Троице-Сергиев монастырь быстро преодолел последствия польско-литовского разорения и даже украсился новыми храмами. В 1621 г. рядом с братской трапезной поднялась церковь прп. Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила Федоровича.
Троице-Сергиев монастырь с храмом прп. Михаила Малеина
(на месте нынешней колокольни). Гравюра
Вскоре над гробом преподобного Никона Радонежского, на месте старой Никоновской церкви, появилась новая больших размеров. У церкви Св. Духа сложили колокольню «на пяти столпех» с часами. Поставили каменные палаты с шатровой церковью во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Наконец, в 1650-х гг. была усилена крепость Троицкой обители: увеличена толщина и высота стен и плоских башен, заново перестроены башни угловые. «Ум не может представить их неприступность и красоту», – отметил сирийский православный священник, посетивший Троицу в 1655 г.
Сергиевский Посад. Церковь св. Николая (Успения Пресвятой Богородицы ) в Клементьеве.
Фото 1890—1893 гг.
Вместе с монастырем возрождись и окружавшие его селения. К 1631 г. в Клементьево насчитывалось до 300 дворов и новая деревянная Успенская церковь. В центре села вырос большой торг с лавками, амбарами, харчевнями и постоялыми дворами. На окраинах села и вокруг монастыря выросли слободы, сами названия которых Иконная, Поварская, Стрелецкая и Пушкарская отражали занятия большинства их жителей. Центром двух последних слобод служила церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери с придельным храмом во имя пророка Илии. Рядом с монастырем располагалось и небольшое село Кокуево с деревянной церковью Воскресения Христова. В селе и на соседних с ним хозяйственных дворах монастыря жили монастырские трудники.
Вид на Рождественский храм с колокольни Троице-Сергиевой Лавры
Особняком, против Святых врат монастыря, стояла основанная архимандритом Дионисием Зобниновским Служняя слобода, населенная монастырскими стряпчими и приказными. В военное время они защищали монастырь или присоединялись отдельным отрядом к царскому войску, в мирное же время – служили в монастырских приказах, управляли монастырскими вотчинами. Обитатели Служней слободы возвели у себя две деревянные церкви: в честь Рождества Христова и в честь Собора 12-ти апостолов.
Троицкий монастырь. Фрагмент гравюры конца XVII - нач. XVIII вв.
Завершая краткий рассказ о восстановлении Троицкой обители и ее окрестностей после польско-литовского разорения, уместно привести слова священника Успенской церкви о. Иоанна Наседки, записанные им в середине XVII в.: «Господь Бог милостиво наказал нас в осадное время: настолько и не вдвое ли больше потом обогатил нас своею благодатию, как теперь это ясно для всех. Как украсил теперь и каким богатством возвеличил и распространил Господь селения Святые Славы Своея...»
Константин Филимонов
17 мая 2019