Церковь и спорт — их взаимоотношение в современном мире

Сегодня празднуется память великого святителя христианской Церкви — Иоанна Златоуста. Трудящимся в Социальной службе Лавры очень близок этот святой: его обширное деятельное служение бедным и убогим столь же назидательно, как и его слово.

Церковь и спорт — их взаимоотношение в современном мире

Практически сразу по своем выходе на общественное служение святой Иоанн, по рукоположении в 381 году в дьяконский сан, стал исполнять послушание по социальному служению, т.е. заботиться о бедных, больных и обездоленных. Исполнял это послушание Иоанн не только по долгу, но и по личному зову милосердной души и не оставлял этого служения во всю жизнь. В 386 году он был рукоположен во пресвитера. В 397 году по возведении на Константинопольскую кафедру устроил больницы и гостиницы для паломников. Сам он, по свидетельству современников, довольствовался малым: отказывался от приглашений на обеды к императорскому столу, жил скромно. Святитель вошел в историю и как человек, у которого достало мужества открыто выступать против пороков власть имущих, за что он был оклеветан и взят под стражу в день Пасхи в 404 году прямо во время богослужения. Святого Иоанна сослали сначала в Малую Армению, а затем еще дальше по Черноморскому побережью, в Питиунт (Пицунду, в Абхазии), где от перенесенных мук и болезней святитель скончался в 407 году.

Выдающиеся проповеди, за которые Иоанн и получил именование «Златоуст», по сей день являются прекрасным путеводителем для христианина от соблазнов этого мира к чистому и праведному христианскому житию. Неоднократно святитель говорил о недопустимости для христиан участвовать в спортивных соревнованиях, что было свойственно язычникам. Речь шла о скачках на ипподроме и кулачных боях.

Мало что изменилось с того времени, и проповеди святителя не потеряли своей актуальности и по сей день. Современные спортивные состязания нисколько не уступают гладиаторским боям, а ипподромы и стадионы заполнены до отказа. Наш мир стал еще более развращенным, а с учетом легкой доступности современных соблазнов и развлечений — открыто демоническим.

Двухлетнему младенцу мама безбоязненно вкладывает в ладошки телефон, и тот уже с легкостью управляется с его основными функциями. Как правило, с течением времени матери вынуждены зарабатывать на существование наравне с отцами и, не имея возможности полноценно посвятить себя воспитанию детей, оставляют их, по сути, предоставленными самим себе. Неокрепшая детская воля не в состоянии противостоять доступным в домашних условиях соблазнам виртуального мира. А цинизм информационно-развлекательной индустрии стал запределен: психическое и телесное здоровье ребенка не является более ценностью современного безбожного мира.

Церковь и спорт — их взаимоотношение в современном мире

И как же важно, чтобы с юных лет данное Богом здоровье сохранялось попечением родителей, а через правильное воспитание душа ощутила присутствие Бога и духовную радость, которая, как теплый и добрый маяк, будет освещать человеку путь во все дни его жизни.

Какая чистота души требовалась для души в первые времена христианства — та же чистота души требуется и от современного человека. Ничего не изменилось. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8).

Но теперь, в современном мире, Церкви приходится отстаивать, казалось бы, очевидные, незыблемые ценности жизни каждого человека: целостность семьи, запрет абортов, эвтаназии, смены пола и уже самое очевидное — сохранение здоровья человека как дара Божиего.

«Правильная забота о сохранении здоровья тела является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 6:19)», — это слово нашего архипастыря — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании созданной к настоящему времени Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта.

«Некоторое время в определенных церковных кругах сохранялось очень сдержанное отношение к спорту. Оно уходит своими корнями к позиции Церкви по отношению к спорту в Римской империи, когда жестокость и грубость нравов мирилась с человеческими жертвами, что в своих проповедях красноречиво обличал святитель Иоанн Златоуст. На этом основании некоторые утверждали, что Церковь вообще против спорта, но это вовсе не так! Церковь против такого спорта, который ради удовлетворения страстей жертвует человеческими жизнями. Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности, спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами», — отметил Святейший Патриарх.

Из числа насельников нашего монастыря, обители преподобного Сергия, немало монашествующих до прихода сюда систематически занимались каким-либо видом спорта.

Церковь и спорт — их взаимоотношение в современном мире

Из спортсменов, людей, знающих не понаслышке, что значит тренированная сила воли, нередко получаются хорошие монахи. Феномен спорта заключается в том, что человек преодолевает свои возможности путем ограничений и длительных тренировок, достигает новых результатов и возможностей своего тела. В каком-то смысле путь спортсмена очень близок к пути аскета, ведь и в христианской аскетике есть самоограничение, напряжение воли для достижения конкретной цели. Без волевых усилий, без самоограничения не может быть никаких достижений в области спорта, как и в духовной жизни не может быть успехов без самоограничения и без подвига. Именно здесь и закладывается основа очень глубокого взаимодействия Церкви, христианского мировоззрения со спортом.

Церковь против такого спорта, которому ради удовлетворения страстей приносится в жертву само здоровье и сама жизнь человека.

Пока не поздно, детей нужно занять, оторвать от гаджетов и вернуть в реальный мир. А чтобы занятие спортом не стало кузницей гордыни, необходимы совместные усилия священнослужителей и спортивных наставников.

В нашей обители еще с 1995 года находится Православный военно-патриотический центр «Пересвет», в котором занимаются подростки в возрасте от 11 до 17 лет. Инструкторами и преподавателями Центра являются священники, кадровые офицеры, миряне.

А в начале ноября этого года за поддержкой к нам обратились родители многодетных семей Сергиева Посада, чьи дети увлеченно занялись футбольными тренировками. И это хорошо. И мы рады помочь.

Источник: Социальная служба Троице-Сергиевой Лавры



26 ноября 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.