За шесть веков облик Варницкой обители менялся четыре раза. Дважды монастырь был разрушен полностью: в 1608 году и в 1930-е годы. О жизни Варницкой обители в первые два века сведений не сохранилось. Но два предельно кратких описания монастыря в начале и конце XVII века все-таки позволяют представить, каким он был в первые века.
Святая Троица. Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Вторая половина XVII века. Происходит из Троице-Варницкого монастыря
Все монастырские строения Троицкой обители на родине Преподобного три с половиной века (с основания в 1427 году и до 1770 года) были деревянными. Главный престол Варницкой обители освящен в честь Живоначальной Троицы – как первый храм Троицкого монастыря, основанного Преподобным Сергием, дабы взиранием на Божественную Троицу побеждалась ненавистная рознь мира. В Троицком соборе служили в теплое время года. В обители был и теплый храм, где служили зимой. Зимний храм, вероятно, был освящен в честь Преподобного Сергия Радонежского (предположение строится на основе того, что во второй половине XVII века, когда был восстановлен монастырь, теплый храм был освящен во имя Преподобного). В храмах были иконы, книги и другая церковная утварь. Каждый храм имел колокольню с колоколами.
Первое известное описание монастыря относится к 1614 году, то есть создано почти сразу после разорения монастыря в 1608-1611 годах, что свидетельствует о большом значении обители для духовной жизни возрождающейся после страшной Смуты страны.
В Тарханной грамоте («тархан» – грамота, освобождающая от торговых пошлин), данной Варницкому монастырю в 1614 году, сообщается: И ныне де тот Троицкий монастырь польские и литовские люди и русские воры разорили, церковь и теплый храм, и кельи свезли, и образы, и книги, и колокола развезли [1]. Пространственная организация русских монастырей в XIV-XVII веках отличалась единообразием: в центре стоял собор с колокольней, поблизости – теплая церковь [2]. Трапезная обычно размещалась к западу от собора, северу или югу. Поблизости были кельи. Хозяйственный двор, коровник и т.п. были вынесены за стены монастыря. В описании не названа ограда монастыря, но, несомненно, она была тоже деревянной. Монастырская ограда подчеркивала ограждение от «земного мира» и была защитой от разбойников. Таким монастырь был и в предшествующие XV-XVI века. За скупыми строками разорения обители в начале XVII века просматривается то потрясение, которое пережила братия монастыря при разрушении церквей, келий и всей монастырской жизни.
Разрушения Варницкого монастыря и других обителей и храмов Ростова и окрестностей в 1608-1611 годах связаны с военными действиями Смуты – периода глубочайшего кризиса, охватившего Русское государство в 1598-1613 годы [3]. Россия пережила первую в своей истории гражданскую войну, поставившую государство на грань распада [4]. Все слои общества были задействованы в «смуте». Кризис был вызван предшествующим историческим периодом развития русского общества.
Со смертью царя Феодора Иоанновича 7 января 1598 года прекратилась Рюрикова династия московских государей. До избрания царя Михаила Федоровича Романова в 1613 году на русском царском троне были Борис Годунов, брат жены царя Феодора (1598-1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибоярщина (1610-1613). Смутное время еще называют эпохой самозванцев, в этот период в Московском государстве появилось 16 самозванцев (три царевича Димитрия, два царевича Петра, царевичи Август, Лаврентий, Федор, Климентий, Савелий, Симеон, Василий, Ерошка, Гаврилка и Мартынка, князь Иван). За этими именами скрывались дети бояр, казаков, поповичей и холопов, называвшие себя сыновьями царя Иоанна Грозного и Феодора Иоанновича. Из всех самозванцев на русском престоле побывали два Лжедмитрия, выдававшие себя за младшего сына царя Иоанна Грозного царевича Димитрия, погибшего насильственной смертью в Угличе при таинственных обстоятельствах.
Внутренней напряженностью русского государства в начале XVII века воспользовались Речь Посполитая (так называлось с 1569 года объединенное Польско-Литовское государство) и католическая Церковь, которые хотели расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность.
Польско-литовская интервенция главной своей целью, помимо прямого грабежа, ставила насаждение католичества в России «огнем и мечом». Поэтому там, где прошли польско-литовские войска, всегда осквернялись и разрушались храмы и монастыри, жестоко преследовалось и истреблялось духовенство, народ одурманивали ложью и посулами, стремясь навязать ему латинский папизм.
Поход Лжедмитрия II. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино. Художник С.В. Иванов. 1908 г.
Ростовскую землю разорили войска Лжедмитрия II в 1608-1611 годах. Он, как и предыдущий самозванец Лжедмитрий I, был выдвинут польскими шляхтичами в качестве претендента на русский престол. В январе 1608 года самозванец предпринял поход на Москву, но взять ее не удалось. Лжедмитрий II остановился под Москвой в Тушино, поэтому и получил прозвище «тушинский вор». Ростов и Ростовский уезд стали местом борьбы правительственных сил и тушинцев. Историки пишут, что единственными, кто оказал сопротивление тушинцам в октябре 1608 года, были ростовцы [5]. Еще из Переславля-Залесского наемник Петр Голович и обрусевший швед Тимофей Бьюгов, возглавлявшие тушинский отряд в 800 человек, отправили в Ростов к митрополиту Филарету и жителям Ростова своих посланников с грамотой, в которой предлагалось принести присягу Лжедмитрию. По приказу митрополита ростовского Филарета посланники были схвачены и брошены в тюрьму. Отряд тушинцев, состоявший из казаков, татар и местных дворян, двинулся к Ростову. В Ростове тушинцам противостояли не только местные дружины, но и правительственные отряды под командованием воеводы князя Т.Ф. Сеитова. Его отряд в две тысячи воинов состоял из ростовских, владимирских, ярославских детей боярских. Бой был дан на рассвете 15 октября 1608 года за городом. Наспех собранный правительственный отряд Т. Сеитова был разгромлен конницей П. Головича. Защитники Ростова еще на улицах города продолжали биться до упаду [6], но были оттеснены к центру города, к Успенскому собору, в котором затворились вместе с митрополитом Филаретом старики, женщины, дети. Владыка отслужил Божественную литургию, причастил всех, сам готовился яко агнец на заклание. Ворвавшиеся в храм тушинцы начата сещи людей, и изсекоша множество неповинного народа [7]. Митрополит Филарет был схвачен, святительские одежды с него сорваны, и в рубище вместе с Т.Ф. Сеитовым он был отправлен в стан «тушинского вора». Успенский собор был разграблен. Марина Мнишек в своем дневнике написала о взятии Ростова и разграблении Успенского собора: Захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности [8]. После разорения Ростова волна грабежей распространилась по всему Ростовскому уезду. Позднее Ростов и его окрестности еще дважды подвергались разграблению, весной 1610-го и летом 1611 года. Снова окрестные села и деревни стали добычей для ненасытного и беспощадного врага.
Смутное время. Художник П. Рыженко. 2003 г.
Набеги войска «тушинского вора» 1610-го и 1611 года выражались в разграблении того, что осталось после первого, основного разорения города в 1608 году. Поэтому, вероятнее всего, Варницкий монастырь был разрушен именно в октябре 1608 года. Это разорение равносильно полному уничтожению монастыря, так как церковь и теплый храм, и кельи свезли. Сегодня мы знаем, что через 300 лет, уже в 1930-е годы, обитель-памятник Преподобному Сергию еще раз будет разорена... и на наших глазах возродится вновь еще более прекрасной. Так и во второй половине XVII века, после первого разрушения, Троице-Варницкий монастырь был не просто восстановлен, а приобрел гораздо более красивый и значительный вид.
Очевидно, восстановление обители началось сразу же после Смутного времени. Некоторые историки временем завершения Смуты считают 1613 год, когда Земским Собором был избран на русский престол Михаил Федорович Романов (сын ростовского владыки Филарета). В последнее время все чаще звучит мнение, что завершение Смуты следует относить к 1618-1619 годам [9]. В 1618 году между Русским государством и Речью Посполитой неподалеку от Троице-Сергиева монастыря, о стены которого разбились атаки и надежды гордых и жадных «панов-ляхов» и «русских воров», было заключено долгосрочное Деулинское перемирие.
В каком состоянии был Ростов после разрушений в Смутное время, свидетельствуют документы – переписные книги. В 1619 году по повелению царя Михаила Федоровича в Ростове была проведена перепись состояния дворов населения. Иван Васильевич Мотовилов, ехав в Ростов на посад, и взял с собою тутошних и сторонных попов и диаконов и старост и целовальников и крестьян лутчих в Ростове на посаде, дозирал живущее и пустое, что запустело в Ростове на посаде и в слободах [10]. Страшная картина разорения предстала перед «дозирающими» в Ростове. В Варницах в приходе храма святителя Николая: Двор Богдана Репина, а он убит. Подвора Фетки Олексеева, он умер. Подвора Архипки Ильина, обнищал. Подвора Данилки Милова, обнищал. Двор Дворяшки Макарова, а он убит [11]. В переписных книгах перечисляются хозяйства, чьи дворы пострадали от пожара при разорении поляками и литовцами. У варниц пожарных мест: Место Гаврилка Семенова. Место Богданка Божулина. Место Пятунки Блинова. Место Богданка да Дружинка Трухиных. Полместа Оски Павлова. Полместа Оски Гребенщика. Место Васки Кузмищова да Онкудинка Борисова. Место Нежданка Мелекина. Полместа Фетки Макарова, да Гришки Менкова, да Филки Иванова [12]. В заключение сообщается, что дворы запустели, а в иных дворишках бедные сироты вдовицы живут, скитаются по миру ... а иные посадские люди побиты и посечены и иные разбрелися в разные города, а иные дворишки пожжены [13].
Царь Михаил Федорович Романов. Вторая половина XVII века
Храмы Никольской слободы тоже были разорены. В 1624-1625 годах по переписным книгам сообщается: В слободке Никольской, где бывали варницы на речке на Ишне, в ней: Храм Николы чюдотворца древян, клецкий пуст [14]. Двор попа пуст. В слободе ж храм пуст мученика Никиты, древян Клецкий; а в храме Божие милосердие образ месный мученика Никиты [15]. Двор поповский пуст. В слободке ж храм древян шатровый Климента папы Римского; а в храме Божие милосердие образ месной Климента папы Римского на празелени [16]. На церковной земле двор попа Прокла.
Жизнь постепенно возвращалась в Ростов. И все же еще многие люди были нищими, кормились именем Христа. По переписи 1624-1625 годов в основном жители Никольской слободы, как и всего Ростова, кормились торговлей, огородничеством – пашет капусту и огурцы, тем кормитца [17], бобыль Спирка Дунилов, сын Мартъянов пашет огурцы и капусту и хмель [18], пашет лук и чеснок. Были в Никольской слободе и утячьи помытчики [19]. А утки и по сей день реки Ишни, что струится под самыми стенами обители, не забывают и до поздней осени оглашают окрестности призывным кряканьем.
Начало восстановления разрушенных храмов и монастырей следует относить к 1630-1650-м годам. Первым в Варницком монастыре, конечно, был возведен Троицкий собор. Храм был построен на прежнем месте, деревянный, вернее всего в тех же размерах, что и прежний собор. Смутное время начала XVII века показало губительность заманчивой западной «новизны», и в обществе укрепилось желание сохранения и утверждения национальных традиций [20]. Из сегодняшнего опыта мы знаем, что после насильственных разрушений хочется, чтобы восторжествовала справедливость, которая выражается в воссоздании уничтоженного в прежних размерах и в прежнем виде. Пример тому – восстановление Храма Христа Спасителя и Троицкого собора Варницкого монастыря и других церквей, вновь построенных в 1990-е годы. Лишь через какое-то время начинают возводить новые архитектурные строения, образ которых не зависит от предшествующих сооружений. Следующим мог быть воссоздан теплый храм. Завершение строительства ансамбля монастыря следует отнести к 1670-1680-м годам.
Сохранилось описание монастыря в писцовой книге 1685 года: Монастырь Троицкий, что у старых варниц, на реке на Ишне. А на монастыре церковь во имя Живоначальной Троицы древяна клецки. Церковь же во имя Сергия Радонежского чудотворца древяна же клецки шатровая. А в церквах образы и свечи. И книги, и ризы, и сосуды церковные и на колокольне колокола, и часы, и строение монастырское. Да на святых воротах церковь во имя Николая Чудотворца древяна клецки брущатая, да на других воротех церковь во имя Козьмы и Дамиана неосвящены. Да и кругом монастыря ограда деревянная рублена клецки строение монастырское да вкладчика преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского приказного ево Ерофея Палицына. Да на монастыре ж келья игуменская, а в ней живет игумен Пимен. Келья казенная, а в ней живет казначей черный поп Тимофей. Келья брацкая, а в ней четыре брата, черноризцов. Да под монастырем слободка Валуйка[21].
Согласно этому описанию в Варницком монастыре во второй половине XVII века были четыре храма: Троицкий собор, церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, церковь во имя святителя Николая и церковь во имя мучеников Космы и Дамиана. Никольский храм и Космо-Дамианский были построены впервые, в 1685 году они еще не были освящены. Расположены эти два храма были над вратами обители. Никольский храм – над северными вратами (позднее на этом месте было построено каменное здание церкви), Космо-Дамианский – над южными.
Таким образом, строительство Варницкого монастыря в XVII веке делится на два периода: в 1630-1650-е годы были восстановлены Троицкий собор, Сергиева церковь и братские кельи, а в 1670-1685 годы – ограда, надвратные храмы и, очевидно, другие хозяйственные постройки.
Ростовский Архиерейский дом. Художник И.М. Белоногов. 1844 г. Собрание Ростовского музея
Окончательно архитектурный образ Троице-Сергиевой обители сформировался в конце XVII века, в годы правления Ростовской епархией митрополита Ионы. Около сорока лет (1652-1690) управлял епископской кафедрой митрополит Иона. Этот период отмечен грандиозным строительством храмов в Ростове и окрестностях. В Ростове построен Архиерейский дом (Ростовский кремль), почти во всех ростовских монастырях возведены каменные храмы, созданы грандиозные постройки Борисоглебского монастыря на Устье. Очевидно, много храмов строилось и деревянных, но они до наших дней не дошли. Архиерейский дом (Ростовский кремль) своим архитектурным образом повлиял на ансамбли строящихся монастырей в окрестностях Ростова, в частности на Борисо-Глебский, что на Устье монастырь, где в центре обители два храма, Борисо-Глебский собор и Благовещенская церковь XVI века и два надвратных храма, расположенные друг против друга (над северной и южной крепостными стенами монастыря), построенные в 1680-1690 годы. Именно в 1680-1685 годы создаются два надвратные храма в архитектурном ансамбле Варницкой обители. Не повлияло ли на их создание строительство двух надвратных храмов в знаменитом Ростовском Архиерейском доме в 1670-1683 годы? Ограда Варницкой обители была построена на монастырские средства и средства вкладчика Ерофея Палицына кругом монастыря ограда деревянная рублена клецки строение монастырское да вкладчика преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского приказного ево Ерофея Палицына. Ерофей Алексеевич Палицын был приказным при доме ростовского митрополита Ионы [22]. Приказной – высшая должность в администрации митрополита, все важные официальные документы по управлению митрополией были подписаны им. В ведении приказного был митрополичий Судный приказ, где происходило общее управление митрополией, писались указы, распоряжения митрополита, где судили и духовенство, и мирских людей. Очевидно, Ерофей Алексеевич Палицын как заказчик определил и строительство двух надвратных храмов обители. Не исключено, такой архитектурный образ Варницкого монастыря был создан под влиянием архитектуры Архиерейского дома.
Надвратная церковь преподобного Сергия с южной стороны в Борисо-Глебском монастыре близ Ростова.
Фото начала XX века
По описи монастыря за 1685 год можно сделать вывод, что теплый трапезный храм был освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского. Очевидно, и прежний трапезный храм (который «свезли» литовцы) был Сергиевский.
Краткое описание Троице-Варницкой обители 1685 года сообщает некоторые особенности монастырских деревянных храмов. Все храмы и ограда клецкие. Клеть – простейшая конструкция в деревянном строительстве, образуемая положенными друг на друга венцами из бревен. Клеть определяла планировку любой деревянной постройки – от простых домов, амбаров, до сложных храмов и дворцов, строившихся с применением смежных, разных по величине, клетей.
Церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского имела шатровое покрытие. Шатер – завершение здания в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды. На Руси в деревянном зодчестве такие покрытия встречаются часто.
Никольская церковь была сложена из брусьев, как написано – брущатая. Брус – обтесанное с двух, четырех сторон бревно.
Все храмы и другие здания обители были покрыты лемехом. Лемех – деревянная черепица, которой в древности покрывали главы храмов, кровлю.
Деревянные храмы XVII века были разными. Сегодня трудно представить, какими были церкви Варницкой обители во второй половине XVII века. В Ярославской области сохранился единственный деревянный храм, построенный в те же годы, когда завершалось строительство Варницкого монастыря, – это деревянная церковь во имя евангелиста Иоанна Богослова на реке Ишне (1687-1689). К тому же церковь расположена в двух-трех километрах от обители. Бревенчатый сруб храма Иоанна Богослова закрыт поздней (XIX века) тесовой обшивкой. Несмотря на это, храм производит удивительно гармоничное впечатление.
В целом Троице-Сергиев Варницкий монастырь был очень живописен: рядом с Троицким собором с одной главой находилась Сергиева церковь, венчающаяся шатровым покрытием. Надвратные храмы также отличались друг от друга, Никольская церковь была сложена из деревянных брусьев, остальные храмы построены из круглых бревен. Храмы были по размерам небольшие, освещались они узкими окнами, где вместо стекол была вставлена слюда. Около каждого храма была колокольня с колоколами, на одной из них, вернее, на соборной, были расположены часы – на колокольне колокола, и часы.
В стенах обители было три здания (кельи): в одном жил игумен, в другом (казенная келья) хранилась монастырская казна и жил казначей, в третьем (братская келья) жила братия обители. Вокруг монастыря – деревянная рубленая ограда. В храмах монастыря были иконы, монастырская утварь, книги. Судя по описанию 1685 года, в обители подвизались шесть человек: игумен, казначей, четыре брата.
Деревянная Варницкая обитель, восставшая из пепла в XVII веке, не дошла до наших дней, в XVIII-XIX веках все здания будут построены из кирпича. Но от деревянных храмов сохранилось несколько икон. Как благословение Варницкой обители XVII века следует воспринимать сохранившиеся до наших дней эти святые образа [23].
Икона Преподобного Сергия Радонежского в житии происходит из Троицкого Варницкого монастыря [24]. Молитвами Преподобного Сергия возрождалась Варницкая обитель на его земной родине. Художественные особенности иконы позволяют датировать ее второй половиной XVII века.
Дошла до наших дней и храмовая икона Никольской церкви Варницкой обители. «Святитель Николай в житии» [25] написан тем же иконописцем, что и «Преподобный Сергий Радонежский в житии». Вокруг центрального поясного изображения святителя Николая размещено шестнадцать житийных клейм.
Преподобный Сергий Радонежский в житии. Икона. Вторая половина XVII века. Происходит из Троице-Варницкого монастыря. Собрание Ростовского музея
В верхнем ряду житийных клейм расположен сюжет Троицы Ветхозаветной, что говорит о назначении иконы в храм, где был Троицкий престол. Но это можно расценить и как назначение ее в Троицкую обитель. Тогда икона Преподобного Сергия предназначалась для монастырского храма, посвященного памяти великого молитвенника, где была храмовым образом.
Родина Преподобного Сергия Радонежского всегда невидимыми нитями была связана с обителью Великого Божия Угодника Троице-Сергиевой Лаврой. В ростовской житийной иконе «игумена земли русской» прослеживается знание почитаемых двух житийных образов, написанных в Троице-Сергиевой Лавре в конце XV века для иконостаса собора обители и в конце XVI века – Евстафием Головкиным. Прежде всего, это выражено в подборе сюжетов житийных клейм. Композиции же некоторых из них имеют свои особенности. В сцене «Преставление преподобного Сергия» в иконах Лавры изображается конец заупокойной службы, когда возлагают крышку на гроб. В ростовской иконе представлен самый момент отхода души. Преподобный Сергий лежит на смертном ложе, над ним ангел, держащий на покровенных руках душу умершего. Ангел в розовом одеянии с поднятыми серебряными крыльями – образ светлой печали. У иноков, стоящих в ногах умершего, скорбь выражена более конкретно, по-земному. В клейме «Обретение мощей» действие происходит на фоне белого храма, заполняющего светом радости и торжества всю композицию. Над Преподобным Сергием склонился молодой князь (возможно, Юрий Звенигородский, крестник Преподобного, который был свидетелем обретения мощей). Последние три клейма житийного цикла традиционно посвящены посмертным чудотворениям Преподобного Сергия. Сюжеты чудотворений после обретения мощей показывают обращение иконописца (или заказчика) к Житию Преподобного Сергия в редакции Симона Азарьина, напечатанному в Москве в 1646 году.
В последнем клейме – «Явление Преподобного Сергия архиепископу Арсению» – изображенное событие происходило в 1612 году во время польской осады Московского Кремля. У Елассонского архиепископа Арсения († 1625) дом, имение, запасы были разграблены. Архиепископ же гладом помиравшу, и уже живота отчаявшуся и отходную ему изглаголавшу [...] и входит в келию его Преподобный Сергий, и свет велии в келии его и глагола ему святой, се убо Господь Бог, молитв ради Всенепорочныя Владычицы нашея Богородицы, и великих ради святителей Петра и Алексея и Ионы, и всех святых, и аз грешный с ними же ходатай бых, и завтра град Китай предаст в руце христианам, и врагов ваших вскоре всех низложит, и из града извергнет. В подтверждение пророчества болящему старцу возвращается здоровье и крепость сил.
Очевидно, этот сюжет, рассказывающий о заступничестве Преподобного Сергия в победе над поляками во время Смуты, когда Варницкая обитель была разорена, очень важен был для возрождающейся обители. Молитвами Преподобного Сергия и других святых изгнаны были поляки из Московского Кремля. Молитвами Преподобного Сергия возрождалась Варницкая обитель на его земной родине.
Источник: Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Родина Преподобного Сергия Радонежского / В.И. Вахрина. – Рыбинск, Медиарост, 2014. – С. 36-47.
Примечания:
[1] Царская грамота, жалованная Ростовскому Троицкому Варницкому монастырю // ЯЕВ, 1893. Часть неофиц. С. 530.
[2] Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века //Монашество и монастыри в России. XI-X века. Исторические очерки. - М., 2002. С. 96-97.
[3] Ключевский В. Краткое пособие по русской истории. - М., 1906; Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. - М., 1988.
[4] Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. - М., 1988. С. 3.
[5] Тюменцев И.О., Тюменцева Н.Е. Жители Ростовского уезда и воры в 1608-1611 годах. По материалам русского архива Яна Сапеги. // Сообщения Ростовского музея. Выпуск XII. - Ростов, 2002. С. 53-73. (Далее: Тюменцев И. О., Тюменцева Н.Е.)
[6] Цит.: Тюменцев И.О., Тюменцева Н.Е. С. 56.
[7] Летописец. С. 12.
[8] Дневник Марины Мнишек. - М., 1908. С. 49-50.
[9] Ткаченко В.Л. История России XVI-XVII вв. Деулинское перемирие 1618 г. - М., 1998; Лисейцев Д.В. К вопросу о происхождении, содержании и хронологических рамках понятия «Смутное время». // Иринарховские чтения. Сб. ст. По материалам V Всероссийских Иринарховских чтений, 2002 г. Выпуск второй. - Борисо-Глебский на Устье монастырь. 2003. С. 29-34-
[10] Дозорные и переписные книги Древнего города Ростова. - М., 1880 С. 1.
[11] Там же. С. 3-4.
[12] Там же. С. 12.
[13] Там же. С. 4.
[14] Переписные книги Ростова-Великого. Второй половины XVII века. - СПб., 1887. С. 54.
[15] Там же. С. 57.
[16] Там же.
[17] Там же. С. 54.
[18] Там же. С. 56.
[19] Там же. С. 67.
[20] Давыдова И.Д. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. - М., 2005. С. 12.
[21] Российский государственный архив древних актов. Ф. 1209. Oп. 1. Д. 839. Л. 290, 290 об. Цит. по: Мельник А.Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. - Ростов, 1992. С. 57.
[22] Мельник А.Г. Ростовский митрополичий двор в XVII в. // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 1. - Ростов, 1991. С. 132-144.
[23] Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. - М., 2006. Кат. 86, 87. С. 304-308. Илл.
[24] Инв. № И-1099; размеры 122,5 х 64. В музей поступила в 1929 году.
[25] Собрание Ростовского музея. Инв. № И-644. Размеры 123,7 х 104,5 см.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра