Завершились профилактические работы по обслуживанию механизма и обновлению стрелок часов на колокольне Троице-Сергиевой Лавры

В ноябре 2017 года завершились профилактические работы по обслуживанию механизма и реставрации – обновлению – стрелок часов на колокольне Троице-Сергиевой Лавры.

По приглашению старшего звонаря обители игумена Антония (Зинина) работы уже не в первый раз осуществлял часовых дел мастер Александр Георгиевич Красников, житель г. Калуги. По профессии железнодорожник (закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского (МИИТ)), он обладает 50-летним опытом по ремонту, наладке, реставрированию часов и их обслуживанию.


Часовых дел мастер Александр Георгиевич Красников

Нужно отметить, что часы, выполненные по заказу наместника обители Преподобного Сергия митрополита Платона (Левшина) «тульским ружейной слободы» мастером Иваном Кобылиным-Большим, были установлены на лаврской колокольне в 1784 году. Они безотказно прослужили 120 лет и были заменены в 1905 году на ныне существующие. Их изготовил известный в то время часовых дел мастер Андрей Александрович Энодин. Под его руководством созданы часы для многих монастырей и общественных зданий дореволюционной России.

Часовщик Александр Красников охарактеризовал лаврские часы и другие виды часовых механизмов:

«Часы для лаврской колокольни единственные в своем роде и были сделаны А.А. Энодиным в 1905 году. Эти часы более массивные, можно сказать, даже более серьезные по сравнению с другими его часами. Хоть они и весят больше тонны, но при этом очень легкие. Такая у них уникальная конструкция!

В то же время лаврские часы являются стандартными по оформлению и по содержанию – четыре шестерни. Ход от пружины заводной, стрелки – четыре шестерни, и еще есть четыре шестерни, которые вращают минутную стрелку; редуктор – один к двенадцати, часовая минутная стрелка: часовая стрелка делает полный оборот за сутки, а минутная – множество раз. Затем выстраиваются карильоны – это четверти, или, как говорят, часы-куранты.

Мне встречались часы, которые звонят в половину часа, а в определенный час отбивается нужное количество ударов. Это простые часы – два механизма, т.е. один, который – часы, и второй механизм следит за тем, чтобы сделать нужное количество ударов в соответствии с текущим часом, – это бой.

Есть куранты, которые, в отличие от часов с полуденным боем, отбивают каждые 15 минут, причем количество ударов меняется, звучат разные колокола и разные перезвоны: например, в 15 минут играют шесть колоколов, в половину часа их количество удваивается, а в три четверти часа эти шесть колоколов уже звучат трижды, и потом в определенный час звучит 24 удара – появляется определенная мелодия.

Это было очень удобно в те времена, когда в монастырях не было электричества и ни у кого не было часов. Изначально на лаврских часах, как и на всех других, была только одна стрелка, делившая час на части, обозначая каждую четверть перезвонами, что очень устраивало монахов, которым нужно было рано вставать. Это потом уже появилось две стрелки».

Александру Георгиевичу не раз за свою жизнь приходилось иметь дело с энодинскими часами. Вот как он об этом рассказывает:

«Андрей Александрович Энодин в свое время выпускал до 600 башенных часов в год. Он специализировался, в отличие от других часовщиков, на башенных колокольных часах и курантах для колоколен, административных зданий, вокзалов, железной дороги. У его часов очень много сходства с немецкими, но, конечно же, он много внес и своего.

Однажды мне попались его часы 1873 года, а я реставрировал его часы 1875 года. Всё стихло к революции – сами понимаете…

А.А. Энодин делал очень много часов, которые уходили на север, восток – в Екатеринбург – и по всей России – в Краснодар, Калужскую область, Нижний Новгород, Дивеево (туда меня иногда приглашают), Мытищи, Дмитров и др., – а также в Гомель (Беларусь) и трое часов на Украине (Донецк, Макеевка, с. Никольское, в котором некогда подвизался монах Зосима, благословивший меня заниматься часами).

До революции в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры тоже были энодинские часы.

Также отреставрированные мною часы этого великого мастера украшают сегодня славный город Саров.

Во времена митрополита Платона (Левшина) в Лавре даже были штатные часовщики, и их даже отправляли учиться на часовых дел мастеров, при этом Лавра оплачивала обучение. Но вот, к сожалению, ничего неизвестно об учениках А.А. Энодина, хотя таковые и были.

Известно, что в 1893 –94 гг. А.А. Энодин поставил часы в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре и обслуживал их. И вот однажды наместник обители написал Энодину, что ему дорого платить за обслуживание часов, и поручил это дело местному водопроводчику. Прошло три года, и наместник вновь написал Энодину письмо, в котором просил последнего приехать посмотреть часы, потому что с ними стало что-то не так. Энодин ответил, что, конечно, он может приехать, но каждый раз ему очень тяжело преодолевать такой длинный путь. Поэтому наместник заключил с Энодиным новое соглашение, на основании которого данными часами стали заниматься его ученики и последователи. Естественно, если делаешь 600 часов в год, без завода, мастеров, учеников и последователей не обойтись».

Вероятно, читателям нашего сайта интересно будет узнать, как Александр Георгиевич начал свой профессиональный путь, как Господь привел его в Троице-Сергиеву Лавру и какие профилактические работы он провел с лаврскими часами. Предоставляем слово самому мастеру:

«Я начал сам заниматься часами без всякого обучения, примерно, с 1967 года – с 15 лет. Самому приходилось доходить до всего. Однажды спустился в подвал у себя в Калуге, увидел, лежат там какие-то часы с тремя гирями, – с этого всё и началось. Начал их делать, но у меня всё вышло наоборот: сначала часы били, потом мелодия играла, а потом часы начинали идти.

Занялся я часами маленькими, карманными, лет через 20 стал заниматься курантами: казалось, всё просто – всего четыре шестерни!

В 1986 году я реставрировал часы на колокольне в Калуге – это были тоже энодинские часы, с чего всё и началось. Именно с этими часами в 1998 году я оказался в Оптиной пустыни, куда приехал тогдашний лаврский эконом отец Георгий (ныне митрополит Нижегородский и Арзамасский – Прим. ред.), искавший часовщика для реставрации часов на лаврской колокольне. К этому времени за 10 лет работы с курантами я уже поднаторел.

Он мне предложил реставрировать часы. В три часа они стали у меня играть на колоколах “Коль славен наш Господь…”, а через три часа – “Боже, Царя храни!” Те же самые произведения – на Петропавловской крепости. Но это мне стоило многих лет и большинства седин… Конструкция этих часов довольно сложная, никакой электроники – в них всё чисто механически. В четверть часа они по разу ударяют, в три часа играется одна мелодия, потом перезвоны до шести часов, затем другая мелодия звучит, а потом третья и четвертая и часы отбиваются. Чтобы установить определенную мелодию на часы, нужны хорошие нотные колокола – всё зависит от них, частота и механика.

Так же и с лаврскими… Сколько лет мы с главным звонарем Лавры игуменом Антонием подбирали звоны!

В Лавру я попал благодаря отцу Георгию. Приехав в обитель, я не мог понять, какое время показывали часы на колокольне: одна стрелка – на двенадцати, а часовая – между тремя и четырьмя. Я полез на колокольню. До меня часовщики периодически лазали на колокольню и заводили часы при свече.

После этого посещения я написал отцу Георгию несколько страниц с замечаниями касательно лаврских часов. Эти часы (т.е. циферблаты – Прим. ред.) делал в 1784 году Кобылин, тульский мастер. Циферблаты с тех пор и были, но к нашему времени стали уже дырявыми как решето. Несколько цифр отвалилось от циферблата. Сами железные циферблаты напоминают колесо: от центра отходят спицы, на которые клепается железо, но, спустя полтора века, многие железные сегменты были утрачены. Поэтому я сказал отцу Георгию, что цифры уже не держаться, падают – нужно циферблаты менять. Нужно было и гайки подтягивать, тросы износились – часовой механизм нужно было приводить в порядок. Да, было что написать на несколько листов…

Отец Георгий посмотрел и сказал: “Сейчас я не смогу ничего сделать. Пускай всё стоит до 2000 года, когда начнется реставрация Лавры, в т.ч. и колокольни. Тогда я тебя приглашу и будем этим заниматься“.

Итак, впервые решение о реставрации стрелок и обновлении цифр циферблатов было принято в 1998 году, о чем я уже говорил, и начало осуществляться в 2000 году.

Тогда отец Георгий озадачился вопросом: как мы будем снимать часы с такой высоты? Нужен был кран не менее 60 метров, т.к. часы на колокольне установлены на высоте 45 метров. Был заказан кран «Крупп», доставлен в Лавру. За один день мы сняли циферблаты со всех четырех сторон колокольни, хотя кран был выписан на четыре дня! А ведь аренда крана была очень дорогой…

Затем я нашел завод и договорился с его директором, чтобы снятые с лаврской колокольни часы привезли к ним на ремонт. На этом подмосковном заводе лаврские часы отреставрировали и в 2002 году установили на монастырскую колокольню.

К настоящему моменту часовые редукторы, стрелки нужно было немного переделать. К тому же со стрелок облетела позолота.

Месяц назад я остановил часы, снял все стрелки и отдал их на завод реставрировать и наносить позолоту. Сейчас стрелки уже готовы и установлены на циферблаты. Я произвел наладку часов и все профилактические работы по обслуживанию механизма и реставрации – обновлению – стрелок. Также была выполнена балансировка стрелок лаврских часов».

Таким образом, плановые профилактические работы на лаврских часах в рамках большой реставрации колокольни, которая осуществляется уже в течение 15 лет, завершены. 


Максим Лапшин, 
пресс-служба Троице-Сергиевой Лавры


14 ноября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.