8 июня 2017 года в музейном комплексе «Конный двор» (ул.1-ой Ударной Армии, 2) Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника состоялось торжественное открытие новой выставки «Иван Васильевич Грозный и Алексей Михайлович Тишайший: диалог двух государей».
Несмотря на кажущееся внешнее различие между этими двумя эпохами царствования и противоположными именами, которые они получили в истории, взгляды Ивана Грозного и Алексея Михайловича были максимально близкими во многих областях. Их объединяют представления о царской власти, политика в военной сфере, законодательная и судебная деятельность, внешняя политика, представления о симфонии священства и царства, храмостроительство, строительство загородных резиденций и почитание определенных святых. Экспонаты новой экспозиции наглядно показывают эти связующие нити.
Погрузиться в глубины истории посетителям позволят 99 подлинных памятников истории и искусства XVI–XIX веков, муляжи, копии и реконструкции отдельных произведений. На выставке представлены и те предметы, которые редко видят экскурсанты. Внешне не очень яркие и привлекательные, они очень интересны с исторической точки зрения. Они дают возможность почувствовать и понять аромат времени, реально увидеть и осмыслить многие исторические вещи. Можно, к примеру, легко представить, какими были полы в царских покоях, видя толщину половицы, сохранившуюся до наших времен. Или, глядя на себя в зеркальце из комнаты цариц, почувствовать то пространство, в котором они жили, и невольно пожалеть о несовершенстве убранства женской половины царского дворца того времени.
Заместитель генерального директора музея-заповедника по научной работе Светлана Николаева, приветствуя первых посетителей, назвала эту выставку необыкновенной, потому что она соединила вместе уникальные вещи из разных музеев. В этом масштабном выставочном проекте, кроме Сергиево-Посадского музея-заповедника, приняли участие еще два российских музея: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское – Измайлово – Лефортово – Люблино» и Государственный музей-заповедник «Александровская слобода». Соавторы этого выставочного межмузейного проекта кандидат исторических наук, зав. отделом Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское – Измайлово –Лефортово – Люблино» Андрей Топычканов и зав. отделом музея «Александровская слобода» Анастасия Листопад, поздравив посетителей с открытием выставки, отметили, что их соучастие в этом проекте неслучайно. Оба государя в своей жизни посещали и Троице-Сергиев монастырь, и Александровскую слободу, и Коломенское. И не просто посещали, но и подолгу жили, и работали. Алексей Михайлович интересовался своим «прапрадедом», как он его называл, Иоанном Грозным, его правлением, политикой, которую он проводил. Иоанн Грозный был для него примером для подражания.
Зав. отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII веков», главный куратор этой выставки Галина Черкашина при подготовке новой экспозиции поставила перед собой задачу не навредить тем коллекциям, которые были предоставлены коллегами. В то же время ей хотелось показать то лучшее, что у нас есть. И это удалось. Экспонаты Сергиево-Посадского музея замечательно вписались в избранную тему.
Люди, которые интересуются историей, узнают для себя много нового, посетив данную экспозицию. На выставке много подлинных вещей. К примеру, знаменитый складень, написанный на доске от раки преподобного Сергия Радонежского. Он имеет свою богатую биографию и связан и с Иоанном Грозным, и с Алексеем Михайловичем. Новая рака для преподобного Сергия была изготовлена по заказу Иоанна Грозного. На досках старой раки было написано несколько икон, в том числе и складень. Алексей Михайлович эту икону брал с собой в военные походы. Может быть, он сделал это по примеру Иоанна Грозного, который брал с собой на войну икону «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». После этого складень еще не раз брали в полки, он воодушевлял воинов на победу в битве с врагом. Хранится складень в Троице-Сергиевой Лавре.
Также интересно с исторической точки зрения представленное на выставке Евангелие. Всем известно, что первая печатная книга на Руси – это Апостол Ивана Федорова. На самом деле еще до Ивана Федорова при Иоанне Грозном в Москве печатали книги. В городе была типография, которая проработала несколько лет, а затем бесследно исчезла. Но остались книги, напечатанные в ней. До наших дней дошло всего 20 экземпляров различных наименований, в том числе это Евангелие, которое хранится сейчас в Троице-Сергиевой Лавре.
Достойное место в коллекции занимают оловянные тарелки, принадлежавшие дочерям Алексея Михайловича Феодосии и Софье. На них даже есть печать с двуглавым орлом – принадлежность царскому дому. Привезенные из Александровской слободы, они ярко рисуют повседневный дворцовый быт того времени. Да, царский стол тогда мало отличался от крестьянского. Та же посуда, та же утварь, те же блюда: щи, каша, ржаной хлеб, «коричная» вода и овсяная брага. А если шел пост, то и этого не было. Великим постом Алексей Михайлович вкушал только черный хлеб с солью, соленые грибы да огурцы. А в храме молился по 5–6 часов. Иногда клал по тысяче земных поклонов, а в большие праздники – полторы тысячи!
О том, как выглядел царский дворец, можно судить по массивной широкой двери и двум стульям из Измайлова. Сотрудники Коломенского музея считают эту дверь самой мемориальной вещью из Измайловского дворца Алексея Михайловича.
Выставка красноречиво рассказывает о благочестии обоих государей, почитании ими святых, разносторонней деятельности и заботе о процветании своего государства. Царствования Алексея Михайловича и Иоанна Грозного историки признают самыми плодотворными в истории нашего Отечества.
Новая выставка уже побывала в музее «Александровская слобода». За четыре месяца работы ее посетило свыше 10 тысяч человек.
Выставка в музейном комплексе «Конный двор» будет работать до 20 августа 2017 года.
Людмила Ковригина
Фото автора
9 июня 2017