Схиигумен Стефан (в миру – Иосиф Васильевич Лазарев) родился в 1872 г. В Лавру прп. Сергия прибыл из астраханских краев. В 1899 г. поступил в скит Параклит, где принял в 1902 г. монашеский постриг с именем Агафодор. Он был духовником и постригальным отцом Святейшего Патриарха Пимена, во время своего пребывания в скиту Параклит в 1920-х гг. За святую и благочестивую жизнь игум. Агафодора постригли в Троицкой обители в схиму с именем Стефан в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1960 г. Схиигумен был помощником лаврского духовника архим. Петра (Семеновых).
Старец обладал изумительной благостностью, смирением, добротой и всепрощающей любовью. Он готов был, кажется, все простить кающемуся, какой бы грех тот ни совершил. Своей любовью все покрывал и никого не наказывал. Батюшку отличали также детская простота и доверчивость. Однажды приключился с ним такой случай. Кто-то из богомольцев по своему неведению преподнес ему кусок сала. Приняв этот подарок за рыбу очень хорошего качества, батюшка стал и келейника угощать, приговаривая: «Какая хорошая рыба, ни одной косточки!»
Когда он был уже довольно слаб телом, его отстранили от общей исповеди. Народ уже не мог попасть к нему, так как келия его находилась во внутреннем дворе монастыря, но он исповедовал желающих из братии. Так как о. Стефан был грузен, то чаще всего находился в своей келии или сидел безмолвно на скамейке, неслышно читая Иисусову молитву. Его лицо с редкой бородкой всегда улыбалось и выражало чувство неописуемого благодушия. Бывало, что он с келейником-иеродиаконом выходил на прогулку по монастырской аллейке-тропочке. Батюшка не шел, а, ухватившись руками за келейника, еле-еле брел за ним, не переставая улыбаться.
Пожилой лаврский схиигумен был человеком глубокой души и высокой духовности. Он созревал для иного бытия. Его временный век заканчивался, был на исходе 91-й год жизни. Сосуд души подвижника наполнился благодатного елея трудов. Светильник веры ярко пламенел, чтобы трезвенно встретить Жениха Христа. В один из тихих и светлых вечеров схиигум. Стефана пособоровали, причастили Святых Христовых Тайн, и он мирно, почти безболезненно, перешел в вечность.
Он жил любовью, согревал ей всех приходящих к нему. Знал, что это великая сила, способная возродить умершие души к жизни. Много прощал властью, данной ему от Христа. Вернее сказать, всех прощал, и в этом всепрощении совершилась победа Христовой любви над грехом и над смертью. Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы. И любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь (1 Кор. 13:13; 16:24).
Источник: Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Воспоминания. – 2-е изд., испр. – СТСЛ, 2012. – С. 609-621.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра