По своему местоположению и величавости Успенский собор является архитектурным центром Лавры. История его сооружения в значительной части не выяснена. К середине XVI в. Троицкий монастырь сделался известным на всю Русь, но в его стенах не было храма, который монументальностью отображал бы достоинство обители и вмещал тысячи богомольцев в дни празднеств. Царь Иван Грозный решил украсить монастырь подобающим его значению зданием.
Год начала постройки и имена зодчих утрачены. Можно полагать, что храм достраивался при царе Феодоре, т.к. боковые алтари собора посвящены святым покровителям благочестивой царской четы. 28 августа 1585 г. митр. Дионисий в присутствии Феодора и Ирины совершил торжественный чин освящения церкви.
Русские зодчие тщательно скопировали, за небольшими отступлениями, Московский Успенский собор. Отсутствие украшений, за исключением небольшого декора, усугубляет впечатление от необычайной величественности храма. В его стенах могут собраться до пяти тысяч человек.
Первоначально главы собора были полусферическими, позднее им придали форму луковиц. В описи монастыря за 1641 г. говорится, что «церковь о пяти верхах, главы обиты немецким железом, а на средней главе крест золочен». В XVIII в. средняя глава была покрыта листовым червонным золотом. В начале XIX в. ее отделали вызолоченной медью, а остальные четыре – голубой краской и украсили медными звездами разной величины.
Алтарь собора высок и обширен, Горнее место свободно вмещает до 30 священнослужителей. Кроме сени над престолом обращает на себя внимание семисвещник 1882 г., работы троицких монахов, в виде дерева с изображением в ветвях семи почивающих в Лавре чудотворцев во главе с прп. Сергием.
Мало кто из знает, что в Успенском соборе четыре престола. Три миниатюрных помещаются в алтаре главного, большого. Два из них находятся в южных боковых отделениях и современны построению собора, ибо посвящены вмч. Феодору Стратилату и мч. Ирине. Третий, во имя свт. Николая Мирликийского, расположен в крайнем северном предалтарии. Он устроен во время польской осады, как обетная церковь во избавление от свирепствовавшей в обители цинги, освящен 9 мая 1609 г. Таким образом, из пяти алтарных абсид четыре заняты престолами и один – жертвенник, который, как и приделы, отделен от алтаря перегородкой. В алтаре вдоль всего иконостаса устроены три яруса деревянных галерей, на которых помещались хоры певчих.
Первоначальный иконостас к середине XVIII в. был заменен новым, в пять ярусов, с резными колоннами. По манере письма Царские врата и Тайная Вечеря над ними принадлежат кисти Симона Ушакова. У южной стены близ иконостаса помещен гроб прп. Сергия, из которого мощи перенесены в новую раку. Верхнюю, доску гроба заменили новой, т. к. старая была разнята на иконы.
В 1684 г. собор впервые украсился стенным письмом на средства архиеп. Рязанского Моисея, погребенного здесь же, в соборе. Вся площадь западной стены занята изображением Страшного Суда с множеством фигур и деталей.
В соборе сохранились гробницы архиепп. Моисея и Августина, митр. Московского Макария. Последняя красиво облицована белым мрамором, на ее верхней доске высечены томики известных сочинений святителя. В северо-западном углу собора уцелели скромные гробницы королевы-инокини Марфы и ее дочери Евдокии. В последние годы XIX в. под южным отделением собора, где похоронены митрр. Леонтий и Сергий, была устроена церковь во имя всех святых для совершения заупокойных Литургий по святителям.
До конца XVIII в. у западной стены собора находилась широкая паперть, позже превращенная в трапезную, а затем замененная портиком в стиле барокко. На фасаде храма сооружены каменные корона, гирлянды и пестро раскрашенные шишечки. Крытые застекленные боковые входы тоже позднейшей пристройки.
В 1644 г. при ремонте паперти Успенского собора возле юго-западного угла в прорытом рву забил источник. Над ключом была сооружена каменная Надкладезная часовня. Мощь исполина собора и изящество Надкладезной башни составляют редкостное по красоте сочетание. К северо-западу от храма устремилась в небо знаменитая колокольня Лавры.
Г. Александров
Источник: Журнал Московской Патриархии. – М., 1947. – № 2. – С. 31–35.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра