Иеросхимонах Моисей (в миру – Валентин Евгеньевич Боголюбов) – насельник Троице-Сергиевой Лавры, видный русский ученый, доктор технических наук, выдающийся специалист по теории нелинейных цепей. Отец Моисей сочетал в себе свойства ученого и богословски мыслящего человека, он был представителем ученого монашества.
Будущий схимник родился в Рязани в 1915 г. в интеллигентной верующей семье педагогов. Его родители происходили из древних священнических родов, давших России немало боголюбивых пастырей.
В годы революционного лихолетья Боголюбовы жили на Алтае. В памяти маленького Вали особенно запечатлелась стойкость исповедников веры в период развернувшихся гонений. В 1932 г. семья переехала на жительство в Москву. Здесь Валентин окончил Московский энергетический институт и аспирантуру при кафедре теоретических основ электротехники, где затем преподавал в 1938-1978 гг.
В Великую Отечественную войну Боголюбов был призван в регулярную армию и направлен в пулеметную школу. Во время налета немецкой авиации получил сильную контузию, оказался в госпитале и вскоре демобилизовался, чтобы продолжить занятия наукой. Так, Промыслом Божиим он чудом избежал смерти: практически все ополчение, куда его хотели направить, было уничтожено под Москвой.
В 1945 г. Боголюбов защищает кандидатскую диссертацию, а в 1953 г. – докторскую. В 1963 г. получает звание профессора. Одаренный ученый входил в число самых ярких преподавателей и специалистов кафедры. Его лекции помнят до сих пор. Принять участие в проводимых им семинарах стремились не только студенты и преподаватели из вузов столицы, но и из других городов страны. Скромный и добродушный профессор никогда не требовал, не доминировал, ко всем относился с уважением и высоким тактом. Его личность была центром притяжения, вокруг которого строилась работа.
В 1936 г. отец Валентина Евгеньевича был репрессирован. Профессор не имел своей семьи и жил, заботясь о матери. Свою веру ему приходилось скрывать. У него была дача в Подмосковье рядом с храмом. Позже стал ездить в Лавру. Боголюбов был девственником, вел крайне внимательную, целомудренную жизнь. Родительница не раз сподвигала его к женитьбе, но сын все же стремился к иному, духовному пути.
Большое впечатление на Боголюбова произвел архимандрит Иннокентий (Просвирнин) в сер. 70-х гг., когда тот работал в Издательском отделе Московской Патриархии. В Троице-Сергиевой Лавре Валентин Евгеньевич сблизился с архимандритом Кириллом (Павловым), к которому он стал регулярно ездить на исповедь.
Общение со старцем, его наставления и молитвы все более укрепляли в душе профессора желание посвятить себя монашеской жизни. После смерти матери в 1978 г. он читает в МЭИ свой последний научный доклад, посвященный отцу Павлу Флоренскому, раздает свое имущество нуждающимся и, получив благословение отца Кирилла, в возрасте 62 лет уходит простым монахом в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
В письме к племяннику и крестному сыну Алексею В.Е. Боголюбов пишет: «Все лучшие годы употребил я на создание научной карьеры, получил много чести и даже власти, много денег и учеников. Мои близкие, кто радовался, кто завидовал. Куча суетных обязанностей навалилась на меня. До сих пор мучит совесть об упущенном времени, о потерянной возможности сделать что-то для Бога в тот период, когда я был молод, силен, энергичен».
7 февраля 1979 г. Валентин Евгеньевич Боголюбов принял монашеский постриг с именем Филадельф, 1 декабря того же года сподобился сана иеродиакона, а 3 февраля 1985 г. – сана иеромонаха. К Пасхе 1989 г. – награжден наперсным крестом.
В Лавре отец Филадельф нес различные послушания: разливал освященное масло, дежурил в надкладезной часовне и раздавал воду, пел на клиросе, продавал свечи в Предтеченском храме приходящим туда на исповедь и там же, после окончания этого послушания, читал акафист перед иконой Божией Матери «Державная», которую особенно чтил. Много времени проводил в библиотеке Лавры, изучая труды святых отцов. Хотя в Лавре ему предоставили возможность читать лекции в Духовной академии, преподавать, ездить в учебные заведения, он предпочел жизнь молитвенника. Батюшка всегда стоял на страже у дверей своего сердца, часто поминал слова аввы Дорофея: «Брат сегодня пал, я могу завтра пасть». По воспоминаниям лаврской братии он никогда никого не судил.
Старец был усердным тружеником. Придя в свою келью, не оставался без дел – молился, принимал посетителей, поток которых с каждым годом все более и более возрастал. Отец Филадельф не порывал связей и с коллегами по институту и студенчеством. Для некоторых из них стал духовным наставником.
В крохотной келье отца Филадельфа побывали с большой духовной пользой его ученики, коллеги по работе в МЭИ, многие достойные воины и крупные военачальники. Старец часто говорил, что обязательным условием возрождения и сохранения России как государства является духовное возрождение армии и флота на основе Православия. «Если наша армия соединится с Церковью – Россия будет непобедима!» – утверждал батюшка.
Отец Филадельф много писал. Из-под его пера вышли статьи, публицистические работы, материалы к проповедям. Сами названия этих работ свидетельствовали о незаурядной пастырско-богословской эрудиции старца, широте интересов его неутомимой боголюбивой души.
В нач. 90-х гг. отец Филадельф благословил своего келейника, в то время – иеромонаха Варнаву (Столбикова), поступить насельником в Смоленскую Зосимову пустынь, находящуюся на территории одной из частей инженерных войск. Вскоре отцом Варнавой был создан и на протяжении многих лет действует солдатский хор инженерных войск «За веру и Отечество».
За несколько месяцев до своей кончины, предчувствуя скорое отшествие в вечность, отец Филадельф по благословению архимандрита Кирилла принял постриг в великую схиму с именем пророка и боговидца Моисея, ежедневно исповедовался и причащался Святых Христовых Таин.
9 декабря 1992 г., накануне празднования чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», иеросхимонах Моисей преставился ко Господу. Он умирал в полном сознании, до последнего момента осеняя себя крестным знамением. Погребен старец, по его личной просьбе, рядом с могилой горячо любимой матери – на новом сергиевопосадском кладбище у с. Благовещенского.
В память об отце Моисее в МЭИ проводятся ежегодные Боголюбовские чтения. Ему посвящена экспозиция в музее подвижников веры и благочестия «Галерея старчества» в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево.
Несколько советов старца Моисея (Боголюбова):
Всячески избегай причин плотского греха.
Неустанно твори Иисусову молитву, внимательно наблюдай за приходящими помыслами и образами с целью немедленного их отсечения при первом же появлении.
Как можно чаще исповедуйся.
Как минимум раз в месяц – после тщательной подготовки и с великим благоговением причащайся Святых Христовых Таин.
Объяви непримиримую войну праздности.
Обращайся за советом к опытным духовникам.
Никогда никого ни за что не осуждай.
Ни в коем случае не отчаивайся в своем спасении, и какое бы падение ни произошло, немедленно – по слову преподобного Иоанна Лествичника – «восставать восстанием благонадежным», помня о том, что «нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного».
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра