30–31 мая 2016 года в учебном зале колокольни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры проходили курсы повышения богословского образования насельников обители. Занятия проводил кандидат богословия, преподаватель МПДАиС, доцент ПСТГУ протоиерей Олег Мумриков.
Тема занятий была посвящена биоэтике – учению о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии – в контексте современных проблем, с которыми приходится сталкиваться монашеству.
На первом занятии обсуждались богословские обоснования биоэтики; критически рассмотрели существующие подходы к данной проблеме и отметили, что для Православной Церкви характерен подход, основанный на православной антропологии.
Разговор был посвящен учению об образе Божием в человеке; тщательно рассмотрели библейские места и святоотеческие цитаты, где говорится о том, образ Божий присутствует не только в душе, но и отражен в телесности человека. Соответственно должно быть благоговейное отношение к телу как живого человека, так и усопшего.
Присутствующие рассмотрели человека как целостное существо: “Хоть его [человека] и принято делить на дух, душу и тело, как это делает апостол Павел, но это деление условно – человек на самом деле целостен, что подтверждается множеством примеров из Священного Писания, в которых взаимозаменяются понятия «плоть» и «душа живая» в отношении человека”, - прокомментировал протоиерей Олег.
Протоиерей Олег Мумриков
Также говорили о святоотеческом подходе к антропологии и в целом к учению о творении мира, человека и вспомнили учение прп. Максима Исповедника о «логосах» и «тропосах», о неизменном замысле Божием о мире, который предвечно существует в Божественном уме; о разных формах осуществления этого замысла в зависимости от того, как человек пользуется своей свободой. Показали на разных примерах, что данный подход является актуальным для сегодняшнего дня, поскольку дает ответ на самые злободневные, насущные вопросы.
Монашествующие обратили внимание на то, что в современной либеральной идеологии к человеку часто относятся как к функции, т.е. насколько человек социально активен, функционален, настолько он является человеком, из чего следует, что нерожденные дети, инвалиды и другие недееспособные условно теряют статус человека, но данный подход в корне противоречит христианским представлениям.
Тема второго занятия была посвящена следующему вопросу: каким образом происходит формирование человеческой личности и какие теории выдвигались по данной проблеме на протяжении истории Церкви.
Первое мнение – предсуществование душ: душа предсуществует и обретает плоть, что не было принято Церковью. Отцы настаивают, что две природы – душевная (духовная) и материальная – равноценны и одна другой не могут предшествовать. Предсуществование человека в его целостности может быть лишь в Замысле Божием, поскольку Бог находится вне времени.
Второе мнение – креационизм: Бог творит душу из ничего каждый раз, когда образуется человек. Этого мнения в чистом виде тоже никто из Отцов не разделял, поскольку последствия первородного греха несет на себе не только тело, но и душа человека. Кроме того, известно, что дети наследуют не только физические качества родителе, но и душевные.
Теория традуционизма считает, что души происходят от родителей. Церковь не признала данную точку зрения, поскольку Господь принимает непосредственное участие в сотворении человека в момент зачатия; это процесс соработничества человека с Богом.
Церковь соборно разделяет мнение об умеренном традуционизме: тело и душа наследуются от родителей, но при этом высшая часть души и человека – дух, личностное начало – непосредственно творится Богом, поскольку Господь предвечно, вне времени и вне пространства, в уме имеет Замысел о каждом человеке, который должен прийти в мир. Это «я» должно стать не только сотворенной по образу Божию, но и богоподобной личностью.
Таким образом, все затронутые во время проведения занятий проблемы относятся к реалиям нашей жизни, связаны с богословием и современной пастырской практикой.
Пресс-служба Троице-Сергиевой Лавры
31 мая 2016