Воскресение Христа в гефсиманской гробнице
(Мф. 28:1–8; Мк. 16:1–8; Лк. 24:1–12; Ин. 20:1–10)
Как в воплощении Своем Господь Иисус появился на свет сверхъестественно, не причинив боли Пречистой Матери и не повредив Ее девства, так и в славном Воскресении из мертвых Он покинул закрытую гробницу, не нарушив печатей и не отвалив камня от входа. Христос воскрес в тишине ночи 9 апреля 30 г. без шума и смятения, облекая священной тайной непостижимое человеческому разуму явление Своего Божества.
Святые отцы Церкви учат, что Воскресение совершилось после полуночи, в первое пение петухов, предвещающее свет воскресного дня. Тело Спасителя пребывало бездыханным чуть более 33 часов – три дня (конец пятницы, суббота и начало воскресенья) и три ночи, считая затмение солнца.
Явление Господа Пресвятой Богородице
Согласно церковному преданию воскресший Иисус прежде всех явился Своей Пречистой Матери. После погребения Божественного Сына всю субботу и ночь Пресвятая Дева провела близ гроба Его в доме Иосифа Аримафейского. Она искала утешение в Писании, перечитывая пророчества о Своем возлюбленном Сыне. В этом доме или на пути ко гробу и явился воскресший Господь Пречистой Деве, Которая была не только Матерью Его, но и первейшей Его Последовательницей, полнее и глубже всех воспринявшей Его Божественное учение.
Скорбящая Богоматерь. М. П. Боткин, XIX в.
Явление ангела воинам
Римские воины продолжали охранять опустевший гроб Иисуса. Среди тишины и ночного покоя земля вдруг содрогнулась, «ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба», который оказался пуст. Неустрашимость римских воинов обратилась в ничто от одного присутствия небесного существа. Воины «стали как мертвые» и не могли пошевелиться. Когда величественное небесное явление еще не окончилось, воины пришли в себя и все разбежались. Некоторые из них возвестили ставившим их на стражу первосвященникам о явлении грозного ангела и о том, что гроб пуст.
Мироносицы у гроба и явление им ангелов
Женщины, стоявшие у Креста Христова и видевшие Его погребение Иосифом и Никодимом, договорились прийти на другой день, чтобы в знак любви и признательности помазать Иисуса благовониями.
Жены-мироносицы. М. В. Нестеров, XIX в.
Не дождавшись конца воскресной ночи, еще в предрассветной тьме они пошли ко гробу. Это был целый сонм жен: среди мироносиц церковное предание указывает, кроме Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой, еще сестер Лазаря, Марию и Марфу, а также Сусанну и Иоанну (см. Лк. 8:3). Мироносицы не знали, что в субботу к погребальной пещере была приставлена стража, и беспокоились лишь об одном: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»
Первой пришла Мария Магдалина. При свете полной луны она увидела, «что камень отвален от гроба» и Господа нет. В глубокой печали Мария побежала к апостолам с горестной вестью: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его», – она говорила за всех, не зная, что женщинам, подошедшим к усыпальнице позже, явились ангелы, возвестившие о Воскресении Христа.
Явление ангела женам-мироносицам. Афон, Ставроникита, XVI в.
Мироносицы, пришедшие ко гробу несколько позднее, при восходе солнца, с ужасом увидели, что камень отвален. Пред ними предстал светозарный ангел, успокаивая их и возвещая о всерадостном событии. Это была первая весть человечеству о свершившемся Воскресении Христа.
Войдя во гроб, мироносицы увидели, что тела Иисуса там нет. По правую сторону Его смертного ложа им предстал другой ангел, который подтвердил, что Господь воскрес, и повелел: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Тогда женщины вспомнили, что Господь, предупреждая о Своей близкой смерти, предрекал Свое тридневное Воскресение и обещал, что будет ждать их в Галилее. «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его».
Петр и Иоанн у гроба
Апостолы Петр и Иоанн, озабоченные сообщением Марии Магдалины о пропаже тела Учителя, «побежали оба вместе ко гробу». Иоанн, молодой и проворный, прибежал первым «и, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошел во гроб» в сумерках из естественного страха перед тайной смерти. Петр, прибежав, сразу вошел в пещеру и увидел «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Вполне очевидно, что это было не похищение. Сердцем своим апостолы почувствовали возвышеннейшую тайну Божию – Воскресение Господа Иисуса Христа.
Петр и Иоанн не увидели ангелов, которые явились мироносицам, поскольку от них, апостолов, требовалась вера. Иоанн сообщает в Евангелии о своей вере: войдя во гроб за Петром, он «увидел и уверовал». О Петре евангелист Лука пишет, что он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Но уверение Петра и Иоанна в Воскресении Господа пока еще не было твердым и окончательным, апостолы нуждались в Его явлении, ибо, как пишет сам Иоанн, «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых», и только Сам Господь, являвшийся ученикам в воскресшей плоти Своей до Вознесения на Небеса, «отверз им ум к уразумению Писаний».
Утро Воскресения Господня. Е. А. Демаков, 1997 г.
Нет события более радостного для сердца христианина, чем преславное Воскресение Господа! Он умер, взяв на Себя наши грехи, и воскрес Первенцем из сынов Адама, унаследовавших смерть. Христос страдал не потому, что для прощения людей Отец нуждался в Его Жертве, но по той причине, что падшее человечество нуждалось в очищении и освящении Человечеством Бога. Вочеловечившийся Господь освятил нашу жизнь и даже нашу смерть, включил все аспекты нашего бытия в жизнь истинную – ту, в которой нет смерти. Воскресением Христа вся полнота вечной жизни была привита иссохшему древу падшего человечества, чтобы оживотворить его и воскресить к вечноблаженному бытию.
Источник: Воробьев С. Ю. Еванг. события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с ист. и археологич. подтвержд. М.: Изд. МП РПЦ, 2015. – С. 525-529.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра