«Среди Предстоятелей Русской Церкви, которые занимали Московскую кафедру, есть немало подвижников, святых и чудотворцев. Когда при Петре I было упразднено Патриаршество и начался Синодальный период, статус Московской кафедры был понижен с Всероссийского на епархиальный. Тем не менее и в это сложное время московские иерархи прославились своими подвигами и чудесами, различными творениями и усилиями на благо Церкви.
Еще в октябре мы вспоминали память митрополита Московского Макария (Булгакова), 200-летие со дня его рождения. Он погребен в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – первая могила направо. Если идти вглубь исторической хронологии, то предшественником митрополита Макария был святитель Иннокентий, выдающийся миссионер XIX века. Он был погребен в Троице-Сергиевой Лавре, затем были обретены его святые мощи, и ныне они почивают в Успенском соборе Лавры. Его предшественником был митрополит Филарет, в течение нескольких десятилетий занимавший Московскую кафедру. Он также был погребен здесь, в Лавре, в Духовском храме. Позднее были обретены его мощи, и ныне они почивают в Храме Христа Спасителя в Москве. Святитель Филарет – это ученик, а его учитель – митрополит Московский Платон II.
Сегодня мы вспоминаем блаженную кончину владыки Платона, почившего в 1812 году в этот день, 11 ноября ст. ст. /24 ноября нов. ст. Родился он в 1737 году в селе Чашниково, это недалеко за Шереметьевским аэропортом. День его рождения пришелся на память Первоверховных апостолов Петра и Павла, и этих святых он с особенной силой почитал, потому что носил имя апостола Петра и, кроме того, был законоучителем престолонаследника императора Павла I. Поэтому немалое количество храмов, освященных митрополитом Платоном, было посвящено святым Первоверховным апостолам.
Можно сказать, что вся жизнь Владыки была связана с Троице-Сергиевой Лаврой. Следы его деятельности, хотя мы можем этого и не осознавать, присутствуют повсюду в Лавре. Его творения встречаются здесь буквально на каждом шагу. Это и сень, воздвигнутая над Престолом в алтаре Троицкого собора, и иконостасы, учиненные им в лаврских храмах, и завершение им затянувшегося строительства колокольни, и построение учебного корпуса за фасадом Московской Духовной академии, это и установление памятного обелиска на соборной площади Лавры. Составленные митрополитом Платоном надписи на гранях обелиска свидетельствуют о выдающейся роли обители Преподобного Сергия в истории нашего Отечества. Владыка Платон по аналогии с такими гражданскими светскими учеными, как Татищев, Карамзин, был последним летописцем и первым Церковным историком. В 1805 году вышел его двухтомник «Краткое начертание российской Церковной истории». В нем автор изложил историю Русской Православной Церкви до конца XVII века, завершающего собой Патриарший период. Затем буквально на двух страницах он сказал об управлении Московской епархиальной кафедрой, упомянув в конце и себя как одного из ее предстоятелей.
Митрополит Платон очень заботился о просвещении. С его именем связано преобразование и учреждение различных Духовных учебных заведений. Это Калужская семинария, учреждение нескольких Духовных училищ в период управления им Тверской кафедрой (1770–1775), учреждение Звенигородского Духовного училища в Московской епархии, а также забота о Перервинской семинарии. И эти усилия в итоге принесли ощутимые плоды. Не зря он говорил, что застал духовенство в лаптях в прихожей господ, но одел его в сапоги и ввел в гостиную. Его по праву называли отцом московского духовенства.
Святитель Платон, митрополит Московский, являлся большим любителем и почитателем монашества. С его именем связано возрождение многих монастырей. XVIII век можно назвать темной страницей в истории русского монашества. Это различные преобразования и реформы Петра Алексеевича. Это и правление Екатерины II, которая два года спустя после своего восшествия на престол занялась так называемой секуляризацией церковных имуществ, когда монастыри были лишены своих владений и посажены на штаты. При этом много монастырей было закрыто и превращено в приходские храмы. Владыка Платон занялся фактически возрождением монастырей. Помощником ему в этом деле стал старец Макарий, настоятель Пешношского монастыря. Митрополит Платон называл Пешношскую обитель второй Лаврой в его епархии. Благодаря ходатайству митрополита Платона старец Макарий направлял своих учеников насельниками в различные монастыри. Таким образом, имя митрополита Макария стоит у истоков возрождения Оптиной пустыни, Давидовой пустыни, Берлюковской пустыни, Сретенского монастыря и других обителей.
Но главное детище митрополита Платона – это учреждение Вифанской монашеской обители. Этот скит был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Здесь Владыка основал Вифанскую семинарию. Вифанская обитель мыслилась митрополитом Платоном как место упокоения и погребения лаврских иноков. Устроенный им на территории скита храм напоминает нам, по выражению одного исследователя, «Никонов Иерусалим». Вифанских храм был особенным. Он имел два придела. Один из них, нижний, – в честь Святого Лазаря Четверодневного. На Руси была такая традиция, когда кладбищенские храмы посвящались седми отрокам Эфесским или праведному Лазарю Четверодневному. В этом храме митрополит Платон заранее учредил гробницу для себя. По его благословению был изготовлен кипарисовый гроб, в котором потом его и погребли.
Владыка Платон скончался 11 ноября по ст. ст. 1812 года. К этому времени Наполеон уже был изгнан из Москвы. Тело почившего Церковного иерарха крестным ходом было принесено сюда, в Троице-Сергиеву Лавру, и в Троицком соборе совершилось торжественное отпевание. Заупокойное богослужение возглавил ученик митрополита Платона – архиепископ Августин (Виноградский), он погребен в Успенском соборе Лавры, вторая могила справа. На отпевании владыки Платона было сказано, что Москва со своими святынями находится в разорении после пребывания там французских и вообще всех европейских вандалов, а теперь и предстоятель Московской кафедры митрополит Платон лежит бездыханный. После отпевания тело митрополита Платона было крестным ходом перенесено в Вифанский скит и там погребено. Спустя годы и Лавра, и Вифания были закрыты. Но во время возрождения обители преподобного Сергия Святейший Патриарх Алексий позаботился о том, чтобы останки митрополита Платона были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и перепогребены в Духовской церкви монастыря. Здесь, можно сказать, и соединились учитель – владыка Платон – и ученик святитель Филарет.
Сейчас, когда утратилась живая традиция почитания митрополита Платона, узнать о нем можно только из книг. В настоящее время ту ситуацию, которая сложилась в XIX веке, мы не представляем. Многие знают, что святитель Филарет – это уже канонизированный святой, а личность владыки Платона остается им неизвестной. Между тем, когда отмечалось 100-летие со дня его преставления, в торжественной речи на актовый день Вифанской семинарии была подчеркнута неразрывная связь митрополитов Филарета и Платона. В докладе очень четко прослеживалась мысль, которую нам сейчас уже, может быть, и трудно будет понять. Оба святителя – епархиальные архиереи, но при сравнении их образы несколько различны: с одной стороны – строгий Филарет, с другой – любвеобильный Платон.
В наше время, когда происходит возрождение Вифанской обители, когда практически с нуля восстановлен храм, где был погребен митрополит Платон, также возрождается и память о нем, и мы с вами сегодня вознесем свои молитвы о упокоении его бессмертной души».
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра