Как свидетельствует лаврская опись 1642 г., Введенский храм был «крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом».
Иконостас, находившийся во Введенском храме, был пятиярусным и состоял из «большого Деисуса», 13 праздничных икон, 15 икон пророческого ряда, 13 икон праотцев, а также икон местного ряда. Все иконы «писаны на празелени», царские врата, сень и столбы были резные, позолоченные. Образ Живоночальной Троицы находился в местном ряду по правую сторону от царских врат, далее располагалась икона Введения, обложенная серебряной и позолоченной басмой, с басменными венцами и серебряной резной позолоченной цатой у Богородицы. Далее следовал образ Богоматери на престоле с предстоящими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, также «писанный на празелени». Эти три образа были объединены единым кивотом, украшенным тканой пеленой с полотняными крестами.
По левую сторону от царских врат располагались следующие иконы: «Предста Царица одесную Бога», с припадающими преподобными Зосимом и Савватием Соловецкими. Икона была также украшена серебряными резными позолоченными венцами. Далее находился образ Божией Матери «Умиление», «писанный на золоте» и образ св. великомученицы Параскевы, писаный на празелени, с новгородком «в прикладе по смете с полтину». Все три иконы также были объединены общим кивотом с пеленой. Северные диаконские врата украшал Животворящий крест с ангелами. На столпе, который впоследствии был демонтирован, находились иконы: Божией Матери «Умиление», «образ владыки Евфимия» (Новгородского), икона Божией Матери «Казанская», икона святителя Николая Чудотворца, а также другие иконы, богато украшенные серебряной басмой и сканью.
На противоположном, левом, столпе находились образ Божией Матери «Одигитрия», «образ Спасов главный, писан на золоте», икона Успения Божией Матери, а также образ трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Все иконы также была богато украшены серебряной басмой. Перед Деисусом висело медное двенадцатисвечное паникадило с шелковой кистью, подаренное в храм Троицким архимандритом Ио ной в 1654 г. Перед местными иконами стояли железные подсвечники и «подсвечник деревянной с яблоки золочены».
Богослужебные сосуды, находившиеся в алтаре Введенского храма, были оловянными. Опись также указывает на выносную запрестольную икону — Умиления с одной стороны, и святителя Николая Чудотворца — с другой. На Престоле находилось печатное Евангелие в бархатном переплете, украшенное серебряным распятием и фигурами евангелистов — вклад пономаря Луки Вереитина.
Опись также приоткрывает нам внутренний облик Пятницкого храма, возможно, не нынешнего, но несохранившегося — если принимать точку зрения В.В. Кавельмахера [1]. Однотябловый иконостас из семя икон, «обложен медью, басмою»; царские врата, столбцы и сень позолочены. По правую сторону от царских врат образ Живоначальной Троицы, «писан на золоте», далее находится образ великомученицы Параскевы. Венцы на главах ангелов и святой резные, «в венце шесть камешков да три жемчужка». Иконы были также украшены басменными цатами и крестами, в том числе и нательными серебряными и золотыми. Слева от царских врат — икона Божией Матери «Коневская», на золоте, также украшенная басменной цатой. Опись также упоминает три железных подсвечника перед местными иконами. Богослужебные сосуды, как и в алтаре Введенского храма, оловянные; запрестольный образ с одной стороны — Богородицы Одигитрии, с серебряными венцами и цатой, с другой — св. великомученицы Параскевы, писаный на празелени.
В трапезной части храма справа находились иконы святителя Николая Чудотворца Можайского, писанного на золоте, с басменными золочеными венцами, также икона преподобного Сергия Радонежского, икона великомученицы Параскевы в кивоте, «в ручке крест, а в другой свиток». Икону украшали три басменных цаты, стремя камнями. В храме также находился «крест синолойной», с одной стороны которого было изображено распятие Господне с двунадесятыми праздниками, с другой — «воплощение» (Рождество?) Пречистой Богородицы, обложенный серебряной сканью. Опись также упоминает «синолойную икону», изображавшую двух неизвестных святых — «подписей незнать». Дальнейшее описание представляет сложность .для понимания: «понагея резь на древе: не рыдай Мене Мати, да воплощение Преч. Богородицы, да копеек в прикладе на нитках по смете рубля с два». Поскольку далее идет речь о написанных «на притворех» клейм с мучениями св. Параскевы, возможно, вышеупомянутые святыни находились внутри просторного кивота вместе с иконой св. великомученицы Параскевы, украшенной снизу двумя пеленами.
В северной стороне трапезной Пятницкого храма находились две иконы, писанные на золоте, святой равноапостольной Марии Магдалины и преподобной Ксении Римляныни. Опись также упоминает о пяти колоколах на колокольне, «а что в них весу, и тово неведомо, потому что колокола не подписаны». [2]
Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - Сергиев Посад, Пятницкое подворье, 2007.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Кавельмахер В. О времени построения... С. 248.
[2] Опись Троице-Сергиева монастыря. 1641, л. 610-6Н| см. Приложение I.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра