Игумен Виссарион (в миру – Василий Евстафьевич Великий-Остапенко) родился 19 марта 1924 г. в селе Сенча Полтавской области Украины. Во время Великой Отечественной войны вместе с родными был пленен фашистами. С 1942 г. прошел суровую школу концлагерей на железно-рудной шахте в Германии, где серьезно подорвал свое здоровье. В 1945 г. освобожден из плена.
По возвращении в Россию Василий Евстафьевич поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 10 апреля 1957 г. в Сергиевском Трапезном храме Лавры пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Виссариона Великого. Став монахом и начав невидимую духовную брань, постриженик старался отсекать малейшие поводы к соблазну. Он даже отбросил для обыденного употребления первую часть своей фамилии, показавшуюся ему слишком горделивой. Некоторое время инок нес послушание иподиакона Святейшего Патриарха Алексия I, жил в патриаршей резиденции в Переделкино. Позднее рукоположен во иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха.
В 1970-1973 гг. батюшка проходил послушание в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Был возведен в сан игумена. В 2014 г. во внимание к усердным многолетним трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 90-летием со дня рождения Святейшим Патриархом Кириллом награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
12 марта 2015 г. отец Виссарион преставился ко Господу, спустя два дня в лаврской церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери состоялось отпевание почившего насельника. Его погребли на монастырском кладбище в Деулино, за часовней над могилой игумена Бориса (Храмцова).
Пройдя нелегкий жизненный путь и обретя неоценимый подвижнический опыт, игумен Виссарион (Великий-Остапенко) стал авторитетным духовным руководителем для многих верующих. К нему постоянно обращались за утешением и наставлением. Как по компасу в бушующем море сверяли свою жизнь с наставлениями батюшки и получали благословение на дальнейший путь. Кого-то он утешал, ободрял, кого-то строго предостерегал от греховной погибели, всех приходящих к нему согревал добротой и любовью, за всех молился. Среди духовно окормлявшихся у приснопоминаемого игумена наряду с простыми мирянами были также известные пастыри, общественные и церковные деятели современности.
Советы мудрого старца и после его ухода в мир иной продолжают служить людям в России и за рубежом. Публикуются воспоминания о нем. В последние годы отец Виссарион часто пел по-гречески слова из псалма, которым начинается полиелей на праздничной утрене: «Испове́дайтеся Го́сподеви...» (Пс. 135:1). Этими словами он прикровенно напоминал о главном делании монаха, да и всякого спасающегося: непрестанно исповедайте грехи свои Господу, постоянно пребывайте в сокрушении и плаче. Эти же слова вынесены и в название брошюры о батюшке, вышедшей одной из последних. В ней собраны молитвенные воздыхания, поучения и краткие беседы отца Виссариона, расшифрованные с аудиозаписей, сделанных духовными чадами во время диалогов со старцем в последние годы его жизни.
Игумен Виссарион был преемником святоотеческой традиции самоукорения и духовного плача. Живя в Лавре и находясь среди народа, он вместе с тем не оставлял своей внутренней клети, непрестанно в сердце предстоя Богу в чувстве сокрушения, напаяясь живительной влагой божественной благодати. Его душа излучала свет, привлекающий богоискателей. «Мой долг, – говорил подвижник, – стараться, чтобы любовь ко Господу, Спасителю нашему, не терялась, а умножалась, увеличивалась».
В своих наставлениях лаврский старец предстает опытным подвижником в духе древних преподобных отцов, добрым и милостивым евангельским пастырем, полагающем душу свою за овцы своя. Основа этой святоотеческой аскетики – божественная любовь – вершина совершенства, чаемый дар Христа человечеству и каждому спасающемуся. Путь к ней – путь покаяния, слез, самоукорения, непрестанно возносимой к Господу молитвы, самозабвения в служении любви.
Батюшка обладал поэтическим даром, в изобилии писал стихи, некоторые из которых были положены на музыку. Поэзия игумена Виссариона обладает особой притягательностью. Она по-монашески аскетична и проста, но одновременно и педагогична, проникнута святоотеческой мудростью. Это глубоко личная беседа человека с Богом, исполненная внутреннего сокрушения пред Создателем и доверия Его всеблагому спасительному Промыслу.
Неоднократно воспел монах-поэт в бесхитростных стихотворениях родную Лавру преподобного Сергия, которую с молодости и до преклонных лет горячо любил всей душой и где нашел последний и верный приют. Весьма часто батюшка писал посвящения к юбилейным датам лаврской братии. Его лаконичные и быстро запоминающиеся поэтические творения обрели широкую популярность в православной среде и неоднократно переиздавались.
Вспоминает В. Мартьянов: «Я сидел в келье игумена Виссариона и удивлялся скромности убранства монашеского жилища. Кровать, табурет и иконы. Иконы, от которых веяло намоленностью и которые источали особый аромат, не сравнимый ни с чем. Отец Виссарион говорил неспешно, взвешивая каждое слово и его слабый голос крепчал, когда речь шла о доброте, о помощи людской друг другу. О себе он молчал, хотя я знал от других о том, как батюшка, принимая дары от состоятельных людей, тут же их передаривал несчастным и обездоленным. А его советы? Краткие, как выстрел, немногословные, но глубокие по смыслу. Отец Виссарион, на мой взгляд, ставил в этой жизни перед собой тяжелейшую задачу – уберечь своих чад от духовной пропасти. Стихами, словом, поступком осветить ту единственную тропинку меж скал грехопадений, ведущую от тьмы к свету. Всем любвеобильным сердцем старался он помочь заблудшим по-настоящему глубоко уверовать в то, что в этом раздираемом противоречиями и соблазнами мире с Богом мы не одиноки.
Когда мы с ним говорили о поэзии, он признавался мне, что счастлив. Счастлив жизнью с Богом в душе! Да это и по его стихам видно. Еще посчастливилось ему завести друзей по всему свету, которые всякий раз душевно поздравляли отца Виссариона с именинами. Довелось батюшке духовно укрепиться на Афоне. Там, в монастыре среди крутых скал, он нес свое послушание. И вот, уже совсем немощный, в сопровождении братьев-монахов, направляет свои стопы в Успенский собор Лавры. Соберется, бывало, с силами – и на молитву! Так и жил. Сама его жизнь была высокой поэзией духа. "Многогрешный раб Божий Виссарион" – такую скромную надпись на обложке последнего сборника своих стихов сделал батюшка, даря мне эту книгу. Ох, как нам не будет доставать взвешенного и твердого слова нашего дорогого учителя и пастыря...»
Приводим список опубликованных трудов батюшки:
Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Храните православие: стихи. – СТСЛ, 1996.
Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Призыв к покаянию: стихи. – СТСЛ, 2005.
Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Лавра святая, родная: стихи разных лет. – СТСЛ, 2008.
Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Памятка: дух.-муз. композиция. – СТСЛ, 2008.
Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Воззвание к душе. – СТСЛ, 2017.
Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Εξομολογείσθε τω Κυρίω / Исповедайтеся Господеви: духовные беседы. – СП, 2018.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра