Проведенная в первой половине XIX в. реконструкция и перепланировка г. Сергиева Посада никак не отразилась на Подольных церквах. Это объясняется тем, что всё капитальное строительство в городе, в основном, вела Лавра, а территория вокруг монастыря по-прежнему оставалась в фактическом распоряжении монастыря. В 1794 г. при митр. Платоне произошел обмен землями между монастырем и городом, когда Сергиевскому Посаду было передано 57 десятин и 36 кв. сажен монастырских земель, а взамен получено 145 десятин и 1038 кв. сажен заливных лугов по реке Воре. По настоянию митрополита вся Красногорская площадь и близлежащие территории были оставлены в ведении монастыря.
При проведении реконструкции города это вызывало определенные трения с Комиссией для строений Москвы, которая занималась перестройкой Сергиева Посада. Разногласия дошли до такой степени, что в 1836 г. потребовалось созвать специальное совещание с участием митрополита Филарета. На нем в числе мер, предпринимаемых «для приведения строений в Сергиевом Посаде в законный порядок», определено было и место для строительства «подвижных лавок» по проектам Комиссии – «у ограды монастырской по скату горы, которое должно быть засыпано и спланировано», т. е. вниз от Пятницкой башни, близ Введенской и Пятницкой церквей.
Прокладка в 1845 г. нового шоссе, связавшего Сергиев Посад с Москвой, и последовавшее затем в 1862 г. открытие железной дороги значительно увеличили число троицких богомольцев и вызвали ответное почти не прекращающееся строительство Лаврой гостиниц, лавок, доходных домов и подобных им зданий. К сожалению, зачастую выбор места для них определяли соображения чисто коммерческого характера, так что бережно сохранявшаяся еще со времен митрополита Платона свободная зона вокруг монастыря была застроена рядом довольно посредственных в архитектурном отношении сооружений.
В самом городе велась очень оживленная деятельность по обслуживанию приезжающих паломников. Магазины, лавки, склады, трактиры и другие торговые постройки, несмотря на неоднократные запреты властей, окончательно заполонив Красногорскую площадь, стали спускаться вниз, в район Введенской и Пятницкой церквей, образовав вокруг храмов торговые ряды. Через дорогу от них, на небольшой живописной лужайке у часовни Пятницкого колодца, находились блинницы со знаменитыми на всю Россию троицкими блинами, а также бани со специальными номерами. Своеобразный колорит Посада того времени очень хорошо сумел передать художник К. Ф. Юон, а описанию троицких блинниц посвятил отдельные страницы своих произведений И. С. Шмелев.
Столь бурная деятельность, развернутая вокруг подольных церквей, не затронула Введенский приход — почти всё XIX столетие он жил тихой, размеренной жизнью прихода провинциального города, какой, впрочем, и жили тогда все остальные приходы Сергиева Посада. Поэтому неудивительно, что почти во всех работах, посвященных истории Подола, практически не содержится сведений о церквях XIX в., за исключением статьи Ф. Преображенского, который в числе прочего упоминает и Высокопреосвященных митрополитов Московских и Коломенских, посетивших Подольные храмы в XIX в.: в 1838 г. — святитель Филарет (Дроздов); в 1876 г. – митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882 гг.); 1882 г. — Высокопреосвященнейший Иоанникий (Руднев) (1826-1900 гг.). В сентябре 1892 г. перед празднованием 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия, Введенский храм «изволил посетить Высокопреосвященнейший Леонтий, митрополит Московский и Коломенский» (Лебединский) (1822-1893 гг.).
Единственным значимым событием середины XIX в. стало возведение в 1845-1847 гг. внутренней каменной ограды, которая окружала Пятницкую и Введенскую церкви, отделяя церковный двор от огородов, а также передача Пятницкой часовни, прежде относившейся к Введенскому приходу, в ведение монастыря.
В 1857 году благодаря упорству Ризничего соборного иеромонаха Савватия, который направил два рапорта в Духовный Собор, Пятницкая часовня была возвращена Троице-Сергиевой Лавре. Этот шаг был весьма своевременным, так как небогатый Введенский приход не мог содержать здание в подобающем виде. Памятник утратил многие элементы своего первоначального убранства. Ко времени описи 1859 г. часовня стояла «с постаментами без колонн», «у окон кронштейнами тоже без колонн», а «от каменной ограды были видны только следы ее фундамента». Состояние здания во второй половине XIX в. наглядно видно из рапорта лаврского послушника Алексея Давыдова от июля 1866 г.: «сруб сгнил... пол опал искривился... на стенах живопись и штукатурка потрескалась... ограды нет». В ноябре 1867 г. Собор велел эконому, соборному иеромонаху Агафангелу, «осмотреть часовню совне и внутри, и, какие окажутся в ней ветхости, донести Собору». Эконом в рапорте от 20 декабря 1867 г. смягчил положение, указав, что здание «внутри исправно», «крыша исправна», «лишь тумбы для колонн требуют малого исправления» и рекомендовал «для уничтожения разной нечистоты обнести часовню решеткой». Позднее была осуществлена еще одна перестройка здания – заложена часть окон, перестелена кровля, а интерьер разделен на этажи.
К концу XIX столетия на Подоле началось некоторое оживление. В 1873 г. в Пятницкой церкви были устроены 4 контрфорса, предназначенные для упора стен и столбов колокольни. Помимо этого, была пробрана «трещина в церкви Пятницы шириной 1/2 вершин». Спустя два десятилетия в 1891-1894 гг. вокруг храмов была возведена новая каменная ограда с железными решетками в модном тогда «русском стиле». Возможно, к ее созданию был причастен известный лаврский архитектор А. А. Латков. Параллельно было решено обновить и церковь Параскевы Пятницы: перестелить пол и устроить духовое отопление.
Ф. Преображенский пишет, что в «настоящее время (т. е. 1892 г. – игум. Г.) причт состоит из двух лиц: священника и псаломщика. Принадлежащих к приходу дворов по клировым ведомостям 1890 года значится 48; в них значится душ: мужского пола 266, женского 351. Земли при церквах имеется причтовой 1030 квадр. сажень. Около церквей погост». При Подольных церквях с 1889 г. существовала смешанная одноклассная церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме священника.
Источник: Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкое подворье. Сергиев Посад, 2007.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра