонами. Возможно, старец также выполнял это правило келейно, однако запомнилось почти непрестанное выполнение его в течение дня везде: в храме, в дороге.... Четки из рук он не выпускал. Как только заканчивал очередную пятисотницу, начинал следующую.

У старца была мечта-завет — чтобы братия монастыря каждый день совершали три крестных хода вокруг Успенского собора. Первый раз — с пением тропаря Пресвятой Троице, второй раз — Богородице, третий — преподобному Сергию.

Батюшка призывал братию не выходить из монастыря без особой необходимости и особенно не вмешиваться в семейные дела мирян.

Многие родственники старца были монашествующие. Двоюродная бабушка ходила пешком в Иерусалим, где ее постригли в иночество с именем Елена. Другая родственница, Ольга, наизусть знала все святцы и многие жития святых. Мама отца Никодима, его тетя (монахиня Марфа) и сестра – тоже монахини.

Отец Никодим приезжал на родину причащать тяжело больную маму. В молодости она хотела уйти в монастырь, однако родители распорядились по-другому: старшую сестру определили в монастырь, а ее благословили на семейную жизнь. Но вопрос с замужеством долго не решался. Тогда отец повез ее к старцу Алексию (Соловьеву) в Зосимову пустынь, которая тогда была приписана к Троице-Сергиевой Лавре. Старец успокоил отца и девушку, сказав: «Выходи замуж — дети твои станут монахами». Так и получилось: монахами стали и дети, и она сама. И вот, когда мама умирала, отец Никодим попросил ее, если она угодила Господу, явиться ему во сне. Мама явилась и утешила сына… но тут прозвенел будильник. Отец Никодим тогда даже пошел к отцу Кириллу (Павлову) как бы с жалобой, почему такой чудесный сон внезапно прервался, на что отец Кирилл сказал: «Чудной ты, Никодим. Господь приоткрыл, что у них там все хорошо, а тебе — картинки показывай».

Последним послушанием отца Никодима в Лавре было поминовение имен при вынимании просфор. Его он исполнял до того времени, пока онкологическая болезнь не стала прогрессировать. С лета 2018 года батюшка никуда не выходил из кельи – молился, перебирая четки и слушая молитвенное правило, которое ему читали келейники. Только единственный раз, после того как батюшку выписали из больницы, он на костылях дошел до мощей преподобных Сергия и Никона, с осознанием того, что поклоняется им в последний раз. Так и случилось. С этого времени и до самой кончины батюшка практически не вставал.

18 апреля 2020 года, в Великую Субботу, наместник Лавры епископ Парамон (Голубка) совершил в келье постриг архимандрита Никодима в великую схиму в честь преподобного Никона Радонежского. Многие из братии, присутствовавшие при постриге, отметили, что в это время на Гробе Господнем сошел Благодатный Огонь.

Схиархимандрит Никон всем сердцем любил преподобного Сергия и лаврскую братию. Он с уважением относился к каждому, будь то наместник, архимандрит или простой послушник. Фотографии многих насельников обители висели у него над кроватью, и даже в самые тяжелые моменты болезни батюшка не переставал горячо молиться за братию. В автобиографии в графе «Цель ухода в монастырь» отец Никодим в молодости написал: «Подготовка к встрече с Господом Богом». Эта желанная встреча состоялась 29 апреля 2020 года.

Основной источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры. Годы преставления 2020–2021 / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. С. 5–14.

Избранные наставления отца Никодима

Прежде имейте страх Божий

… Страх Божий есть первое сильное побуждение к нравственной жизни, происходящее от благоговения перед Богом... Это чувство есть как бы надзиратель, данный нам свыше, – он постоянно с нами во всех путях наших и не допускает нас до падений.

Как же удержать в себе этот спасительный страх? Рождается и укрепляется в душе страх Божий в первую очередь от рассуждения о Божественных свойствах… Укрепляется страх Божий в душе посредством покаяния.

Единомыслие

Что значит хранить единомыслие? Хранить единомыслие – это пребывать в православной вере, которая основана на учении святых Апостолов и святых Отцов…

В единомыслии и проявляется смирение.

Единомыслие – это большая ответственность перед Богом и Преподобным Сергием… Потеря единомыслия происходит от неведения и непонимания, источниками которых зачастую служат современные информационные технологии, порождающие ложь и заблуждения.

Чистота душевная и телесная

Чистота душевная и телесная – это чистота сердца и мир совести и все, что связано с ними во внутренней и внешней жизни человека. Чистота сердца состоит в отречении от порочных мыслей и желаний, привычек и пристрастий к земным благам – и в полной преданности и любви нашей к Богу в словах и поступках. Главное же средство очищения сердца – частое покаяние и причащение Пречистых Тела и Крови Христовых, Которые дарованы нам для освящения и исцеления души и тела, в просвещение очей сердца и мир душевных сил.

Любовь нелицемерная

Прямота и честность – вот верный путь к истине и благу. Дай в своем сердце место для любви Божией – и тогда ты будешь любить всех братьев Христовой любовью, ибо не ты будешь любить их, но сам Христос, живущий в твоем сердце.

Рождается лицемерие незаметно, исподволь – из естественной потребности любить себя.

Действует лицемерие всегда под надежным прикрытием фальшивой законности или ложной праведности...

Что же такое любовь? Это жизнь в Боге.

Страннолюбие

Страннолюбие – это не только забота о бесприютных людях или о гостях. Это проявление милосердия и сострадания ко всем нуждающимся и страждущим.

Смирение с покорением

Святые Отцы называли состояние души, исполненной смирением, смиренномудрием, тем самым показывая, что мудрость можно приобрести только в смирении, – и считали его одной из главных добродетелей.

Смирение имеет свойство успокаивать мятущийся дух человека и делает его счастливым уже здесь, на земле. Итак, смирение есть основание, на котором строится вся духовная жизнь. Из смирения рождается любовь, а через любовь познается Бог, т. к. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Для приобретения смирения нужна постоянная молитва к Богу. Следует также всегда держать в уме добродетели ближних – так удобнее почувствовать свое ничтожество. Постоянное же порицание себя приводит человека в такое устроение, когда ничто из случающегося с ним в жизни плохого и оскорбительного не смущает его. С другой стороны, что бы ты ни сделал хорошего, никогда не нужно об этом говорить людям: если нужно, Сам Господь скажет за тебя.

Совершенное смирение состоит в том, чтобы во всем положиться на Бога, полностью довериться Ему. Смиренный человек осознает свое внутренне состояние, но каким бы плохим оно ни было, он не теряет себя. Он знает, что грешен, печалится об этом, но не отчаивается и не уничижает себя.

Тот, кто имеет смирение, не впадает в гнев и не оправдывается, когда другие делают ему замечания или обличают его. Он не теряет при этом душевного равновесия.

Пост и молитва

Пост есть время покаяния, скорби и слез о многочисленных наших грехах. Пост есть и воздержание в пищи, и обуздание различных греховных проявлений.

Пища и питие в меру

Не должно забывать, что «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Поэтому не прав будет тот, кто праведность жизни будет отождествлять с умеренным питанием или постом. Эти последние суть только средства, а не цель.

В наше время, богатое новыми формами соблазнов, следует добавить, что эта мера должна простираться и на телефонные разговоры, и на интернет, и на телевидение...

Чести и славы не любите

Иными словами – избегайте тщеславия, т.е. суетной, напрасной славы. В чем опасность этого духовного состояния? Человек, стремясь достичь высокого положения, власти, добиться известности, уважения и признания своих достоинств (зачастую мнимых), нередко получает желаемое, но расплачивается за это потерей связи с Богом…. Борьба с тщеславием производится посредством самоукорения и смирением себя.

Паче же всего бойтеся и поминайте страх смертный

Христианин всегда должен иметь в мыслях память смертную, дабы страхом безвестности часа смертного воздерживать себя от дел, прогневляющих Бога, и быть всегда готовым к исходу из сей жизни.

И Второе Пришествие Христово

В Евангелии мы читаем, что придет Христос судить живых и мертвых и что одних Он определит к вечной радости, а других осудит на вечные мучения (Мф. 25,46). Почему этот последний суд Христов называют страшным? Чем он будет для нас особенно страшен? Страшен он будет прежде всего тем, что на нем будут явлены все наши дурные привычки, страсти, пороки, поступки, даже слова, мысли и желания.

Страшен будет последний суд и тем, что наше зло будет явлено перед очами всего человечества.

Страшен суд Христов и тем, что он будет вполне справедлив и беспристрастен. Ничто – ни богатство, ни земная слава и честь – не поможет избежать этого суда. Страшен этот суд Христов наконец тем, что он будет последним, а за ним – строгое осуждение и наказание. Исчезнет всякая надежда на милость Божию, на помощь Церкви и святых.

* * *

Хочется надеяться, что напоминание этих заповедей поможет нам осознать свои грехи, научиться их побеждать, чтобы дать место Христу в своем сердце.



[1] Схиархимандрит Серафим (Семеновых; † 04.01.1971) — в монашестве отец Петр. Духовник братии Троице-Сергиевой Лавры. Его на этом послушании сменил отец Кирилл (Павлов) в 1971 году. 


Могилка отца Никодима в Деулино
29 апреля 2025

< Назад | Возврат к списку

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.