Ранняя затянувшаяся весна. По ночам снова покрываются тонкой корочкой льда канавки, и бугорки снега, хотя давно уже утратившие свою белизну, все еще сохраняются в затененных местах. Деревья, которые через неделю-две окутаются нежной дымкой молодой листвы, пока угрюмы и неприветливы. Жизнь уже вернулась в них, но ее проявления невидимы нашему глазу.
Раннее утро. Обычно шумные и оживленные проспекты города еще тихи и безлюдны. Но вот на улицах и в переулках начинают появляться первые пешеходы. Это богомольцы, которые стекаются к храмам, где совершается сегодня одно из самых прекрасных богослужений, какими славится наша Православная Церковь. Никому из верующих не хочется пропустить такую службу, и те, кто начинает свой трудовой день раньше остальных, пришли помолиться хотя бы на короткое время.
***
...Погребение Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому повсюду видны знаки траура. Темная завеса скрыла запрестольный образ Воскресения. На каменных плитах пола разбросаны ветки можжевельника. Люди сосредоточены и строги более обычного; крестные знамения и поклоны более часты и истовы. Полумрак. Только вокруг плащаницы, вынесенной на середину церкви, ослепительный блеск свечей. От плащаницы исходит тонкий аромат розового масла и иных благовоний, усугубленный благоуханием цветов. Священнослужители в ризах темно-зеленого и черного бархата горячо и выразительно читают и возглашают. Замечательный мотив канона, одна песнь которого неспешно следует за другой, знаком нам всем, и редкий из присутствующих не вторит ему с большей или меньшей силой.
По окончании крестного хода духовенство приподнимает плащаницу на поручнях и верующие, склоняясь, проходят под ней нескончаемой чередой. Наш народ любит и ценит эти обряды, и каждый из нас совершает их с сознанием выполненного долга. С таким сознанием спускаемся мы с клироса после исповеди, с таким же чувством уносим в себе из храма теплоту Святых Даров.
Отзвучали заключительные слова из Евангелия о страданиях Спасителя, принятых Им за род человеческий. «Они же (т. е. вдохновители изуверской расправы над Господом), шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею».
***
Начинается Литургия. Траурные покровы еще облекают престол и аналои. Долго длится чтение паремий за Литургией свт. Василия Великого, но внимание людей не ослабевает. Напротив, они особенно подтянуты и бодры, потому что близится волнующий момент. Сейчас вместе с Церковью мы будем вспоминать, как жены-мироносицы, текущие ко Гробу, обретут там не Пречистое Тело, которое они хотели вновь оросить своими слезами, но Ангела, повелевающего им оповестить всех о Воскресении Христовом.
...«Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки!» – взываем мы к Взявшему на Себя грехи мира... И вдруг потоки света окончательно рассеивают тьму. На фоне гор, лиловеющих в лучах утренней зари, возвышается за престолом Победивший смерть. Лик Воскресшего особенно чист и светел. Белые облачения повсюду – прекрасный символ правды и всепрощения.
И скорбные лица молящихся светлеют. Радостно становится на душе. Приближается торжество из торжеств. «Христос бо воста – веселие вечное!»
Георгий Александров
Источник: Журнал Московской Патриархии. М.: Изд-во МП РПЦ, 1945. № 5. – С. 32-34.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра