Любовь ваша, таившаяся в сердцах ваших, в знаменательный для нас день восхотела проявить себя неким видимым знаком. Таково свойство истинной любви: она не может долго таиться в сердце — непременно выйдет наружу, чем-нибудь проявится. Прекрасен дар любви вашей, но еще прекраснее самая любовь. Величие ее ни с чем не сравнимо, пределам ее нет конца. Ее именем благоволит именоваться Сам Бог. Любовь — не свойство Божие, а существо Его: Бог есть любовь, и пребывающий в любви — в Боге пребывает (1 Ин. 4, 16).
Любовь есть источник блаженства. Не в любви ли блаженство Всеблаженного? Не в любви ли Сына блаженство Отца, видящего в Нем Себя, Свою премудрость, Свою силу? Не в любви ли Отца блаженство Сына, Которому Отец всё показует (Ин. 5, 20), Которым всё творит и в Котором всей любовью почивает? Не с Отцом ли и Сыном всегда Дух Святой — Жизнь от Жизни и Животворящий, от Отца исходящий и в Сыне любовью почивающий?
Любовью всё вызвано из небытия в бытие. Любовь Божия всё сохраняет, обо всем промышляет. Любовь и блаженство живут нераздельно. Где любовь — там и блаженство, где блаженство — там и любовь.
В любви — счастье супружеской жизни. В любви — счастье семейной жизни. Как тепло, как светло среди того общества людей, где любовь к другим составляет принадлежность каждого члена, где любовь полагает душу свою за други своя!
Любовь на землю Сына Божия низвела, любовь на Крест Его возвела. Любовь небо с землей соединила, любовь всё разоренное воедино собрала: из небесных и земных, Ангелов и человеков, любовь образовала Церковь под единым Главой — Богочеловеком.
Покров Пресвятой Богородицы
Любовь есть мировая сила, всё объединяющая. Все отдельные части беспредельного мира связаны одна с другой любовью: ничто не живет только для себя, а всё служит для других и держится другими. Не борьбой сильных со слабыми, не войной с другими за свое существование сохраняется бытие мира и порядок, а служением одних для других. Не борьбой матери с дитятей сохраняется жизнь, а любовью матери к дитяти до самозабвения. Не для себя солнце светит и греет, а для других; не себя вода напояет, а других. Царь живет подданными, подданные — царем, их счастье — в их полном единении; дети живут родителями, счастье родителей — дети, подпора их старости — их сыны и внуки. Счастье детей — родители: около них дети и веселы, и довольны, и спокойны; очевидно, что здесь господствует не закон борьбы, а закон любви, самопожертвования в пользу других.
Впрочем, рядом с этим законом самопожертвования существует другой мировой закон — закон самосохранения. Здесь закон любви как бы делится надвое: любовь как жизнь для других и любовь как жизнь для себя. Но эти два закона не исключают один другого, не уничтожают, а только ограничивают друг друга и тем уравнивают жизнь тварей. Как существуют рядом свет и тьма, тепло и холод, так живут совместно закон самопожертвования в пользу других и закон самосохранения в пользу свою.
Мы говорим об этих двух законах потому, что в наше время некоторые учат, что всё существующее держится одним законом, который они называют борьбой за существование; таким образом, они отрицают значение закона самоотречения во благо других, тогда как этот закон, как жизнь для других, или самопожертвование, имеет господ- ственное значение. Но когда люди, вследствие греховного повреждения своей природы, стали руководиться в своей жизни по преимуществу законом самосохранения и ради его стали вступать в борьбу за свое существование и вследствие этого стали пренебрегать законом самопожертвования, законом любви — тогда расстроилась гармония в мире разумных существ, нарушился стройный порядок их жизни; с тем вместе расстроилось их счастье. Вместо любви появилась вражда; всякий стал заботиться только о себе, забывая о других; всякий стал устраивать свое счастье, хотя бы и со вредом для блага других. Умножилось беззаконие — иссякла и любовь; удалилась от людей любовь — удалилось и счастье. Супруги, вместо того чтобы быть одним телом, одной душой, раздвоились и стали друг с другом враждовать: сильный стал обижать слабого, слабый — мстить сильному. Восстали чада на родителей и родители на детей своих; брат брату стал не своим, а только соседом; богатый стал притеснять бедного, бедный — похищать у богатого; начальник гордится пред подчиненным, подчиненный лицемерит пред начальником. Всем стало тесно, всем холодно, всем трудно. А всё это оттого, что иссякла любовь.
Но жив Господь, жива и Церковь Его, которая есть тело Его (Еф. 1, 22-23; Кол. 1, 24): вечно пребывает в ней истина Господня, вечно пребывает и благодать в ней. Вечно пребывает с Церковью любовь Христа, как Главы ее,— не оскудеет до конца любовь и между членами Церкви, как членами тела Христова. Эта любовь между членами, между пастырями и пасомыми, не может навсегда исчезнуть, хотя иногда и ослабляется по причине греха, но силой благодати Христовой, пребывающей в Церкви, эта любовь, это единение опять восстановляется, искра любви, таившаяся под пеплом немощи человеческой, силой благодати Христовой возгорается и воспламеняется.
Воспламенившись, она уже не может таиться в сердцах, а выходит наружу и проявляется в многообразных видах любви: в попечении одних о других и в послушании последних: с одной стороны — в служении спасению других до самозабвения, с другой — в желании слышать наставления и неуклонно следовать советам наставляющего.
Эта-то любовь, возлюбленные, и подвигла вас сделать то, что вы сделали для нас, оказав внимание ваше к смирению нашему в этот знаменательный день для нас.
Слава Богу за неизреченный дар Его — дар любви, в коем заключается счастье на земле и блаженство на небе! Наши сердца преисполнены чувством благодарности и к вам, возлюбленные, за дар любви вашей, паче же за любовь вашу, яже о Христе Иисусе, Которому слава в Церкви вовеки.
Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 1.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра