Митрополиту Антонию выпало жить в нелегкие годы гонений на Церковь. Но, несмотря на все жизненные трудности, владыка, по свидетельству современников, являлся одной из самых светлых личностей нашей Церкви второй половины XX столетия. Он был серьезным ученым, крупным богословом, высокообразованным и глубоко религиозным человеком. Но самое главное – являлся истинным служителем Божиим. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта ознакомиться с основными вехами биографии Высокопреосвященнейшего владыки Антония и некоторыми воспоминаниями знавших его жизни.
Юность, духовное образование, монашество
Митрополит Антоний (в миру – Анатолий Сергеевич Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве в семье преподавателя Московского геодезического института. По окончании средней школы в Москве, во время Великой Отечественной войны он работал на одном из оборонных предприятий столицы.
В 1944 году Антоний поступил в открывшийся в июне того же года в Москве Православный Богословский институт, преобразованный в 1946 году в Московскую духовную академию. С 1944 года служил иподиаконом Патриаршего Местоблюстителя, впоследствии Патриарха Алексия I. В 1950 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечение по святителю Иоанну Златоусту».
Сразу по окончании Академии в июле того же года Антоний Мельников вступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Римлянина. 18 июля 1950 году рукоположен во иеродиакона; 22 июля — в сан иеромонаха Патриархом Алексием I; определен преподавателем, а затем инспектором Одесской духовной семинарии.
Руководитель духовных школ
В 1952 году иеромонах Антоний назначен инспектором Саратовской духовной семинарии и исполняющим обязанности секретаря Саратовского Епархиального управления. В 1956 году он возведен в сан архимандрита и назначен ректором Минской духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря. С 1959 советские власти целенаправленно срывали набор в семинарию, и к началу 1963/1964 учебного года она осталась без воспитанников. Осенью 1963 года отец Антоний был определен ректором Одесской духовной семинарии с назначением его наместником Успенского монастыря в Одессе.
Архиерейство
Постановлением Священного Синода от 20 мая 1964 года архимандрит Антоний был назначен епископом Белгород-Днестровским, викарием Одесской епархии, с оставлением ректором семинарии. 31 мая того же года – он хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), Херсонский и Одесский Борис (Вик), Кишинёвский и Молдавский Нектарий (Григорьев), архиепископы Минский и Белорусский Сергий (Петров), Даниил (Юзьвюк) и епископ Онисифор (Пономарев).
6 октября 1964 году владыка Антоний защитил диссертацию в Московской духовной академии на ученую степень магистра богословия по теме «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий».
В связи с кончиной митрополита Херсонского Бориса (Вика) с февраля по май 1965 года епископ Антоний временно управлял Одесской епархией. 25 мая 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским, священноархимандритом Успенского Жировичского монастыря. 8 октября того же года возведен в сан архиепископа.
C 1965 года владыка участвовал в многочисленных зарубежных поездках от лица Московского Патриархата. 7 октября 1967 года он назначен председателем редакционной коллегии сборника Богословские труды. При нем это издание получило новую жизнь. Журнал стал выходить регулярно, там начали печататься фундаментальные труды высокого научного уровня.
8 сентября 1975 года – епископ Антоний возведен в сан митрополита.
На Ленинградской кафедре
29 сентября 1978 года владыка Антоний назначается митрополитом Ленинградским и Новгородским и становится постоянным членом Священного Синода. 14 ноября того же года – награжден правом ношения двух панагий. В июле 1979 года он возглавил созданный в Ленинграде филиал Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви. 24 июля 1981 года назначен членом постоянного Рабочего президиума и руководителем богословской рабочей группы Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.
Кончина
Жизненный путь владыки постепенно приближался к своему концу. От продолжительной тяжелой болезни здоровье архипастыря сильно ослабло. Приуготовляясь к кончине, последний месяц перед смертью он ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Утром 29 мая 1986 года, чувствуя, что силы оставляют его, владыка попросил прочесть канон на исход души. Во время чтения митрополит Антоний тихо почил о Господе. Последними его словами были: «Пресвятая Богородица, помоги мне». Незадолго до кончины владыка Антоний составил удивительное по своей скромности и теплоте завещание.
Завещание
Живя в надежде на милость Божию, полагаясь на волю Божию, я, когда Господь призовет меня к Себе, прошу исполнить мои пожелания.
1. Чин отпевания совершить монашеским обычаем.
2. На могиле памятника не ставить, а простой русский, правильный, деревянный крест с надписью: "Антоний, милостью Божией митрополит Ленинградский и Новгородский".
3. Все мое имущество: иконы, картины, церковные облачения введены в опись имущества ЛЕУ и должны так и оставаться — церковным имуществом. Это касается указанных предметов в Ленинградских покоях, на даче в Комарове и в Новгороде.
4. Никто из моих родственников не будет претендовать на это имущество, т. к. оно не личное, а церковное.
5. Двум моим братьям сообщить о кончине моей только после погребения (адреса известны священнику Г. Звереву).
6. Некоторые панагии, кресты розданы мной моим близким людям на память, а оставшиеся должны быть описаны и остаться в ризнице покоев.
7. Я не имею своего недвижимого имущества и вкладов в сберкассы. Какая-то сумма денег может остаться в моем сейфе, но эта сумма не превысит нескольких тысяч рублей, которые следует переслать на восстановление Данилова монастыря.
8. Мою библиотеку прошу переслать в библиотеку нашего церковного фонда — Данилов монастырь.
9. Старинные богослужебные Евангелия (одно — в Комарове, а другое — в покоях) — в ризницу Данилова монастыря.
10. Сердечно благодарю всех, с кем мне пришлось разделять труды. Желаю всем им всякого благополучия и многолетия.
11. Прошу у всех прощения за различные ошибки и прошу св. молитв.
8 января 1986 г. Митрополит Антоний. Ленинградский и Новгородский
Заупокойную литию о новопреставленном архиерее совершил епископ Тамбовский Валентин (Мищук). Промыслом Божиим день погребения владыки Антония совпал с 22-й годовщиной его архиерейской хиротонии. Заупокойную литургию в Троицком Соборе Александро-Невской лавры совершил митрополит Таллинский Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Митрополит Антоний был погребен на братской части Никольского кладбища Александро-Невской лавры.
Собранные владыкой значительная художественная коллекция и библиотека из 7 тыс. томов вместе с обширной библиотекой его друга архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба) стали основой Синодальной библиотеки Московской Патриархии.
Награды, ученые степени и звания
Орден св. равноап. вел. кн. Владимира II степени (1964)
Орден вмч. Георгия Победоносца I степени (1977, Грузинская Православная Церковь)
Орден Св. Агнца степени Командора I степени (1978, Финляндская Православная Церковь)
Орден прп. Сергия Радонежского I степени (1981)
Орден свв. апп. Петра и Павла I степени (1981, Антиохийская Православная Церковь)
Орден Животворящего Креста Господня I степени (1981, Иерусалимская Православная Церковь)
Медаль Советского Фонда мира (1979)
Орден Дружбы народов (1984)
Почетный член МДА (1975)
Почетный член ЛДА (1979)
Doctor honoris causa богословского факультета им. Я. А. Каменского в Праге (1981)
Труды
Из Еванг. истории: Богословские труды, 1971, Сб. 6, С. 5.
Предисл. о Вл. Лосском: Богословские труды. 1972, Сб. 8, С. 5.
Прп. Евфросиния Полоцкая: Богословские труды. 1972, Сб. 9, С. 5-14.
О христианстве в Помпеях и Геркулануме: Богословские труды. Сб. 10, С. 59-66.
Св. равноап. архиеп. Японский Николай: Богословские труды. 1975, Сб. 14, С. 5.
Блж. Августин как катехизатор: Богословские труды. 1976, Сб. 15, С. 56.
Библиография. Х. Сомань. Свт. Киприан, еп. Карфагенский и «папа Африканский»: Богословские труды. 1978, Сб. 18.
Слово, сказанное в Троицком соборе в Ленинграде на парастасе в годовщину кончины митр. Никодима: ЖМП. 1979, № 12, С. 28.
Миссия Русск. Правосл. Церкви в прошл. и наст.: ЖМП. 1982, № 5, С. 49-57.
Слово в Неделю сыропустную (Прощенное воскр.): ЖМП. 1983, № 4, С. 32.
В день памяти свт. Никиты, еп. Новгородского: ЖМП. 1983, № 4, С. 33.
К 175-летию ЛДА (1809-1984 г.): Богословские труды. Юб. сб. М., 1986.
Из истории новгородской иконографии: Богословские труды. Вып. 27.
Еп. Могилевский и Мстиславский Виталий (Грегулевич): ЖМП. 1975, № 9, С. 64-66.
Процвела, яко крин, пустыня [О возрождении Тр.-Серг. лавры]: Санкт-Петерб. церк. вестник. 2006, № 5, С. 19-21.
Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год (включительно). Отзыв на работу митр. Мануила: Церк.-ист. вестник, 2005-2006, № 12-13, С. 239-247.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра