Возобновление Московских духовных школ, предпринятое на исходе Великой Отечественной войны, было сродни воскрешению евангельского Лазаря с той лишь разницей, что не четыре дня, а четверть века – с 1919 по 1944 гг. были они обвиты пеленами и погребены, как казалось советским властям, на веки вечные. Духовные семинария и академия, снискавшие за триста лет существования почести и славу на стезях богословского образования и духовно-нравственного просвещения русского народа, оказались ненужными нарождающемуся государству. Должно было свершиться чудо, чтобы прервавшаяся традиция возродилась. Таким неожиданным событием стала кремлевская встреча 4 сентября 1943 г. Сталин вызвал к себе высших иерархов Русской Православной Церкви – местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергия (Страгородского), митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и митр. Киевского Николая (Ярушевича). Около двух часов продолжалась беседа о взаимоотношениях Церкви и государства. Митр. Сергий говорил о необходимости открытия духовных учебных заведений, поскольку Церковь осталась практически без священников и диаконов.
«А почему у вас нет кадров?» – спросил Сталин, в упор глядя на своих собеседников. Но всем было известно, что кадры истреблены в лагерях. Тогда митр. Сергий ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом...» Довольная усмешка тронула уста диктатора... «Да, да. Как же. Я семинарист. Слышал тогда и о вас». Вспомнив свои семинарские годы, Сталин, сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Митрополиты просили открыть богословские курсы в нескольких епархиях. Сталин, согласившись, спросил, почему они ставят вопрос о курсах, тогда как правительство может разрешить организацию духовной академии и открытие духовных семинарий в епархиях, где это нужно. Митрр. Сергий и Алексий заверили, что для открытия академий нужна соответствующая подготовка.
Вскоре после кремлевской беседы архиеп. Саратовский Григорий (Чуков) по поручению Главы Русской Церкви разработал проект организации ПБИ в Москве и богословских пастырских школ в епархиальных центрах. В новой школе богословская наука должна была являться не отвлеченной теорией христианства, а руководящим началом жизни по евангельским заповедям, примеру святых отцов и подвижников Церкви. Проект был утвержден Священным Синодом. Журнал Московской Патриархии поместил объявление о наборе в Православный богословский институт.
14 июня 1944 г. состоялось открытие богословского института и пастырских курсов в помещениях Новодевичьего монастыря. Дата совпала с памятью св. мч. Иустина Философа, учредившего в Риме в эпоху гонений богословскую школу. Перед совершением молебна патриарший местоблюститель митр. Алексий благословил возрождавшуюся школу иконой Явления Божией Матери прп. Сергию и сказал: «Да будет она преемницей по духу и силе Московской духовной академии, которая создавалась и процветала под кровом и благословением преподобного и богоносного отца нашего Сергия... да будет благодатный дух Московской духовной академии сугубо в Московском богословском институте, как дух прор. Илии сугубо явился в ученике его, прор. Елисее».
Учебные аудитории института разместились в Лопухинском корпусе, а его общежитие и аудитория курсов – в помещениях при монастырской Успенской церкви. Первым ректором ПБИ и БПК стал прот. Тихон Попов. К преподаванию были привлечены настоятели и священники московских храмов, окончившие когда-то Московскую, Петербургскую, Киевскую, Казанскую духовные академии. Один из студентов богословского института – будущий митр. Питирим вспоминал, что учащиеся первого набора пришли отовсюду: «одни имели законченное гуманитарное образование, другие прошли курс духовной семинарии, были и такие, кто вообще не имел подготовки, по зову сердца пришел с сельскохозяйственных работ, от станков тыловой промышленности или с передовых позиций Великой Отечественной войны – с нашивками ранений, боевыми наградами. Были и специалисты, работавшие прежде в конструкторских бюро, и люди, много лет служившие псаломщиками».
Обращаясь к собравшимся на открытии института, митр. Алексий, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, преподал наставление: «Мудрость христианская мирна и кротка, исполнена милости (Иак. 3:17). Мирен и кроток должен быть и тот, кто для нее подвизается... Ревнующие об истинной мудрости должны поднимать дух людей из рабской низости и духовного расслабления к свободному раскрытию и проявлению его сил, но в то же время утверждать в свободном и нелицемерном повиновении закону и власти, от Бога установленным, охранять от своеволия, которые есть искажение и извращение свободы».
М.Х. Трофимчук
Источник: М. Х. Трофимчук. Академия у Троицы. Воспоминания. – СТСЛ, 2005.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра