Реставратор и режиссёр Филипп Орлянский выпустил документальный короткометражный фильм о находке, которую он сделал при работе в Лавре.
“Магия реставрации” — завораживающая хроника восстановления забытой фрески “Спас Вседержитель”, датируемой XVIII веком. Режиссёр обнаружил её случайно осенью прошлого года, когда в составе группы приглашённых реставраторов работал в Успенском и Трапезном храмах.
Здесь нет героев в привычном понимании. Вместо них в кадре друг друга сменяют рука реставратора, инструменты мастера и сама поверхность: от чёрной и изломанной до той, которую когда-то видел иконописец. Звуковой иллюстрацией стала музыка Рахманинова.
Эта фреска над порталом паперти Трапезной почти полностью исчезла под слоем копоти и сажи.
Автор ленты вспоминает, что поначалу она сливалась со стеной и невооружённым глазом была неразличима даже при хорошем освещении.
Филипп снимал на свой страх и риск. Официально он принёс съёмочную технику в храм для фиксации стадий очистки и восстановления — это необходимо делать в ходе любой реставрации. Но о том, что той же самой камерой он попутно снимает фильм, не знал почти никто.
Приехав в Сергиев Посад как реставратор, он вернулся в Москву как документалист с уникальным отснятым материалом. Спустя год, после монтажа, лента была готова.
Этой осенью о ней написали популярные православные издания, фильм вошёл в программу нескольких фестивалей. Работу уже видели зрители церковного телеканала “Союз”, а теперь она готовится к трансляции на “Культуре”.
***
“Магия реставрации” интересна и в качестве документа, передающего атмосферу места, где проходила работа, а также дух самой профессии. Лента разошлась в интернете, посмотреть её можно и на сайте газеты “Вперёд”. Мы связались с автором и задали ему несколько вопросов.
— Филипп, расскажите о себе.
— Я художник-реставратор монументальной живописи, выпускник Строгановки, работал в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении. Год назад поступил на курсы сценаристов-режиссёров ВГИКа (Москва, мастерская Валерия Ахадова).
— Во время работы вы жили в Сергиевом Посаде?
— Да, нам снимали комнаты на улице Дружбы. Это продолжалось месяц с небольшим.
— Могли ли вы представить, что вам откроется?
— Нет, сначала я и не ожидал, что под слоем копоти окажется что-то интересное. Думал, может, там что-то современное, из семидесятых годов прошлого века, например. Но оказалось, что там скрывается красивая живопись XVIII века. Интересно, что поначалу её хотели убрать со стены, но потом пришла комиссия, и фреску решили вернуть в изначальный вид.
— Что для вас самого значит эта работа?
— Я как будто отдал долг тому, что я вижу в ходе реставрации. Помню, что давно решил для себя, что раз уж владею камерой, навыками композиции, раз я обучен этому, то могу сделать свою работу, скажем так, и с кинематографической точки зрения.
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.