С момента своего основания Троице-Сергиева Лавра играет огромную роль в жизни нашего государства. Издавна, в поисках защиты и духовного наставления в обитель на поклонение мощам преподобного Сергия собирался не только простой люд, но и русские государи. К сожалению, о такого рода походах исторических документов практически не сохранилось, но есть довольно интересное описание «Троицкого похода» – так называлось паломничество в обитель царя Алексея Михайловича, начатое 19 сентября и оконченное 30 сентября 1675 г. Описание составлено секретарем австрийского посольства в России Адольфом Лизеком. Оно ценно тем, что автор сам присутствовал при описываемых событиях, а подробность этого описания, где до мельчайших подробностей рассказывается почти о всех событиях похода, не оставляет возможности сомневаться в его подлинности.
Прежде чем начать поход, за несколько дней царь отправлял в монастырь подьячего с грамотой к архимандриту и братии монастыря, в которой сообщал о своем скором прибытии в обитель. Помимо этого, по приказу царя начинали поспешный ремонт дороги, где государь собирался совершить паломничество: засыпали ямы, ремонтировали мосты, ставили указатели. Отправляясь в подобные паломнические походы, государь отдавал распоряжения относительно управления государством и распоряжения в отношении семьи, если по каким-либо причинам члены семьи не могли поехать вместе с ним.
По обыкновению в день отъезда государь приходил в Успенский собор, и там его встречал Патриарх, а хор пел многолетие. Царь прикладывался к иконам и мощам Московских святителей, после чего Патриарх благословлял царя и свиту и кропил их святой водой. Получив благословение, государь выходил из собора, садился на коня или в карету и прощался с народом. По словам Адольфа Лизека, в тот день собралась почти вся Москва, чтобы проводить государя в поход. Людьми была заполнена не только площадь, но и крыши близлежащих домов и церквей. Лизек упоминает, что «на одной крыше сидел на ковре персидский посол со всею свитою». Так начиналось паломничество к мощам преподобного Сергия.
Особое внимание в описании автор уделяет церемониалу и торжественности, с которыми всё это проводилось. С самого утра воевода с полутора тысячами лучших московских стрельцов готовил путь для государя. Впереди шествия везли большую пушку, которую сопровождали два заряжающих. У одного была секира, а другой нес копье, увенчанное двуглавым орлом с фитилем в когтях. По бокам двигалась фаланга стрельцов в красной суконной одежде, за ними шли знаменосцы, трубачи и барабанщики.
Это шествие остановилось в поле, где в ожидании царя было построено 14-тысячное войско – отряд, который посылали вперед всей колонны, чтобы подготовить место для остановки государя. С этим отрядом передвигалось более 30 обозов с продовольствием, оружием, деньгами для пожертвований, а также повозки с царскими вещами: платьями, бельем, посудой и прочими предметами царского быта.
С особым величием и торжественностью ехала украшенная золотом и серебром царская карета, возглавляемая кавалькадой из 62 всадников и запряженная шестью рослыми жеребцами. По бокам от кареты шли личные охранники царя с пищалями и слуги.
Карета царицы была больше и величественнее кареты царя, ее везли 12 лошадей. За ней ехала карета царевича, запряженная четырьмя маленькими лошадьми, и ее сопровождали четыре карлика. После карет царской семьи следовали бояре, окольничьи, думные дворяне, стольники и слуги.
По пути царь делал остановки для смены белья и отдыха. Первая такая остановка на пути из Москвы в Лавру в походе 1675 г. была сделана близ Троицкой заставы у креста, который назывался Филипповым, в память обретения на этом месте мощей митрополита Филиппа в 1652 г. Недалеко от этого места было раскинуто множество палаток и шатров. Шатер для государя был обтянут тонкой тканью алого цвета с вышитыми на ней узорами, а изнутри он был обит дорогими серебряными и «золотными» тканями. Сменив платье и отдохнув, царь отправлялся в дорогу. Следующая остановка была в с. Алексеевском, или Тайнинском, потом Большие Мытищи, Пущино, Братовщина. Последним местом остановки было с. Воздвиженское, в которое царь прибыл 24 сентября.
Когда царь делал остановки в тех или иных населенных пунктах, то люди, жившие там, с хлебом и солью, а иногда и с более богатыми подношениями, встречали государя. Царь одаривал людей деньгами и приказывал хорошо накормить их. Также государь щедро раздавал милостыню беднякам и нищим. Следует сказать, что раздавать щедрую милостыню во время паломничеств по святым местам было традицией русских государей. Так, в окрестностях Дивеево до сих пор вспоминают рассказы бабушек и прабабушек о раздаче милостыни царской четой в 1903 г. Тогда многие крестьянские семьи смогли значительно поправить свое материальное положение за счет царских червонцев.
Но вернемся к походу Алексея Михайловича. Во время пути царь посылал своих приближенных к царице и Патриарху, если они ему не сопутствовали, с намерением выяснить состояние их здоровья. Это было проявлением не только заботы, но и вежливости, а в отношении к подданным – большой наградой.
В с. Воздвиженском государя ждали архимандрит, келарь и казначей с иконами и просфорами. Они били челом и звали государя на богослужение в собор. Приняв приглашение, царь отпускал их и повелевал ожидать своего прибытия.
За четыре версты до Троице-Сергиевой Лавры, близ Клементьевской слободы, раскидывались шатры, где царь менял свое платье и оставшийся путь, по традиции, преодолевал пешком.
Прошлым летом группе арсеньевских учителей, проходивших обучение на курсах в Троице-Сергиевой Лавре, довелось жить в большом гостеприимном доме на Клеменьтевской слободе.
В воротах Лавры государя встречал архимандрит с братией, поднося государю монастырский посох – знак того, что он передавал царю всю власть как Патриарху. После этого царь направлялся в Троицкий собор, где слушал ектению и, приложившись к мощам преподобного Сергия, отправлялся в свои покои.
Во время пребывания в монастыре царь посещал службы, ходил в монастырскую больницу и раздавал щедрую милостыню. В день праздника, после службы государь совершал пышную трапезу и раздавал братии деньги. Монахи подносили государю изделия из дерева, выполненные своими руками – впоследствии эти изделия использовались царем в быту. По окончании праздника государь уезжал в Москву. На подъезде к Москве государя встречало духовенство и сопровождало в Успенский собор, где Патриарх благословлял царя и кропил его и бояр святой водой. После чего царя сопровождали во дворец. Подобная пышность и торжественность этих походов в Троице-Сергиеву Лавру удивляла и завораживала иностранцев. Главным в походах было то, что государь совершал их не ради забавы или демонстрации своего величия. Это была его дорога к Богу.
Так проходили Троицкие походы русских царей. И традиция испрашивать благословения у Господа и просить молитв святых угодников на благое дело – традиция, укоренившаяся в сознании нашего народа, как ничто другое определяет главную черту русского человека, самосознание которое не мыслится без Бога.
А. Голосных
Источник: Покров [журн. дух.-нравст. культуры]. Спец. вып. – М.: Покров; ОРОиК РПЦ, 2014. С. 65-69.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра