«Я как был пастухом, так пастухом и остался...» Архимандрит Никита (Пронин)

Отец Никита — один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, свидетель возрождения обители в 1950-е годы, пастырь кроткий, добрый, любвеобильный и удивительно скромный.

Архимандрит Никита (в миру Николай Иванович Пронин) родился 21 августа 1932 года в селе Новоселки Рыбновского района Рязанской области в крестьянской семье, был крещен в младенчестве в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы села Новоселки. Николай был восьмым ребенком у родителей. Через два года родилась сестра — Валентина. Из девяти детей пятеро умерли в младенчестве.

В 1944 году Николай окончил четыре класса начальной школы. С 1944 по 1949 год работал пастухом в родном селе, затем переехал к старшему брату в Коломну, где с 1949 по 1951 год учился слесарному делу в ремесленном училище, а с 1951 по 1953 год трудился на станкостроительном заводе. С 1954 по 1956 год служил в армии, демобилизовался в звании сержанта.

В первый год службы Николаю выпал жребий быть свидетелем взрыва атомной бомбы на Тоцком полигоне. «Взрыв атомной бомбы — это событие, конечно, страшное, — вспоминал впоследствии отец Никита. — Мы понимали свою ответственность. Пять месяцев мы готовились к учениям на Тоцком полигоне... Есть три степени мощности взрыва: малый, средний и большой. Эту бомбу взорвали малым взрывом. В результате в радиусе двенадцати квадратных километров все живое было уничтожено. Мне это запомнилось на всю жизнь».


Отец Никита

В 1956 году Николая зачислили в братию Троице-Сергиевой Лавры и определили трудиться в братской трапезной. Про первые годы жизни в Лавре батюшка рассказывал: «Территория монастыря тогда была маленькая, ограничивалась внутренним двориком от Трапезного храма до входа в Варваринский корпус, который монахам в то время не принадлежал. Остальная территория монастыря была мирской, в монастырских зданиях были квартиры, в них жили семьями. На Соборной площади плясали и пели под гармонь, иногда дрались пьяные. Под елочками стояли столы, там играли в домино. В те годы в моде были маленькие телевизоры, их смотрели по вечерам. Из окон квартир доносились крики, шум, брань, но мы не обращали на это внимание, мы жили своей жизнью».


4 апреля 1958 года Николай был пострижен в монашество наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Извековым) с наречением имени в честь преподобного Никиты Боровского, ученика преподобного Сергия. Рукоположен во иеродиакона 18 июля 1958 года в Успенском соборе Лавры архиепископом Херсонским и Одесским Борисом (Виком), во иеромонаха — 7 апреля 1973 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Патриархом Московским и всея Руси Пименом. Возведен в сан игумена в 1982 году, в сан архимандрита — в 1988 году.


С Патриархом Пименом в Переделкино, у гостиницы. Рождество Христово 1973 года

Более сорока лет, с 1959 по 2001 год, отец Никита нес послушание в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Москвы. «В Патриархии я был и дежурным, и дворником, и грузчиком, и ночным сторожем, и полотером — делал все, что поручали», — рассказывал отец Никита.

Духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич) передал назидательную историю, связанную с отцом Никитой, – воспоминание Александра Сафонова: «В день годовщины преставления моего отца мы с отцом К. были на кладбище близ Лавры, служили панихиду. Таскали сорную траву, с могилы нами прополотую, в специальный контейнер. Шел сильный дождь, и все мы совершенно вымокли, но почему-то никому не было грустно. А после гуляли с отцом К. по лаврским закуткам — круга три сделали. Разговаривали на одну богословскую тему и просто так. И вот где-то на третьем круге встретили вдруг совершенно старичка… Я аж застыл…

Старичок маленький, мне всего по плечи, в огромных сильных очках, мантия на нем асфальтового цвета — выцвела вся, валенки какие-то обрезанные. Идет читает что-то, молится. Мой-то священномонах к нему, как увидел, под благословение сразу подошел, да и меня подтолкнул чуть не подзатыльником. Оказалось, это отец архимандрит Никита.


Он меня благословил и сказал несколько слов — едва его было слышно. Но слова его оказались удивительные, вполне ко мне применимые. В общем, он меня иносказательно утешал, что я так влип, хотя, конечно, ничего о моей печали не знал.

Мы дальше пошли, и отец К. рассказал мне про него вот такую историю. Уже будучи архимандритом, он много лет просидел в Патриархии на проходной вахтером. Мимо него ходили Патриархи, епископы и архиепископы. Не говоря уже о протоиерействе, иерействе и диаконстве; а также монашеский и иноческий чин тоже мимо него ходил туда-сюда тридцать лет; ктиторы, благоукрасители, труждающиеся, нуждающиеся и т.д.

А он сидел на этой своей вахте – старичок в ватнике, в этих своих толстых сильных очках, резинкой подвязанных, потому что дужки уже полвека как отломились, и большинство из проходящих мимо подумать не могли, что он — архимандрит. А он в обеденный перерыв кушать не шел, а собирал возле Патриархии бутылки и шел сдавать в ближайшую «пупоприпупу» («пупоприпупо» — пункт по приему пустой посуды). А выручку, говорят, отдавал нищим — там всегда, объяснил мне отец К., много нищих вокруг терлось.


А потом его отправили на пенсию, и он вернулся в Лавру. И вдруг оказалось, что он — архимандрит. И теперь он первый служащий после наместника в Лавре, а братия про него за глаза говорит: “Это не отец, это наше смирение…” И это совершенно так. Я хоть и видел его несколько минут, ничуть в этом не сомневаюсь. Только захотелось, чтобы он, отец архимандрит Никита, был бы еще и моим смирением. Хотя бы чуть-чуть».

В Лавру архимандрит Никита вернулся 22 ноября 2001 года. Здесь он был назначен духовником богомольцев, что стало его основным послушанием до конца жизни.


Архимандрит Никита (Пронин) и архимандрит Кирилл (Павлов)

Отцу Никите посчастливилось общаться с такими подвижниками благочестия, как Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II, митрополиты Николай (Ярушевич) и Иосиф (Чернов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин). От них он воспринял опыт пастырского служения и молитвенного делания.

Батюшку отличали удивительная кротость и смирение. В преклонных годах в сане архимандрита он показывал пример братии, помогая трудникам убирать в трапезной столы после ужина. При этом он как-то сказал: «Ведь я уже 45 лет священник. Да, за это время много я тут съел, в трапезной, а много еще и с собой унес… Простите меня!» Старец любил повторять: «Я как был пастухом, так пастухом и остался». Иногда называл себя «паршивеньким мальчонкой».


Однажды келейник отца Никиты стал невольным свидетелем ночного молитвенного подвига старца: батюшка встал в полночь на молитву со словами: «Они сильные, пусть спят. А мы слабые, поэтому нам надо молиться». И «слабый» отец Никита простоял на молитве до пяти часов утра.

По воспоминаниям одного из лаврских насельников, на вопрос о том, что такое великая схима, старец ответил: «Схима — это жизнь с Богом». Этот ответ тогда поразил своей простотой и глубиной.

Валерий Яковлевич Саврей[1] поделился своими впечатлениями от многолетнего общения со старцем: «Господь наделил отца Никиту удивительным даром — быть незаметным. Подлинное смирение как раз в этом и выражается. Однажды, в 1995 году, я привез в Лавру одного знакомого — кандидата юридических наук. Он увидел на трапезе батюшку и спросил: “А кто этот человек, который убирает после всех монахов посуду и даже объедки?” И я рассказал ему, какой это уникальный старец. Отец Никита нес послушание при трех Патриархах, и это говорит о многом. Подобно старцам Кириллу и Науму, отец Никита научился полностью отсекать свою волю, жить не по страстной, падшей воле, а по воле Божией — благой и совершенной. Он воплотил в себе Евангелие, воплотил в себе подлинное монашество — сокровенное, незаметное».


Свет добродетели привлекал к отцу Никите братию обители, и в последние годы жизни в его келье совершалось общее монашеское молитвенное правило.

В свои почти девяносто лет батюшка оптимистично говаривал: «Если я состарюсь, то возьму другую клюшку». Сложно сказать, что именно он подразумевал под этими словами, но одно можно сказать наверняка: старец никогда не жаловался на свой возраст и сопутствующие телесные недуги. Все болезни и немощи он переносил со свойственными ему терпением и смирением.


Могилка архимандрита Никиты на кладбище в Деулино

Архимандрит Никита преставился 28 января 2022 года после продолжительной болезни. Кончина старца была поистине блаженной. Накануне его соборовали и причащали Святых Христовых Таин. Последний раз его причастили в день кончины утром. Отец Никита отошел в вечность вечером в своей лаврской келье. В это время у его кровати братия читали канон на разлучение души от тела. Батюшка преставился в начале чтения канона. И к окончанию канона вся келья и коридор братского корпуса уже были наполнены насельниками обители, пришедшими проводить в последний путь дорогого старца. Сразу после канона на исход братия с пением ирмосов совершили последование по исходе души от тела, облачили и перенесли тело новопреставленного в храм.

Отец Никита не оставил после себя каких-то книг или записанных наставлений, но он оставил главное — пример удивительной кротости, молитвенного делания и любви к ближним.


Основной источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры XX–XXI веков. Избранные жизнеописания / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2024. С. 51–55.



[1] Доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор кафедры библеистики Московской духовной академии.




30 января 2024

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.