В 1981-м году по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова; 1910–1990), который сугубо почитал Сергиеву обитель, был утвержден Собор Радонежских святых. Собор Радонежских святых насчитывает около 80 учеников преподобного Сергия, собеседников, святых иноков Троице-Сергиевой лавры (не считая новомучеников и исповедников ХХ века). Память всех святых земли Радонежской празднуется 6/19 июля, на второй день летней памяти преподобного Сергия.
«Се бо велий собор святых чудотворцев Радонежских
являет нам Церковь Российская»
Из тропаря собору Радонежских святых
Подобно древней Киево-Печерской обители с многочисленным сонмом святых отцов, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, – учеников преподобных Антония и Феодосия, – недалеко от Москвы возвышается Свято-Троицкая Сергиева лавра со своим великим войском угодников Христовых: собеседников и святых иноков обители преподобных чудотворцев Сергия и Никона Радонежских. Все они запечатлены на фресках древних соборов, а некоторые святые отцы почивают под тяжеловесными надгробными спудами. И каждый, кто переступает порог обители Преподобного Сергия, возгорается любовью к её первоначальнику и к её святым преподобным, хранителям Сергиевых заветов, побуждаясь словами апостола Павла: «Если корень свят, то и ветви» (Рим. 11, 16).
Исполнив волю своих благочестивых родителей, преподобных Кирилла и Марии, живших последние годы в Покровском Хотьковом монастыре, и проводив их до могилы, преподобный Сергий, тогда ещё Варфоломей, поселился на пустынной горе Маковец вместе с овдовевшим своим братом – преподобным Стефаном. Со временем брату пустынная жизнь показалась слишком тяжела, и вскоре он перебрался в Москву, в Богоявленский монастырь, а ещё позже обосновался на месте упокоения своих родителей – в Хотьковском Покровском монастыре. Сын преподобного Стефана, племянник преподобного Сергия – святитель Феодор Ростовский – стал основателем и игуменом Симонова монастыря в Москве, позже был возведен на Ростовскую кафедру и впоследствии погребен в Успенском соборе Ростова Великого.
В Покровском Хотьковом монастыре, за ракой с чудотворными мощами преподобных Кирилла и Марии, находится икона, на которой изображен весь Сергиев род: преподобные Кирилл и Мария, сыновья их – преподобный Стефан и Петр – с женами, сам преподобный Сергий и святитель Феодор Ростовский.
После того как преподобный Сергий пожил в одиночестве на Маковецкой горе, претерпевая все тяготы пустынножительства, со временем слава о нём начала расходиться по городам и весям. Первым, кто пришёл и пожелал подвизаться с ним, был старец Василий по прозвищу Сухой. В житии преподобного Сергия говорится, что старец Василий прибыл с верховьев Дубны. Вторым учеником назван Иаков Посольник. Такое наречение он получил, исполняя послушание рассыльного. Из монастыря он выходил очень редко, чтобы приобрести самое необходимое для братии обители. Вскоре из Ростова Великого пришли отец с сыном – Елисей диакон и Онисим, который исполнял послушание привратника. Мало-помалу набралось в монастыре 12 человек, равно как и апостолов вокруг Христа.
Весть о подвиге маковецкого отшельника долетела и Смоленска. И из этого города Западной Руси пришел к преподобному Сергию архимандрит Симон. Он постоянно находился в храме и не раз видел ревностную молитву преподобного Сергия в алтаре. Был свидетелем чуда явления множества райских птиц своему Игумену и Учителю.
В наше время преподобному Симону Радонежскому составлена служба митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым; 1928–2006 гг.), который при постриге получил имя святого. Владыка Симон, будучи преподавателем и инспектором Московской духовной академии, ежедневно посещал ранние братские молебны. И когда по болезни он не мог присутствовать на этом богослужении, то совершал его келейно. Но это выяснилось лишь после чудесного откровения, бывшего архимандриту Виталию (Мешкову; 1936–2014). После того как владыка Симон преставился, на каждом богослужении в лавре его имя поминается в братском синодике вместе с именами усопшей братии.
В древней Симеоновской летописи (кон. XV в.) упоминается ещё один ученик преподобного Сергия – это преподобный Илия, который исполнял послушание келаря в обители. Там о нём говорится как о добром и послушливом человеке.
Составитель жития игумена земли Русской – преподобный Епифаний, выдающийся писатель конца XIV – начала XV в., прозванный Премудрым, завершил труд над житием спустя 26 лет после того, как преподобный Сергий отошёл ко Господу. Большую часть жизни – 31 год – он провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря, из которых 17 – при преподобном Сергии. Преподобный Епифаний также был родом из Ростова Великого.
Однажды, когда преподобный Сергий вместе со своим учеником преподобным Михеем совершал молитвенное правило – читал акафист Божией Матери, – явилась Царица Небесная и обратилась к нему со словами:
«Не ужасайся, избранниче мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу. Неотступна буду от твоей обители, подавая ей неоскудно всё потребное и покрывая её во всех нуждах».
Эти обещания сбываются до сих пор. Те, кто когда-либо помогал или помогает братии, также находятся под покровом Пресвятой Богородицы. Через некоторое время после явления Царицы Небесной преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им обетование Божией Матери. После того как он рассказал им об этом событии, на преподобного Исаакия было возложено послушание молчания.
В честь явления Божией Матери, по повелению Императрицы Анны Иоанновны, слева от входа в Сергиев трапезный храм Троицкой лавры, над мощами преподобного Михея, была построена маленькая церковь. В народе ее называют Михеевской церковью. Все своды этого храма расписаны фресками с ликами учеников и собеседников преподобного Сергия.
В память о событии явления Божией Матери каждую пятницу вечером в Троицком соборе поётся Ей акафист. Ежегодно 6 сентября в лавре торжественно празднуется день этого чудесного явления.
Многими учениками преподобного Сергия были основаны монастыри по Святой Руси, и часто они получали именование Троицких, по образу маковецкой обители. Преподобные Андроник Московский, Стефан Махрищский, Григорий Голутвинский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, Павел Обнорский, Роман Киржачский и многие другие основатели русских монастырей вышли из-под крыла Сергиева.
В 2014-м году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых.
Одним из первых учеников преподобного Сергия – и по времени вступления в обитель, и по благочестивой жизни – был преподобный Савва Сторожевский. Своими духовными подвигами он привлек особенное расположение преподобного Сергия, так что тот поставил своего ученика духовником братии.
Когда преподобный Никон Радонежский, ставший игуменом после преставления преподобного Сергия, оставил управление монастырем и затворился в уединенной келлии, братия умолили быть их начальником преподобного Савву, и он 6 лет игуменствовал в Троицком монастыре. Потом, уступив прошению князя Юрия Димитриевича Звенигородского, преподобный Савва ушел в Звенигород, где основал Сторожевский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В Серапионовой палате, построенной на месте келлии преподобного Сергия, под спудом почивают мощи преподобного Дионисия (Зобниновского; ок. 1570–1633), архимандрита Сергиевой обители. Он был настоятелем в Смутное время и занимался исправлением богослужебных книг. Его ученик и келейник преподобный Дорофей нёс послушание в монастырской библиотеке, был книгохранителем. Преподобный Дорофей, как свидетельствует житие, ухаживал за больными, много молился, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и умер по послушанию своему настоятелю.
Когда архимандрит Дионисий уезжал в Москву, Дорофей был уже слаб и лежал на одре болезни, и преподобный Дионисий попросил, чтобы до его возвращения тот не умирал. На что преподобный Дорофей смиренно ответил: «Да будет воля Божья! Как угодно Ему, так пусть всё и устроит». Вернувшись в обитель, архимандрит Дионисий начал благословлять братию, и в крайнем изнеможении к нему вышел преподобный Дорофей, испрашивая благословение. И только он его принял, как сразу отошёл ко Господу.
В Трапезном храме находятся раки с мощами преподобных исповедника Максима Грека и архимандрита Антония (Медеведева; 1792–1877). Преподобный Максим Грек – страдалец за веру, учёный муж, приехавший из Греции в Россию. Преподобный Антоний – наместник Троицкой обители, собеседник и духовник святителя Филарета Московского (Дроздова; 1782–1867).
Труды преподобного Максима Грека актуальны и в наше время. Всякий благочестиво живущий христианин умудряется наставлениями этого ученого монаха, который был несправедливо осужден на Русской земле. Укрепляясь незыблемой верой, преподобный Максим утешался словами и до сих пор утешает и нас:
«Не столько отец печется о своих детях, сколько Преблагой наш Создатель и Промыслитель промышляет и печется о тех, которые право в Него веруют и твердо уповают на Него» (из поучений преподобного Максима Грека).
Преподобный Антоний был духовным чадом преподобного Серафима Саровского, который и предрёк ему будущее настоятельство великой Сергиевой лавры. Мощи преподобного Антония находятся перед алтарём, который освящён в честь Святого Серафима Саровского.
Вместе с сонмом учеников игумена Радонежского и преподобных, живших в лавре до 1919 года, прославляются и новомученики ХХ века во главе с архимандритом Кронидом, который вместе с насельниками был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937-м году.
Ежегодно на Бутовском полигоне в день убиения преподобного Кронида братия лавры служит Божественную литургию. И на этом богослужении поминаются все те, кто искал последнего прибежища от безбожников у стен обители Преподобного Сергия.
Некоторые исследователи лаврского некрополя утверждают, что на месте Сергиевского храма с трапезной палатой находилось захоронение первых учеников преподобного Сергия, а также и братское монастырское кладбище.
Имена радонежских преподобных носили в монашеском постриге многие старцы – насельники лавры: отец архимандрит Кирилл (Павлов; 1919–2017), духовник и старец лаврской братии, был пострижен в честь Кирилла Белозерского, собеседника преподобного Сергия; архимандрит Наум (Байбородин; 1927–2017) пострижен в честь Наума Радонежского; архимандрит Афанасий (Алафинов; 1932–2002) – в честь преподобного Афанасия Серпуховского, основателя Высоцкого монастыря; игумен Андроник (Трубачев; 1952–2021) – в честь преподобного Андроника Московского, которому он и составил службу.
11 июня 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; 1934–1982) в крипте Успенского собора был освящен левый придел в честь Всех святых, в земле Радонежской просиявших. В этом приделе один раз в год совершается служба в день празднования памяти Радонежских святых.
В книге архимандрита Тихона (Агрикова) «У Троицы окрылённые» говорится о Небесной обители преподобного Сергия, куда авва Сергий собирает своих учеников. Это предание передаётся из уст в уста, из поколения в поколение лаврской братией. Все те, кто так или иначе был связан с обителью Преподобного Сергия, в Царствии Небесном будут находиться вместе со своим первоигуменом – преподобным Сергием – и со всеми преподобными отцами, которые подвизались в его обители, а также с теми, кто жил на святой Радонежской земле, кто так или иначе соприкасался с ней.
Автор: Иеромонах Памфил (Осокин)
19 июля 2021 г.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра