Имя архиеп. Никона (Рождественского), богослова, красноречивого проповедника, публициста, видного церковного иерарха и государственного деятеля было широко известно в дореволюционной России прежде всего благодаря его публикациям в выпускаемом Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой религиозно-нравственном и церковно-общественном журнале «Троицкое слово» – самом популярном церковном издании тех лет. В 1879-1904 гг. владыка был редактором «Троицких листков», религиозно-просветительского издания для народа. Номера этого издания составили несколько томов.
Архиепископ Никон (в миру – Николай Иванович Рождественский) родился 4 апреля 1851 г. в семье бедного причетника с. Чашникова Верейского уезда Московской епархии. Отроком поступил в Заиконоспасское ДУ, где с необычайным усердием проходил курс изучаемых наук. Уже в первых классах училища он прочитал Четьи-Минеи и знал множество житий святых. Однажды на пути домой мальчик встретил старца, который предрек ему высокое церковное служение. «Это наш будущий архиерей», – сказал он и удалился.
В 1863 г. Николай решил совершить пешее паломничество в Лавру горячо любимого им прп. Сергия. «Я скопил тогда три-четыре рубля на дорогу, – вспоминал о себе святитель, – отказавшись от чая, но откладывая кусочки сахара и продавая их, чтобы помочь родителям для этого путешествия. Когда настало благоприятное время, я стал просить отца и мать, чтобы отправиться в столь желанное странствование. Когда я услышал: “Знаем, сынок, что это дело доброе, да как же быть-то: ведь денег нет!” – я с торжеством выложил тогда перед ними свой “сахарный” капитал и – о радость! – я обезоружил их! Наутро мы были уже в пути. 60 верст сделали в полутора суток. Вот перед нами открылась и святая Лавра во всей ее красоте. Вот собор – то покоище Сергиево, где почивает он в благоухании святыни. Что пережило тогда мое детское сердце – не перескажешь».
Завершив обучение в духовном училище, Николай поступил в МДС. В 1874 г. окончил семинарию первым учеником. По окончании семинарии стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря. Там жил в келье своего духовного отца, настоятеля монастыря архим. Леонида (Кавелина). Помня предсказание старца, юноша по смирению уклонился от поступления в академию, которая вела к архиерейству. Молодой человек боялся, чтобы не исполнилось на нем это предсказание. В 1877 г. Николай Иванович поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру, куда последовал за архим. Леонидом, назначенным ее настоятелем. Нес послушание помощника лаврского библиотекаря. 12 марта 1880 г. принял постриг в монашество с именем Никон.
16 мая 1882 г. мон. Никон был рукоположен во иеродиакона, а 23 мая – во иеромонаха. В 1885 г. возведен в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря. В 1892 г. утвержден действительным членом учрежденного Духовного собора Троице-Сергиевой Лавры с исключением из Донского монастыря, возведен в сан архимандрита. Через год назначен монастырским казначеем. В 1901 г. – председатель епархиального училища иконописания при Лавре.
В этот период он трудился над изданием знаменитых «Троицких листков», а также «Троицкой библиотеки», «Божией нивы», «Троицких цветков», «Троицкой народной беседы» и «Троицкого слова».
14 марта 1904 г. он был хиротонисан во еп. Муромского, викария Владимирской епархии. С 8 ноября – еп. Серпуховский, викарий Московской епархии. Через два года назначен еп. Вологодским и Тотемским. С 31 января 1907 г. он стал членом Государственного Совета.
29 мая 1912 г. по причине болезни владыка Никон был уволен от управления епархией и назначен членом Святейшего Синода. В следующем году возведен в сан архиепископа. С 4 апреля того же года – председатель Издательского Совета при Святейшем Синоде.
30 мая 1913 г. архиеп. Никона посылают на Святую Гору Афон с целью воздействовать на русских монашествующих по вопросу об имени Божием. В 1915 г. он был переизбран в Государственный Совет. 6 июля следующего года по прошению уволен на покой с освобождением от должности председателя Издательского Совета. 30 декабря 1918 г. владыка скончался. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, у алтаря Духовского храма.
Проповеди архиеп. Никона составили впоследствии цикл сборников, получивших общее название «Мои дневники». Духовным заветом приснопоминаемого архипастыря последующим поколениям служат его слова: «Нашему русскому народу вверена величайшая святыня – вера православная. Наш святой долг – не только блюсти ее в чистоте завернутою в убрус церковных канонов и преданий. Наш долг – сделать сокровище наше достоянием всего мира во спасение людей».
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра