4 июля Православная Церковь празднует память прп. Максима Грека. Этот святой особенно почитается в обители преподобного Сергия, где и покоятся его мощи. Будучи греком по происхождению, он получил образование в Италии, где нашли убежище многие беженцы после падения Константинополя. Здесь он смог познакомиться со многими деятелями Возрождения, в том числе со знаменитым проповедником Иеронимом Савонаролой. По возвращении в 1507 году он принимает монашество в Ватопедском монастыре.
В 1515 году он был послан на Русь, по просьбе великого князя Василия III, для перевода книг. Выучив русский язык и одобренный князем и духовенством, он занялся переводом Псалтыри. Оказавшись втянутым в спор стяжателей и нестяжателей по вопросу монастырского землевладения Максим принял сторону последних. Выступил он также и с критикой несовершенства русской религиозной жизни.
Все это вызвало ненависть к нему со стороны высшего общества, в 1525 году он был обвинен в ереси и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Через шесть лет ему было предъявлено обвинение в «порче» книг, и его сослали под надзор Тверского епископа Акакия.
Неоднократные ходатайства за него со стороны восточных патриархов облегчили его участь, и он был переведен в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался в 1556 году.
В день памяти этого святого мы предлагаем вашему вниманию краткую выдержку из его творения «Нравственные поучения».
Слово 16. Относительно разрешения обета поста
1. Хорошо и весьма угодно Богу и для нас спасительно, если с добрым изволением докончим лежащие на нас обеты, какие мы дали Богу.
2. Знай же и то, что пост узаконен нам для умерщвления плотских страстей и похотей, оскверняющих внутреннего человека.
3. Когда же изнеможет плоть старостью, или от болезней, тогда требуется подкрепить ее легкою пищею, чтобы она в состоянии была служить душе в ее духовных отправлениях, содействуя молитве поклонами, стоянием и отправлением нужных служений.
4. И то еще следует нам прилежно наблюдать, чтобы поститься и духовно, воздерживаясь от всех душевных страстей, кои суть: зависть, ревность, любоимение, лукавство, пронырливость, ложь, лицемерие, жидовское сребролюбие и богомерзкое лихоимство, и причина всех зол – гордость.
5. Полное воздержание от этих душепагубных страстей, есть истинный пост и Богу благоприятный; а одно только воздержание в пище не только не приносит нам пользы, но и служит поводом большого осуждения, уподобляя нас бесам, как сказано в стихире: «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога и злым демоном уподобишися, николиже ядущим».
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра