Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»[1]
Возлюбленные братия и сестры! Мы получили от нашего Творца и Господа великий, бесценный дар — жизнь. Господь нас создал, дал нам душу живую, и более мы никогда не умрем: если сами не погубим себя грехами, то мы должны вечно жить и блаженствовать с нашим Господом Создателем.
Да и эта наша жизнь земная... Сколько в ней прекрасного! Сколько мы имеем способностей от Бога, сколько возможностей делать добро, украшать себя и ближних добродетелями и угождать Богу нашему и Владыке!
Счастлив тот человек, который правильно, разумно строит свою жизнь, не тратит ее впустую, но проводит добродетельно, в терпении, любви, смирении; который покаянием старается исправить себя. И очень несчастен, жалок, неразумен тот, кто эту единственную короткую жизнь проводит рассеянно, бесцельно, кто небрежет о душе, грешит, не исправляется, вовсе не думает о вечной жизни, а все свои силы, стремления, интересы растрачивает на тленные приобретения и пустые заботы этой земной жизни.
Жизнь — это одно мгновение по сравнению с вечностью, и как страшно упустить это мгновение, которым можно себя спасти или погубить навеки. Так коротка, так мимолетна наша жизнь, что пророк называет ее минувшим днем: «Человек, яко трава дние его, яко цвет селний, тако оцветет»[2]. И апостол Иаков, обличая миролюбцев, говорит: «... что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий»[3]. Много ли мы с вами прожили?
Много ли еще нам осталось пребывать на этой земле? Что для нас в жизни было высоким, ценным?
Дорогие мои, надо сказать, что жизнь наша не только мимолетна и ничтожна, она к тому же очень далека от совершенства, к которому призывает нас Господь. Она полна грехов, беззаконий и всякой неправды. Она от колыбели и до гроба бывает искажена грехом непослушания. В каждом из нас с рождения есть наклонность ко греху, к самочинию, к нарушению заповедей Божиих. Сознаем ли мы это? Видим ли грехи свои, свою душевную непривлекательность и беззаконность? Чувствуем ли в себе это страшное «семя тли» — разложение, загнивание, тление?
Вот, смотрите, человек с семи лет стал стремиться к Богу, а в четырнадцать он уже был причислен к клиру Церкви, отрешился от мира с его соблазнами и суетой. Сейчас он почитается Церковью столпом Православия, образцом целомудрия. И вот этот человек с горечью взывает: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» Что же сказать нам, погрязающим в суете, гибнущим во грехах, среди искушений и волнений этого мира и наших собственных страстей.
Авва Памва, великий пустынник, подвижник, приближаясь к смерти, говорил: «Отхожу к Богу так, как будто еще не начинал служить Ему». А мы-то? Мы не Богу служим, а бесов радуем своими грехами. Мы действительно еще и не начинали спасаться.
Какими слезами оплачем свою беззаконную жизнь? Чем очистим свою бедную душу, чем загладим свой греховный долг перед Богом? Если бы мы все увидели вдруг, каковы мы на самом деле, сколько в душе у нас таится гнева, гордости, нечистоты и всяких страстей — о, какой стыд тогда охватил бы нас!
Тихая гора Олимп. Сидит старец со своими учениками. Вдруг— разбойник во всеоружии. «Не бойтесь, я пришел каяться». — «Исповедуй свои грехи при всех», — сказал старец. Боже мой, какие только злодеяния не описал он! Старец видел, как огненный юноша стирал с хартии грехи раскаявшегося разбойника...
Возлюбленные братия и сестры, счастлив тот, кто сумеет принести такое глубокое, решительное покаяние. Вся наша надежда, все наше утешение в том, что мы дожили до дней святого Великого поста, что Господь милостивно зовет и нас к покаянию и готов принять наши слезы и наше смиренное исповедание: «Согрешихом, беззаконовахом...»[4]
Святитель Иоанн Златоуст, великий проповедник покаяния, говорит: «Кайся, грешник, не медли, не стыдись. Все грехи твои как малая искра в море милосердия Божия».
И я с этого священного места призываю вас, чада мои возлюбленные: кайтесь, кайтесь, и не медлите! Может быть, кто-то из нас кается в последний раз. Может быть, кто-то не дойдет до конца этого постного поприща. Может быть...
Три путника направлялись к одной цели. Долго шли. Но вот по пути им попалась прекрасная равнина, прохладная, покрытая цветами, где хорошо было отдохнуть. И один из них решил остаться. Второй шел, но тоже колебался, оглядывался и, наконец, решил: «Я буду идти не спеша, наслаждаясь здешними красотами, еще успею пойти дальше». А третий не отвлекался ни на что, не хотел ничего знать, только спешил к своей цели. И тут внезапно налетела буря.
Потемнело небо, закрутил страшный смерч... Первого путника больше никто никогда не видел, он навеки остался на той поляне. Второго путника буря застала в пути, он заблудился и погиб. И только третий, который спешил, успел своевременно прийти в свой город и был спасен.
Возлюбленные братия и сестры, мы с вами на пути к нашему Небесному Отечеству. Наш город не здесь, он далеко. Поспешим же, не будем оглядываться. Войдем в двери покаяния, в двери милосердия Божия, открывшиеся нам. Сейчас время спасительного поста, время сугубых трудов и подвигов, но и время особой помощи Божией.
Покаемся же! Окинем взором прожитую жизнь, оценим ее правильно. Она очень греховна, она недостойна звания христианина, которое нас обязывает к святости, к высокой, внимательной жизни. Осознаем, что времени осталось мало, поспешим же принести покаяние. Оплачем свою жизнь, принесем горькие слезы, загладим грехи трудами и исправлением своей жизни. Поспешим украсить себя добродетелями: святым терпением, доброделанием, молитвой, постом, покаянием, смирением. Умолим Бога простить наши прошлые грехи, докажем искренность покаяния исправлением.
Покаемся и будем молить Господа, чтобы Он Сам помог нам исправиться. Сам очистил наши души Своею благодатию, чтобы Господь, даровавший нам вступить в это спасительное время, довел бы нас до конца поста, до конца нашего земного пути и сподобил бы нас увидеть сияние дивного града, Небесного Иерусалима. Аминь.
Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 149-153
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Канон Великий св. Андрея Критского. Песнь 1, читаемая в понедельник первой седмицы Великого поста.
[2] Пс. 102, 15
[3] Иак. 4, 14.
[4] Ирмос 7-й песни Октоиха, глас 6.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра