«Слово от Патерика»
(пересказ фрагмента «Пролога» на русском языке)
«Один брат спросил авву Силуана:
– Что мне делать, авва, дабы стяжать умиление? Ибо я весьма обуреваюсь унынием и сном. И утром, когда встаю, делаю это с большим усилием и без пения не читаю псалмов, а сна одолеть не могу.
Старец ответил:
– Чадо! произносить тебе псалмы с пением («со гласом») – прежде всего есть знак гордыни и возношения: вот я-де пою, а брат мой не поет. Затем, пение на голос помрачает сердце, делает его сухим и не дает душе умилиться. Посему, если хочешь прийти в умиление, то остави песнопения на гласы. И когда стоишь, творя твои молитвы, то пусть ум твой внемлет смыслу («силе») стиха (псалма), а ты представляй себе, что стоишь пред Богом Живым, истязующим сердца и утробы. Когда же проснешься («восстанешь от сна»), прежде всего прослави Бога устами твоими и начинай тотчас твое правило легко и тихо, с воздыханиями и поминая и грехи свои, и муку, где будешь мучиться.
Брат сказал:
– А я, авва, с тех пор как стал иноком, пою чин («упражнение») правила и часы по Октоиху (то есть на 8 гласов).
На это авва ответил:
– Вот от этого и бежит от тебя умиление. Смотри, как великие отцы, будучи неграмотными («бескнижники») и не зная ничего, ни гласов (пения – «гласа»), ни тропарей, кроме только нескольких псалмов, просияли, однако, в мире, как светила. И свидетели истинности моего слова авва Павел Простый, и авва Антоний, и авва Памва, и авва Аполлон и другие; они мертвых воскрешали и над бесами получили власть, но не за песнопения, тропари и гласы, а за молитвы и пост, ибо не красота пения спасает человека, а страх Божий и соблюдение Христовых заповедей. Пение же на гласы многих свело и в «преисподняя земли»; не только мирские, но и священники утопили себя в блуде и в страстях, ибо такое пение скорее («паче») является мирскими песнями: ради слушания их они и в храмы собираются. Подумай, чадо: каковы (необыкновенны, чудесны) дела на небесах, – а о них не пишется, что там с Октоихом поют. А один чин (ангельский) непрестанно поет лишь «Аллилуиа», другой – «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», третий – «Благословенна слава Господня от места дома сего». И ты, чадо, возлюби Христово смирение и подвизайся (старайся, «внимай») блюсти ум свой во время молитвы. И где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, а будь смиренномудрым, и даст тебе Бог умиление» (8 мая).
Это почти всякому известно по опыту: «устав» мешает молитве, и именно умиленной молитве. Сушит («жестоко творит» сердце)... И здесь мы читали в прошлом году «Серафимово» правило и... плакали. А теперь два часа идут «гласы», а сухо...
И преподобный Серафим уговаривал Ксению сократить Саровский устав, как непосильный. Сам же дал короткое «правильце» Дивеевским, но наставлял их творить постоянно молитву Иисусову... Он хотел им – молитвы, а не «молитвословия».
Подобное помню и в «Невидимой брани». Нужно бы найти... Подобное у епископа Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь»:
– Однако ж не надо набирать много молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в (во время) жару усердия молитвенного.
– Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькою молитовкою и с своим молитвенным словом... Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе».
Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948. М.: Правило веры, 2008. - С. 448-450.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра