20 декабря 2017 года в историческом отделе музейного комплекса «Конный двор» состоялась презентация уникальной святыни XV века – каменной чудотворной иконы Божией Матери «Смоленская», принадлежащей Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Икона и серебряный оклад к ней были представлены в зале рядом с макетами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры разных эпох – того времени, когда икона появилась на свет и более позднего, когда специально для нее в Лавре по высочайшему повелению императрицы была выстроена церковь. Зрители имели возможность увидеть на макетах, как выглядела Лавра в те годы и где именно в монастыре находилась икона. Киот и оклад к каменной иконе декорирован бриллиантами, алмазами, рубинами и жемчугом.
Эта презентация – продолжение выставочного музейного проекта «Крупным планом», в рамках которого зрители рассматривают и изучают один или несколько музейных экспонатов, и это изучение более глубокое, более детальное, чем на обычных традиционных выставках.
Экспозиция была подготовлена научными сотрудникам исторического отдела музея Т.Ю. Токаревой и Н.В. Холодковой. Работники заповедника собрали подробную информацию о драматической судьбе этой едва ли не единственной каменной иконы Божией Матери «Одигитрия».
Заместитель генерального директора музея-заповедника С.В. Николаева, рассказывая об иконе, подчеркнула особую роль Троице-Сергиевой Лавры в жизни Древней Руси. В XV веке монастырь был центром русской культуры, в архитектурном отношении он тоже выступал новатором. По традиции храмы сооружали из дерева, но впоследствии начали строить также из камня. Каменной в Лавре была и поварня. Может быть, поэтому и появилось изображение Божией Матери на камне, чтобы быть поставленным в нишу на стене над входом в это каменное здание. В монастыре к тому времени было собрано немало драгоценных произведений искусства. Книгохранительница Сергиевой обители тоже была огромной и очень разнообразной по составу. В монастыре процветала собственная книгописная мастерская, в которой не только переписывали тексты, но и украшали буквицы, делали миниатюры. В обители сочинялись стихиры и расходились потом по всей Руси. В этом многообразии для нас важен каждый подлинный предмет, который может поведать нам истинную правду о своем времени. В этом плане икона Божией Матери Одигитрия «Смоленская» обладает особой ценностью.
Создание каменной иконы связывают с именем насельника монастыря отца Дионисия (Ермолина), отличавшегося вздорным нравом и огорчавшего Отцов своим непослушанием. Василий Дмитриевич Ермолин, его сын, пытался искупить грех своего отца. Это одна из версий строительства каменной поварни – одностолпной сводчатой палаты, которая, по мнению специалистов, стала прототипом Грановитой Кремлевской палаты.
Сохранилось монастырское предание, повествующее о чудесном исцелении, произошедшем от этой иконы в 1730 году. Кузьме Матвееву, находившемуся в больничных палатах церкви Савватия и Германа Соловецких с тяжким недугом, во сне явился этот образ. Наутро, проснувшись, он понял, что исцелен. Руки его, иссохшие и прилипшие к спине, стали здравы. Об этом засвидетельствовано в монастырских летописях. Вскоре во имя этого образа в монастыре были построены сначала часовня, а затем и храм в честь Иконы Смоленской Богоматери (1746–1753). Освящен он был в правление императрицы Елизаветы Петровны в 1753 году. Каменную икону поместили в местный ряд иконостаса с левой стороны от Царских врат. Специально для нее была изготовлена деревянная доска, а на нее – драгоценный оклад, который с годами менялся.
Со временем образ стал глубоко почитаемым и получил ряд ценных и изысканных украшений из жемчуга и алмазов от самых разных лиц: и генерал-лейтенанта П.Б. Шереметьева, и вдовы монастырского слуги Н. Напольской, и рядовых монахов.
Сотрудники музея представили на презентации тщательно выверенную информацию. Все рассказанные факты подтверждались фотографиями, крупно проецировавшимися в экспозиционном зале на белый экран. На презентации присутствовали старшеклассники школ города, которые своими вопросами поддерживали разговор об отечественной истории.
И взрослым, и детям было интересно узнать судьбу иконы после революции 1917 года. Много сделала для спасения не только этой иконы, но и других ценных произведений Троице-Сергиевой Лавры специальная Комиссия по охране памятников старины и искусства, созданная в 1918 году. В нее вошли известные деятели русской культуры, близкие к церковным кругам. Это свящ. Павел Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, И.Е. Бондаренко, Н.Д. Протасов, М.В. Боскин и др. Они тщательно изучили ценности Лавры до 1925 года и смогли сохранить в запасниках музеев всё самое значительное, что мы сейчас можем видеть в экспозициях Сергиево-Посадского музея-заповедника и в самой Лавре.
Икона была отреставрирована в Москве. В Центральных реставрационных мастерских им. И.Э. Грабаря она пробыла 25 лет и вернулась домой в Сергиев Посад только в 1975 году. Столь долгое отсутствие объясняется сложностями восстановительных работ. Из-за нескольких более поздних наслоений различного происхождения – краски, дерева, мастики, копоти и пр. – трудно было понять исходное состояние иконы и найти способы вернуть утраченное. Но всё же реставраторам удалось справиться с поставленной задачей, и теперь хорошо видно, что лики на иконе имеют особую пластику, соответствующую эпохе создания иконы.
Оклад хранился отдельно от иконы и тоже подвергся тщательной реставрации, прежде чем предстать на данной выставке. Эту кропотливую работу за нескольких месяцев выполнили художники-реставраторы музея-заповедника Екатерина Ромашкина и Нина Шелоннникова.
Икона Одигитрия «Смоленская» с окладом будут экспонироваться постоянно в историческом отделе Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Людмила Ковригина
Фото автора
Новость на
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра