Троицкий синодик. Иеромонах Питирим (Полухин, † 1960)

Братия Лавры, 1947 г.

Отец Питирим (в миру – Степан Яковлевич Полухин) родился 15 августа 1871 года в поселке Рассказово Рассказовского района Тамбовской области в крестьянской семье. Окончил два класса сельской школы. Горя желанием послужить Богу в ангельском чине, он в 1897 году поступает послушником в пустынь Параклита в Александровском уезде Владимирской области. 8 марта 1903 года настоятель пустыни игумен Нифонт совершает постриг Степана Полухина в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима, Тамбовского чудотворца. В пустыни отец Питирим сначала нес послушание нарядчика, а потом надсмотрщика над каменщиками.

С 1905 году отец Питирим подвизается в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, неся послушание пономаря, а с 1911 года – в Симонове  (Успенском) ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Там же в 1922 году архиепископ Астраханский Филипп рукополагает его в иеродиакона. В 1920 году по указанию советской власти монастырь закрывается, в 1923 году в монастыре размещается музей, но директором музея В.И. Троицким разрешаются службы в одном из храмов. В мае 1929 года был закрыт и последний храм монастыря. С этого времени отец Питирим работает сторожем в совхозе г. Орехово Московской области.

В 1946 году отец Питирим принимается в насельники вновь открытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вскоре, 27 апреля 1947 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) совершает его хиротонию в сан иеромонаха. В Лавре отец Питирим сначала нес послушание гробового иеромонаха у мощей преподобного Сергия (совершал молебны с акафистом), потом служил в Михеевской церкви, в последние годы был дежурным у свечного ящика в Троицком соборе.

Отец Питирим мирно преставился ко Господу 28 июля 1960 года и был погребен на Северном кладбище г. Загорска (нынешнего Сергиева Посада).


Сохранились воспоминания о нем архимандрита Тихона (Агрикова), описанные в его книге «У Троицы окрыленные».

Иеромонаху Питириму было восемьдесят девять лет, когда он закрыл свои очи на этот грешный мир. Целых восемьдесят девять лет он шел по земному пути через трудности, превратности и скорби.

Отец Питирим всю свою жизнь ломал в себе гордость и учился смирению. Был он красив и строен, ловок и умен. И ученость имел приличную. И все-таки он пришел в Лавру и стал монахом. Пред ним были большие пути и дороги, но он избрал один – тернистый монашеский путь. И когда отец Питирим пошел по нему, то дух гордости стал преследовать его каждую минуту. Будучи умен и учен, монах Питирим прекрасно понимал, что с этим спутником – с гордостью – далеко не уйдешь, дела не будет. Гордость – советник плохой. Тогда он вступил в непримиримую, смертельную борьбу с бесовской гордостью.

Монах Питирим боролся с гордостью по-святоотечески, то есть как учат этому святые отцы. Оружием непобедимым против гордости он избрал смирение. Он пред всеми смирялся, пред всеми умолкал, всех считал лучше себя и всех просил о себе помолиться.

Отец Питирим стремился иметь смирение истинное. Батюшка отец Питирим чувствовал сердцем: чтобы жить умно и правильно, надо смиряться пред Богом. И он смирялся. Так, идя путем смирения, руководствуясь этой дивной добродетелью, он быстро поднимался по духовной лестнице все выше и выше.

В возрасте шестидесяти одного года он был уже опытным иеромонахом. К нему обращались за духовными советами, и многие находились под его мудрым руководством. Благодаря неустанной борьбе с духом гордости он украсил свою душу благодатным смирением. Смирение было стихией его жизни, ее дыханием. Как воздух нужен был для его тела, так смирение нужно было для его души. Когда он, бывало, по оплошности поступал по духу гордости, то всю ночь плакал, омывая свой грех слезами.

Как известно, враг не терпит смирения, и вот он ополчился против отца Питирима, не давал ему никакого покоя. И днем, и ночью он преследовал его – искушал, соблазнял и строил ему всякие неприятности, огорчения, а ночью совершенно не давал спать, лишая отдыха. Его келия (маленькая клетушка) была недалеко от моей. Вот однажды, идя в свою келию, встречаюсь со старцем Питиримом. Тогда он был уже плохонький, старенький, седенький.

– Как поживаешь, старчик Божий? – спрашиваю его.

– Слава Богу, – отвечает старец. – Да вот по ночам что-то плохо, сна у меня нет.

Оказывается, враг не дает ему покоя: стучит в дверь его келии, голосит то плачем, то воплем или начинает шатать что есть мочи стены, пол, потолок, д то и заберется прямо в уголок, где жил старец.

Однажды он мне рассказал. «Лежу этак я ночью на своей коечке, дверь у меня закрыта на крючок. Кругом тихо и спокойно. Только лампадочка мерцает у святых образов. И вот что-то не спится, какое-то предчувствие на сердце. Вижу: кто-то стоит на пороге моей келии. Кто он такой и когда прошел через дверь, я не знал. Только стоит он у двери, высокий, в черной одежде, лица не видно. Потом тихо двинулся ко мне. Я немножко испугался, заробел, особенно когда он подошел к моей койке. Как будто гигант какой заслонил от меня весь свет луны и лампады. Быстро перекрестившись, я вскричал: “Кто здесь?” Вместо ответа что-то заскрежетало, и темная тень скрылась в окно». Подобных случаев у отца Питирима было очень много, но он о них молчал. Смиренный был старичок. Все скрывал, поступая по смирению.

Вместе со смирением старец Питирим украсил свою святую душу еще и терпением. Отец Питирим, борясь с гордостью и другими страстями и приобретая смирение, совершенствовался и в терпении. Терпение нужно особенно и для того, чтобы доверить Богу все свое будущее и не любопытствовать, что будет с тобой, например, завтра или через неделю.

Отец Питирим последние свои дни провел в изоляторе. Свою старческую слабость и болезни он переносил со смирением и терпением. Он никогда не роптал, никогда не обижался ни на Бога, ни на людей. Он во всем смирился перед Богом и за все Его непрестанно благодарил.

Последние дни своей жизни отец Питирим провел в каком-то благодатном забытьи. Он лежал на своей постельке, никого будто не видел и не слышал, и только левая рука его перебирала четочки.

Угас он, как тихий благодатный день, когда солнце прячет свои лучи за горизонт и пламенеющий запад предвещает темную, длинную ночь. Гробик его унесли на кладбище, завалили сырой земелькой, и тихий ветерок гуляет теперь над его могилкой (иеромонах Питирим похоронен на кладбище в с. Деулино). Только крест как символ бессмертия возвышается над ней. Он напоминает, что старец Питирим, окрыленный, украшенный смирением и терпением у Сергия Преподобного, совсем и не умирал, что он и теперь жив, что дух его смиренный, как голубь светозарный, молниеносно возлетел к Богу.


28 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.