Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Христос взял двенадцать Своих учеников и открыл им о грядущем и неизбежном. Он говорил, что идет в Иерусалим, там Его осудят, там убьют Его.
Святая Церковь, своими песнопениями подводя нас вплотную к Страстной седмице, к воспоминаниям о страданиях и смерти Богочеловека, предлагает и нам идти за ним в Иерусалим - страдать с Ним вместе, чтобы и вместе с ним прославиться. Ведь путь Креста Христова - это и наш путь.
У каждого есть своя Голгофа. В этот день Святая Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и это потому, что в теперешнее время покаяния и поста ее жизнь и подвиги особенно могут служить в назидание и утешение всех нас, грешников. В самом деле, что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую? Прежде всего, смущает его представление о тяжести его прежних грехов, затем - привычка к греху, которую так трудно преодолеть. Но вот мы видим здесь женщину, с сердцем уже испорченным, настолько погруженную в греховные утехи, что ради них она забывает и стыд, и совесть, попирает все священное, по-видимому, близка к совершенной и окончательной погибели, люди уже отвернулись от нее с презрением.
Путем внутренней работы над собой, борьбой со своими пороками, одержав победу над своей страстью, при благодатной помощи Божией она становится великой подвижницей благодати Божией, земным ангелом является людям. И прошли годы и сотни лет, а величайший образ пустынницы по-прежнему сияет светом Христовой чистоты и ободряет всех погрязших в грехе людей, желающих своего исправления. И в наше время, когда многие так легкомысленно и снисходительно относятся к греху тела, воспоминание о жизни преподобной Марии должно быть особенно полезно. Они увидят из него, что грех не может доставить истинного счастья людям, что за короткое мгновение заставляет расплачиваться дорогой ценой - душевной тоской, унижением, разочарованием. Они увидят, с другой стороны, как сильна привычка ко злу, и как трудно вырвать из своей души, как негодное растение, нечистые греховные мысли и чувства, и что поэтому надо всячески остерегаться укреплять в себе эту привычку ко злу; они увидят, наконец, что только добро сродно богоподобной душе человеческой, что в просветленную и очищенную от греха душу человеческую вселяется благодать Божия, а где она присутствует, там истинное счастье. Поэтому на всех, заботящихся о себе и о своей вечной участи, жизнь преподобной Марии производит всегда сильное впечатление.
Мария жила в начале VI века, родом она была из Египта. Еще в молодых летах она имела несчастье потерять свою телесную чистоту, а так как родители ее запрещали ей вести греховную жизнь, она убежала в город Александрию, пользовавшийся самой дурной репутацией за греховный образ жизни его жителей. Будучи замечательна красотой и обладая страстным темпераментом, лишенная при этом руководства и доброго влияния, она падала все ниже и ниже, пока не оказалась на самой низкой степени разврата. Семнадцать лет предавалась она распутству. Однажды она увидела, что множество людей отправляются на корабле в Палестину на праздник
Воскресения Христова. Так как на корабле было много молодых людей, она вбежала к ним, имея одну цель - совратить их и удовлетворить свои страсти. И вот, с песнями, вином, развратными утехами плывет она к священному городу Иерусалиму. Но, и приехав, она не оставляет своей греховной жизни. Не трогают ее ни святой город, ни вид Голгофы, ни Гроб Господень, в безумном опьянении грехом кощунственно смеется над всем дорогим для христианина; дерзким, вызывающим хохотом отвечает она на все обличения и укоризны благочестивых людей. Но Тот, Кто ради спасения нас, грешных, сошел на землю, Кто учил нас любить друг друга, Кто ради спасения одной заблудшей овцы оставляет девяносто девять, не оставил и эту бедную грешницу без Своей помощи и употребил для ее обращения то, что, казалось бы, должно было ее погубить. Пришло время поклонения животворящему Кресту Христову. Толпами народ устремился в храм. Вместе со всеми пошла и Мария, и вместе с другими хочет она проникнуть в храм. Но невидимая сила три раза удерживала ее. «Да что же это такое, Господи!» - воскликнула она в трепетном недоумении, и вдруг глаза ее устремились на образ Божией Матери, как бы живой, и видит, что Ее очи как бы с горем и укоризной устремились на нее. Мучительный стыд, со знание своей греховности, сознание, что здесь страшное наказание Божие ее нечистоте, как молния озарили в одно мгновение все ее духовное существо. С горькими слезами падает она на землю и вопиет к Богородице: «Матерь Божия, я знаю свою нечистоту греховную, знаю, что мое место не в храме, но в аду!» И обильные слезы лились с ее очей, и рыдания сотрясали все ее тело, и плакала она, и молилась, и сладки были ее слезы пробудившейся совести. Отныне Мария принадлежит Богу. Войдя теперь свободно в храм и приложившись к животворящему кресту, она еще раз дает обещание принадлежать только Господу Богу, уходит в пустыню Иорданскую, навсегда оставляя не только мир, не только прихоти человеческие, но и самые насущные потребности. Сорок семь лет провела она в пустыне - в холоде, зное и голоде, терпя страшные искушения от Диавола, напоминавшего ей прежнюю роскошную жизнь в Египте и нападавшего на нее. Молитва, крестное знамение, слезы, великое терпение спасли ее.
и покаяния самый грешный и развращенный человек может при по мощи Божией достигнуть великого совершенства. Почему же для Марии событие в храме Иерусалимском оказалось решительным шагом к полному духовному перерождению? Да потому, что в ней с неизъяснимой силой заговорила совесть! И если бы каждый из нас чаще прислушивался к голосу совести, то нашел бы несравненно более сильные случаи, где благодать Божия ясно призывала нас к исправлению, но, увы, не обращая на них внимания, мы называли их случайностями. Но знайте, дорогие братья и сестры, что когда бы и где бы не пришла нам мысль бросить пустую и рассеянную жизнь, знайте, что эта мысль исходит от Бога, и если вы примете эту мысль в сердце, то явится благодать Божия и укажет тот путь, по которому надо идти для своего исправления. Не всякий может идти путем преподобной Марии - это путь ангелов, но не будем идти путем противоположным - путем демонов, подражая им в гордой ожесточенности. Есть средний путь - смиренного пока явшегося грешника, с помощью Божией очищающего свою душу от греха, дабы, очистившись от него, хотя последним зайти в Царство Небесное, чего да сподобит нас Господь по молитвам преподобной Марии. Аминь.
Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра