Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Радости и торжества преисполнен нынешний праздник. Из глубины веков провидя этот день, патриарх Иаков пророчески вещал о сыне своем Иуде и грядущем из чресл его Примирителе, Христе: «Радостотворны его паче вина, и белы зубы его паче млека» [1]. «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя» [2], — читаем в пророчестве Софонии. «Ликуй от радости, дщерь Сиона; торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» [3], — восклицал пророк Захария, как бы своими очами видя все, что должно было совершиться. «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный. О Господи, спаси же, о Господи, поспеши же! Благословен грядый во имя Господне» [4], — дополнял то как бы описание входа Господа в Иерусалим псалмопевец Давид.
Если так торжественны предречения древних пророков о входе Господнем в Иерусалим, тем более велик сам предреченный вход, вспоминаемый в нынешний пресветлый праздник, поскольку вообще действительность полнее словесного ее описания, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» [5]. Уже напряженные народные ожидания Господа, выражавшиеся в вопросах: «Как вы думаете? Не придет ли Он на праздник?» [6] — способствовали высокому подъему, потом взрыву всенародной радости о Господе, входящем в Иерусалим. Толпы народа, шедшие вместе с Господом в Иерусалим на праздник, на пути постепенно увеличивавшиеся, слились потом с толпами народа, уже пришедшего в Иерусалим и вышедшего оттуда на встречу Господа, что содействовало усилению торжества.
Уже давно вся земля Иудейская наполнилась слухами и разговорами о чудных делах Христовых, так что исполнилось на Христе, и особенно в этот день, пророческое слово: «Господи, Боже наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника» [7]. Как явно исполнилось это пророчество, когда при спуске с горы Елеонской множество учеников начало в радости «велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» [8].
ПОДЛИННО, тогда земля сливалась с небом в хвалебных восклицаниях, несшихся с земли как бы превыше небес. Тогда, согласно псаломскому пророчеству, и дети восклицали: «Осанна!» Христу, по примеру отцов, движимые Духом Святым, Который, действуя в пророках, тем более действовал во Христе. И это случилось для посрамления фарисеев, книжников и старейшин, пытавшихся остановить торжество народное, Самому Христу говоривших: «Учитель! Запрети ученикам Твоим» [9]. Но что же? Христос хотя не отверг этого торжественного сретения Его народом, так как Он действительно пришел к народу Своему как Царь, предвозвещенный древними пророками, однако не возрадовался вместе с народом, а заплакал об Иерусалиме, говоря: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои... не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» [10]. Христос видел, что народ встречает Его как царя земного, который устроит народу своему земное благоденствие, тогда как Он, по пророчествам, хотел устроить не обычное царство человеческое, а Божие царство правды, чуждое житейским страстям. Устроить это царство не через крушение врагов силою Божественного всемогущества, а покоряя сердца людей Богу силой кроткой, спасающей любви, отдав Себя в жертву за грехи мира. И как точно исполнилось пророчество Спасителя! В 70-е годы римскими войсками был разрушен город Иерусалим, храм и все дворцы сожжены, не осталось камня на камне. Множество иудеев были истреблены, а сто тысяч взяты в плен, и в Риме построили Колизей, где в будущем пострадало множество христианских мучеников.
Когда же Господь, ожидающий от нас плодов духовной жизни, дождется их? Время жизни бежит быстро, не возвращаясь назад, как вода в реке. И в прежнее время недоделано слишком многое, впереди времени остается все меньше, когда же доделать все, что не окончено, пропущено, оставлено по нерадению, лености, преступному небрежению, из-за увлечения сердца пустым, бесплодным? Какой ответ дадим Богу, если долги перед Ним не имеем никакой возможности заплатить? Не ждет ли нас неминуемый суд посечения смоковницы за бесплодие? Не тяготеет ли над головами нашими клятва уже многие годы, в которые Господь ожидал от нас плодов спасения? Если останемся так, как есть, не имеем надежды спасения.
И только Господь, определивший сокращенный путь добродетели как покаяние, сокращенный путь покаяния как смирение, все более и более углубляющееся, вселяет в нас надежду не быть посеченными, подобно бесплодной смоковнице, спасти наши души и без достойных плодов покаяния, ради «сердца сокрушенного и смиренного», которое «Он не уничижит» [11], хотя бы мы пришли на делание лишь с одиннадцатого часа, «не неся всей тяготы подвижничества»... [12] Не закроет и для нас двери рая, даст войти хотя на порог Его небесных обителей райских, не остаться вне, «в селениях грешничих» [13], уготованных диаволу и слугам его. Аминь.
Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.
Примечания
[1] Быт. 49, 12.
[2] Соф. 3, 14-15.
[3] Зах. 9, 9.
[4] Пс. 117, 24-26.
[5] Лк. 1, 37.
[6] Ин. 11, 56.
[7] Пс. 8, 2-3.
[8] Лк. 19, 37.
[9] Лк. 19, 39.
[10] Лк. 19, 42-44.
[11] Пс. 50, 19.
[12] См.: Мф. 20, 6-12.
[13] Пс. 83, 11.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра