Большое значение имела деятельность игумена Сергия, направленная на распространение и преобразование монашеской жизни в Московской Руси. Буря монгольского нашествия уничтожила многие обители, рассеяла иноков и инокинь, так что после этого монашество на Руси ослабело и числом и духом. Лишь со времени появления преподобного Сергия на поприще иноческих подвигов началось возрождение русского монашества. До середины XIV в. в русских монастырях, в том числе и в Троицком, преобладал особножительный устав. Каждый инок такого монастыря должен был заботиться о своем пропитании, одежде, устройстве келии. По этой причине монашествующие иногда выходили из стен монастыря, обращаясь за помощью к благодетелям, что влекло за собой ослабление строгости иноческого жития и даже иногда нарушение обетов.
Игумен Сергий с благословения Константинопольского Патриарха и Московского митрополита первый ввел в своей обители общежитие. Общежительный устав дал возможность улучшить бытовые условия насельников монастыря, так как имущество и хозяйство стали общими. Питались монахи совместно, одежду и всё необходимое получали от монастыря, каждый имел послушание по своим силам и способностям. Для общих нужд были построены братская трапеза, хлебопекарня, кладовые и другие хозяйственные здания. Кроме бытовых удобств, общежительный образ жизни содержит еще одно преимущество для монахов – возможность больше времени уделять молитве. Введение общежития в Троицком монастыре воскресило в XIV в. дух жизни первохристианской общины.
По примеру аввы Сергия стали вводить общежитие в своих монастырях и его ученики. В скором времени общежительные монастыри полностью вытеснили особножительные. Таким образом, «идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве, была воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием и распространилась отсюда, от дома Троицы».
Великое духовное наследие оставил Русской земле Радонежский игумен. Однажды глубокой ночью он стоял в келье на молитве и вдруг услышал голос, зовущий его: «Сергий!» Преподобный открыл окно и увидел, что весь монастырь освещен необычайным светом. Снова раздался неведомый голос: «Сергий! Ты молишься о детях своих духовных: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел перед собой множество красивых птиц, прекрасно поющих. А таинственный голос продолжал: «Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями. Если только захотят последовать стопам твоим!». Действительно, всё так и было, как вещал таинственный голос. Троице-Сергиев монастырь стал источником для развития и распространения монашества в Северо-Восточной Руси, а его игумен Сергий – «начальником и учителем всех монастырей, иже на Руси».
Преподобным Сергием и его учениками было основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще пятидесяти монастырей. Некоторые из обителей возникли еще при жизни святого Сергия, другие – после его кончины. Лично трудами и благословением преподобного в силу разных причин было основано, кроме Троицкой, еще несколько обителей.
Вскоре после установления в Троицком монастыре общежития часть братии выразила недовольство строгими порядками. Тогда игумен по своему глубокому смирению оставил родную обитель и ушел на берег реки Киржачи. Там он основал Благовещенский монастырь и несколько лет управлял им. Но просьбы троицкой братии и убеждения святителя Алексия заставили его вернуться в свою обитель.
Другой монастырь, Спасо-Андроников, был основан Сергием в Москве по желанию святителя Алексия в память его спасения во время морского шторма при плавании в Царьград. Сергий поставил туда игуменом своего любимого ученика и земляка Андроника. Этот монастырь стал впоследствии знаменитой школой иконописания.
Во время путешествия Троицкого игумена-миротворца в Ростов и Нижний Новгород для примирения враждовавших с Москвой князей им были основаны два монастыря. Один – Борисоглебский в пятнадцати верстах от Ростова, другой – Георгиевский на берегу реки Клязьмы в пределах Нижегородского княжества.
В 1374 г. по просьбе князя Владимира Андреевича Сергий заложил в двух верстах от Серпухова монастырь во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. По желанию великого князя Димитрия Донского Радонежским игуменом было основано три монастыря. Первый, Дубенский, основан в 1378 г. при речке Дубенке, второй, тоже Дубенский, Успенский, – после 1380 г. в память Куликовской битвы и третий – Голутвинский Богоявленский монастырь близ Коломны. В эти монастыри преподобный Сергий поставил настоятелями своих учеников.
Преподобный Сергий, игумен Радонежский, по праву считается вторым отцом русского монашества. Для русских северных пределов он стал таким же ярким светильником веры, какими были в Киевской Руси преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Множество учеников преподобного, как прекрасные птицы из увиденного им откровения, выросли в обители Троицкой и вышли за ее пределы. Среди них первым стоит имя преподобного Никона, ставшего достойным преемником своего учителя. Он много потрудился в деле расширения и украшения обители. В 1408 г. при нашествии хана Едигея игумену Никону явился преподобный Сергий и предупредил его о нападении татар, а также утешил предсказанием, что после испытания Троицкая обитель еще более расширится. Во время татарского разорения Троицкий монастырь был сожжен дотла, но братия, удалившаяся в безопасное место, спасла свои главные святыни. Собравшись на пепелище, Никон с братией заново отстроили и еще более украсили свой монастырь.
Время управления Троицкой обителью преподобным Никоном можно назвать временем прославления ее основателя преподобного Сергия. Памятником игумену Русской земли явился вновь построенный белокаменный Троицкий собор, в котором были помещены обретенные 5 июля 1422 г. его святые мощи. Тогда же была составлена первая служба преподобному и его житие.
Многие из учеников преподобного Сергия стали основателями других монастырей. Наиболее известными из них были Феодор, родной племянник Сергия, основатель и первый игумен ставропигиального Симонова монастыря в Москве; преподобные Савва, основавший около Звенигорода монастырь во имя Рождества Богородицы; Мефодий Пешношский – строитель Никольского монастыря на реке Песноше; Сильвестр Обнорский, построивший Воскресенский монастырь; Павел Комельский и Сергий Нуромский, основавшие монастыри в Комельском лесу Вологодского края; Авраамий Чухломский, основатель четырех монастырей, и Иаков Железноборский, строитель Предтеченской обители в Костромских пределах недалеко от Галича.
Кроме этих непосредственных учеников святого Сергия, известны еще другие строители монашеских обителей, бывшие его собеседниками и учениками его учеников. К их числу принадлежали преподобные Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец, Кирилл и Ферапонт Белозерские, Савватий Соловецкий, Стефан Махрищский, Пафнутий Боровский, ученик Никиты Серпуховского, постриженника преподобного Сергия Радонежского. Из Боровской обители вышел известный церковный и общественный деятель преподобный Иосиф Волоцкий. Собеседником игумена Сергия был и святитель Стефан Пермский.
Таким образом, ученики великого аввы Сергия, разлетевшись подобно птенцам из родного гнезда в разные стороны, основали новые иноческие обители, из которых вышли основатели новых монастырей, другие известные подвижники. По данным митрополита Макария (Булгакова), за два столетия монгольского владычества на Руси появилось 180 вновь построенных и восстановленных монастырей. Из этого числа 90 монастырей, то есть половина, были основаны трудами и благословением преподобного Сергия, его учеников, собеседников и их сотрудников. При этом надо отметить, что жизнь в этих обителях для достижения строгого духа подлинного монашества основывалась на общежительном уставе.
Высоким уровнем монашеской жизни, стремлением к нравственному совершенству иноков и просветительской деятельностью эти монастыри оказали большое влияние на распространение христианской веры и нравственности среди окружающего их населения. Из монастырских стен русскому народу светил идеал христианской жизни.
Велико и благотворно было служение миру преподобного Сергия и его учеников. Сам Сергий, помимо постоянной молитвы за весь мир и благотворительности, считал своей прямой обязанностью заступничество и участие в жизни обиженных и обездоленных. Он стремился восстановить справедливость в обществе, обличал грабителей и обидчиков вдов и сирот. Чтобы не быть в тягость окрестным жителям, игумен запретил своим инокам ходить по селам и собирать милостыню и постановил, чтобы они жили своим трудом и добровольными пожертвованиями богомольцев и благотворителей. Затем, когда обитель стала общежительной и в ней появился достаток, святой Сергий все остававшиеся средства тратил на странноприимство и благотворительность. Заповедь аввы Сергия о странноприимстве сохранили его преемники; в обители кормили приходящих и снабжали их всем необходимым на обратный путь.
В этом же духе действовали многочисленные ученики игумена Сергия во вновь основанных монастырях. Так, например, преподобный Димитрий Прилуцкий щедро помогал вдовам, сиротам и нищим, защищал угнетаемых. Другой ученик преподобного Павел Комельский не пропускал ни одного нищего без подаяния. Преподобный Кирилл Белозерский постоянной помощью нуждающимся стяжал всеобщее уважение и любовь к себе, его монастырь неоднократно спасал окрестное население от голодной смерти.
Святитель Стефан Пермский и преподобный Авраамий Чухломской известны своей миссионерской деятельностью. Они искореняли языческие суеверия в народе и просвещали его светом Христова учения. Преподобный Евфимий, игумен Суздальский, был спостником и собеседником аввы Сергия. Его постоянными добродетелями были нищелюбие и благотворительность.
Но, кроме большого нравственного воздействия на русское общество, монастыри в XIV-XV вв. имели немаловажное государственное и хозяйственное значение. Так, по сведениям отечественного историка В.О. Ключевского известно, что из 254 монастырей, построенных в пределах Московской Руси за три века (XIV-XVI), 150 были пустынными. Благодаря их возникновению усиливалось народное движение на северные и восточные окраины Русского государства. Монахи Троицкого и других монастырей стали своего рода первопроходцами переселенческого движения.
Монастырская колонизация встречалась с крестьянской и служила ей невольной путеводительницей. По словам того же историка, «монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость». Таким образом вместе с монастырями возникали первые крестьянские поселения. Это видно на примере самого Троице-Сергиева монастыря, рядом с которым в середине XV в. выросло большое село Клементьево. В нем жили не только земледельцы, но и ремесленники, кузнецы, плотники, каменщики, ювелиры, резчики по дереву и камню.
Дружными усилиями монахов и крестьян, воспитанных духом, который вдохнул в русское общество преподобный Сергий, создавалась Северная Великороссия.
Источник: Лазарев А., прот. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и госуд-ва. – М.: Никея, 2015.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра