День церковный, по древнему обычаю, начинается с захода солнца, и поэтому вечернее богослужение, вечерня, – первая служба наступающего дня. В ней есть свои особо важные части. Одно из центральных мест в богослужении вечерни занимают стихиры на «Господи, воззвах», посвященные наступающему празднику. В этих стихирах, составленных греческими, египетскими, сирийскими, арабскими и русскими церковными святыми песнописцами древнего и нового времени, в поэтической форме изложено содержание праздника.
Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к словам псалма, которые мы слышим перед стихирами: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе; услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздеяние руку моею, жертва вечерняя» (см.: Пс. 140, 1-2). Такими поэтическими образами святой пророк и псалмопевец Давид выразил свое душевное состояние, свою молитву в вечерний час. Действительно, когда заходит солнце, спадает дневной зной, в природе все затихает, и человек может сказать: закончился еще один день моей жизни. И он обращается к Богу, чтобы принести Ему последнюю молитву в этот день. И пусть она будет тихой, сосредоточенной, не возмущаемой страстными движениями души: ни раздражением, ни огорчением. Пусть возносится молитва, пусть устремляется она к небу, как кадильный дым в безветренный и тихий час, – и да будет она угодна Богу. Пусть вечерняя песнь будет совершенной и чистой, как душа человека, воздевающего к Богу руки с молитвой о принятии жертвы.
Эти образы навеяны не только состоянием духа святого пророка Давида. Обычай приносить каждый день жертву Богу заповедал Моисею Господь (см.: Лев. 6, 9). Чтобы Бог принял жертву, она должна исходить от чистого сердца; такую жертву принес Авель, и дым от сожжения вознесся к небу. Каин же, мучимый завистью, приносил свои жертвы в состоянии душевной темноты, и дым от них стелился по земле (см.: Быт. 4, 3-8).
Праведный Иов был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (см.: Иов 1, 8). Принося жертву Богу, он мог сказать: Вот, я ничем не согрешил пред Тобою, ни в поступках, ни в мыслях своих, но, может быть, я сделал то, чего еще сам не знаю, может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (Иов. 1, 5). Так и мы молимся: согрешили, Господи, ведением и неведением.
Наше богослужение – это не просто исполнение божественных песнопений, гимнов, молитв, совершение священнодействий и благочестивых обрядов. Это также возможность отрешиться от постоянной сутолоки мыслей, высвободить среди жизненной суеты время, чтобы пожертвовать его Богу. Мы приходим в храм, который весь насыщен молитвой. Перед глазами – множество икон святых угодников Божиих, рядом стоят наши сестры и братья одной с нами православной веры. И здесь больше, чем где-либо, проявляется единство наших душевных устремлений. Мы уходим из храма, может быть, никому не сказав ни слова, но обогащенные тем, что рядом с нами стоял некто и в созвучии душ нес молитву не только о себе, но и о всех. И каждый из нас обогатился общей молитвой.
Но если день кончается и мы не были в храме, то, отходя к ночному сну, мы молимся Богу, чтобы Он дал нам «сон во упокоение немощи нашей», как сказано в одной из молитв, и благословил начать новый день. О чем бы мы ни просили Бога в последних молитвах перед сном, главной темой вечерней молитвы должна стать просьба о прощении всех проступков минувшего дня.
Иногда нас, православных, упрекают в том, что мы расслабляем свой дух постоянным покаянием, что нет в нас некоей как бы законной гордости оттого, что мы – дети Божии. Нет, не так. Православные верующие люди прежде всего заботятся о чистоте души. Трудно пройти день, не нарушив заповеди Божией, не обременив совесть, не испытав ее угрызений, иногда мы оставляем без внимания то, что совершили в течение дня противного воле Божией. Вот потому, когда завершается день, первой мыслью, первым нашим обращением к Богу должна быть молитва праведного Иова. Нам кажется, что, желая провести день свято, мы и в самом деле не совершаем ничего дурного. Но Бог судит человека не по одним внешним действиям, а по намерениям сердечным и расположениям (см.: Евр. 4, 12). Быть может, сами того не сознавая, нарушили мы заповедь Божию, поступили или подумали против совести и тем нанесли вещественный или нравственный ущерб ближним и себе.
Мы не одни живем на земле. Весь мир нуждается в молитве. Наше богослужение все проникнуто мыслью и молитвой о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их... Если весь день мы просили Бога дать здоровье больным, хлеб неимущим, радость печальным, то вечером мы должны вспомнить и тех, кто провел свой день небрежно; просить милости и тем, кто ожидает прощения грехов, и тем, чья совесть напоминает о содеянных прегрешениях.
Трудно прожить день, не испытав ни гнева, ни просто раздражения. Но с наступлением вечера, когда все стихает вокруг и солнце опускается за горизонт, должны утихнуть и наше раздражение, и бушевавшие в нас чувства (см.: Еф 4, 26). Мы должны научиться тому, чтобы вечер был «тих, бессоблазнен, безмечтанен», как мы читаем в молитве в день Пятидесятницы. Только в состоянии умиренного, мирного духа можно приносить покаянную молитву. Поэтому, если кто-то обидел нас в этот день, надо простить и забыть. Если кого-то мы обидели, надо мысленно – если еще не успели на деле – просить прощения у Бога и запомнить свой проступок, чтобы больше не повторить его. Если еще кипит в душе раздражение дня, если не могут успокоиться помыслы, надо стать пред иконой, помолчать, послушать себя, успокоилось ли сердце, не бьется ли оно в гневном возбуждении. И после этого, как сказано в молитвослове, без поспешности, со вниманием сердечным начать: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Первое попечение Церкви в этот вечерний молитвенный час – о том, чтобы привести душу в состояние покоя, мира, тишины, нераздражительности, духовной собранности и цельности, помочь принести из глубины верующего сердца молитвы, которые, подобно тихо возносящемуся кадильному дыму, поднимутся к небесам, подобно чистым простертым к святыне, рукам. Они будут обращены к Богу за новыми милостынями Божиими, будут исправны – «да исправится молитва моя» – пред Богом. Неслучайно мы с особым вниманием исполняем это песнопение в дни святого Великого поста, когда требуются глубокое покаяние и умиротворение души.
Когда мы не бываем в церкви, вспомним в этот вечерний час, что в храме сегодня пелись эти стихи. И если мы не слышали их телесным слухом, то вспомним и, как бы услышав звучащими в сердце, завершим день молитвой, которая будет угодна Богу как совершенная чистая жертва умиротворенной души. Запомним этот образ, чтобы каждый вечер приносить Богу чистую святую молитву. Да поможет нам в этом Бог. Аминь.
29 июля 1984 года
Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В. А. Никитин; предисл. Е. М. Яковлевой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - С. 264-267.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра