Троицкий синодик. Митрополит Гурий (Егоров, † 1965)

12 июля – день памяти митрополита Гурия (Егорова, † 1965), первого наместника Троице-Сергиевой Лавры по открытии обители в 1946 году.

Семья, образование, война

Митрополит Гурий (в миру – Вячеслав Михайлович Егоров) родился 1 июля 1891 года в селе Опеченский Посад Новгородской губернии, в мещанской семье – отец был владельцем артели петербургских ломовых извозчиков. В семье было пятеро детей, в том числе Николай (будущий профессор теоретической механики в технологическом институте Петербурга), Леонид (будущий архимандрит Лев), Вера, Василий. Родители рано умерли, дети воспитывались у дяди, который был заведующим Александро-Невским рынком.

В 1911 году окончил Санкт-Петербургское Петровское коммерческое училище с званием кандидата коммерческих наук. Вячеслав отказался от выгодных карьерных предложений, желая принять монашество. Поехал в Оптину пустынь к старцу иеросхимонаху Анатолию (Потапову; †1922), а затем посетил известного протоиерея Егора Коссова. Эти встречи утвердили его в стремлении стать монахом и священником.

Иеромонах Гурий (Егоров), один из создателей Александро-Невского братства. Фото 1922 г
Иеромонах Гурий (Егоров), один из создателей Александро-Невского братства.
Фото 1922 г.

В 1912 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На следующий год во время летних каникул совершил поездку в Японию, где до этого подвизался миссионерским подвигом святитель Николай (Касаткин; †1912; память 3 февраля), к Японскому епископу Сергию (Тихомирову) и принял предложение по окончании учебы стать миссионером в Русской духовной миссии в Японии. В 1914-1915 годах, прервав обучение, служил на фронте братом милосердия, заболел туберкулезом легких и после лечения вернулся в академию.

4 декабря 1915 года ректором Петроградской духовной академии епископом Ямбургским Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с наречением имени Гурий в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского, 5 декабря рукоположен во диакона, а 6 декабря – во иеромонаха. В 1917 году окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Японский миссионер архимандрит Анатолий (Тихай)». Это был последний выпуск Петроградской Академии перед ее закрытием.

Александро-Невское братство

7 июля 1917 года иеромонах Гурий был принят в братию Александро-Невской Лавры. Вскоре он был назначен исполняющим обязанности казначея, а позже казначеем Лавры. В эти годы он познакомился с архимандритом Николаем (Ярушевичем). Как находящемуся в священном сане отцу Гурию было поручено священнослужение (по воскресеньям и праздничным дням) в женском монастыре, находящемся в Лужском уезде, близ ст. Плюсса, сравнительно недалеко от Петрограда. Ко времени посвящения отца Гурия уже имел священный сан его брат Леонид, также постригшийся в монахи с именем Лев. К двум отцам – Льву и Гурию – присоединился иеромонах Иннокентий (Тихонов), получивший архиерейский сан. Братья Егоровы (так скоро стали называть в народе отцов Льва и Гурия) развили вместе с о. Иннокентием интенсивную миссионерскую деятельность.

Они «пошли в народ», то есть обратились преимущественно к рабочим и к самому бедному, деклассированному и злоупотребляющему алкоголем люду. Местом их деятельности стал теперешний Лиговский проспект. Там братья сняли комнату и проводили в ней беседы для народа – рассказывали те или иные события из Священной истории, сопровождая это показом диапозитивов, вели беседы о жизни, преимущественно выступая против алкоголизма. Отец Иннокентий любил разъяснять богослужение. Естественно, что к этому дому примкнули активисты, которые стали называть себя «Братством святого Александра Невского», в котором, впрочем, не было организационных форм. Каждый близкий к деятельности «братьев Егоровых» мог назвать себя членом этого братства.

Кроме того, с 22 января 1920 года отец Гурий исполнял должность настоятеля Скорбященской надвратной церкви в Лавре. Преподавал Священное Писание Нового Завет в Богословско-пастырском училище (1920-1922), находившемся на территории Лавры. В нач. мая 1920 года участвовал в качестве товарища председателя в проведении 1-й общебратской конференции, объединившей деятельность православных братств Петрограда в рамках общебратского союза. Был избран членом и секретарем совета общебратского союза Петроградской епархии. Председатель организационного бюро 2-й общебратской конференции (апрель-июль 1921 г.). Весной 1922 г. Петроградским митр. Вениамином возведен в сан архимандрита и награжден посохом.

Аресты и ссылки

Отец Гурий решительно выступал против инициированных государственной властью раскольнических действий обновленчества. Его твердость в канонических вопросах поддерживала единство паствы. 1 июня 1922 года был арестован по делу православных братств по обвинению в «контрреволюционной агитации», 4 января 1923 года осужден к трем годам ссылки в Туркмению.

По освобождении выехал в Москву, где 12 апреля 1925 года принял участие в похоронах Святейшего Патриарха Тихона, был уставщиком во время отпевания. Вернувшись в Ленинград в 1925 году, отец Гурий был назначен настоятелем киновии Александро-Невской Лавры, расположенной на правом берегу Невы (1925–1926).

Архимандрит Гурий (Егоров), заведующий Петроградским Богословско-пастырским училищем. Фото 1928 г
Архимандрит Гурий (Егоров), заведующий Петроградским Богословско-пастырским училищем.
Фото 1928 г.

С 1926 года – настоятель Успенской церкви Киевского подворья. Вокруг него, его брата Льва и о. Варлаама (Сацердотского) снова группировались верующие из Александро-Невского братства.

Также с 1926 года архимандрит Гурий стал заведующим Богословско-пастырским училищем, преподавал в нем историю Церкви. За эту педагогическую деятельность 27 мая 1927 г. отец Гурий был арестован ОГПУ вместе с большой группой учащихся и преподавателей Богословско-пастырского училища во главе с епископом Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым), обвинялся в том, что «способствовал к распространению и хранению в училище лекций к[онт]р[революционного] характера». 19 ноября 1927 г. освобожден под подписку о невыезде. Хотя 10 ноября 1928 г. «дело Богословско-пастырского училища» было прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала», само училище, закрытое со дня ареста заведующего, было ликвидировано.

24 декабря 1928 года снова арестован и приговорен 22 июля 1929 года к заключению в лагерь сроком на 5 лет. Отбывал свой срок в Беломоро-балтийском лагере («БелБалтЛаг») на строительстве Беломорканала, первоначально в Кеми, затем в Медвежьегорске. С 1930 года – на станции Кузема Мурманской железной дороги. Вначале был лесорубом, затем, как человек, знающий бухгалтерию, был переведен в контору, работал бухгалтером и кассиром.

Жизнь в Средней Азии

После своего освобождения отец Гурий работал в Бийском краеведческом музее, затем жил в Средней Азии, работая там счетоводом. В 1937 году в Ташкенте святитель Лука (Войно-Ясенецкий; †1961; память 29 мая) лечил отца Гурия, заболевшего воспалением легких. По благословению митрополита Арсения (Стадницкого) архимандрит Гурий служил литургию в домашних условиях. Постепенно вокруг него создалась небольшая община, в которую входил, в частности, будущий митрополит Иоанн (Вендланд), которого архимандрит Гурий постриг в монашество. С 1944 года служил открыто. В 1944 году стал настоятелем Покровского собора Самарканда, исполнял обязанности секретаря епархиального управления.

Наместник Лавры

После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой Лавре Успенского собора 25 сентября 1945 года, архимандрит Гурий был назначен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I наместником Лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). Впоследствии он рассказывал, как в дни открытия Лавры проходило переоблачение мощей преподобного Сергия, во время которого в раку вернули честную главу, сокрытую ранее из страха поругания мощей: «Патриарх прислал новую схиму. Я держал в руках череп Преподобного. Он большой, больше обычного, совершенно белый, красивый. Сохранилась окладистая борода, как рисуют. Обыкновенно, подходя к черепу, чувствуешь какое-то содрогание, страх. А здесь меня охватило какое-то благодатное чувство, как бы исходящее от него. Святые мощи мы облекли в схиму. Лицо я закрыл покровцем. Святые мощи мы переоблачали тайно. Двери держали два моих послушника: Игорь Мальцев и Саша Хархаров. Но народ чувствовал, что что-то делается, и громадная толпа стояла вокруг Успенского собора».

Отец наместник поселился у старосты Ильинского храма Ильи Васильевича Сарафанова. Узнав, что в Лавре по воскресеньям после вечерни служили соборные молебны с Акафистом преподобному Сергию, отец Гурий каждое воскресенье вечером стал служить молебны с Акафистом перед большим образом преподобного Сергия с частицей его святых мощей. На этих молебнах собрался первый хор Лавры. 16 апреля 1946 года архимандрит Гурий получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апреля) начал служить в нем. Вечером 20 апреля были получены ключи от колокольни.

Архимандрит Гурий, первый наместник Лавры по ее открытии. Фото: апрель 1946 г
Архимандрит Гурий, первый наместник Лавры по ее открытии. Фото: апрель 1946 г.

Неслучайно дело возрождения великой обители было вверено такому человеку как отец Гурий. От него веяло внутренним миром и кротостью. Он с большим благоговением относился к Священному Писанию, советуя своим близким постоянно читать Евангелие и при этом "завести тетрадку, согнуть ее вдоль пополам и, читая Евангелие, на одну половину записывать появляющиеся вопросы, но не сразу пытаться ответить на них. Ответ, говорил он, придет сам впоследствии из другого места Евангелия, и тогда его надо записать на другую половину тетрадки, против вопроса". Отмечается, что из аскетических трудов он «более всего любил «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, творения святого Симеона Нового Богослова, преподобного Ефрема Сирина, святителя Иоанна Златоуста и «Лавсаик». Но особенно нужным находил он для нас, современных православных людей, учение преподобного Аввы Дорофея о послушании.

Ко дню Святой Пасхи архимандрит Гурий был награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой Лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 9 июня 1946 г. встречал в Лавре ее священноархимандрита Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе. Очень символично, что первое Богослужение в Лавре состоялось на Пасху 1946 года. Лавра преподобного Сергия опять воскресла и открыла свои врата благочестивым паломникам. В это время произошло такое знаменательное событие. Перед самым Богослужением неожиданно выяснилось, что нет антиминса. Но в это время к отцу наместнику пришел Т. Пелих, который позднее принял сан и много лет служил священником в Ильинском храме, и вручил ему старый антиминс, освященный для Успенского собора Лавры. Этот антиминс он получил в свое время от последнего наместника Лавры, ныне прославленного в лике новомучеников архимандрита Кронида (†1937).

В связи с радостным событием, возобновлением монашеской жизни в Лавре, Святейший Патриарх направил телеграмму архимандриту Гурию, которая наряду с патриаршим посланием была зачитана во время пасхального богослужения: "Христос воскресе! С чувством особого умиления восприняли мы весть о восстановлении Богослужения в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Радость великого праздника Воскресения Христова ныне усугубляется для нас радостью этого светлого лаврского торжества. Да будет сия Пасха поистине Пасхой избавления от скорби и непрестающей радости для всех притекающих к раце многоцелебных мощей преподобного Сергия. Приветствую Вас и в Вашем лице священнослужителей и молящихся, удостоившихся первыми вознести свои молитвы в благодатной Лавре. Да будет простерто над всеми нами благословение Господне молитвами и предстательством преподобного Сергия, и да не забудет Преподобный посещать чад своих по неложному своему обетованию. Воистину Христос воскресе!" (ЖМП. 1946. № 5. - С. 10).

Ко времени своего открытия большая часть Лавры была занята гражданскими лицами, которые жили в ней. Годы оскудения наложили отпечаток на Лавру. Храмы, башни, стены монастыря, здания, корпуса, часовни – все в полуразвалившемся состоянии. Скудость, как и некогда первоначально, была во всем. Постепенно в возрожденной Лавре вокруг отца Гурия собралась братия. Монахи первоначально жили на частных квартирах, затем в помещениях под Трапезным храмом. Очень скоро и без всяких объявлений православные люди узнали об открытии Лавры, и богомольцы потекли к Преподобному и своим участием поддерживали обитель. Возрождение святой обители воспринималось как чудо, чувствовался особый порыв. Среди первых иноков были маститые архимандриты Вениамин (Милов), будущий инспектор Московской духовной академии, а затем епископ Саратовский (†1954), Маврикий (Томин; †1953), отец Владимир (Кобец), будущий наместник Псково-Печерского монастыря и также епископ (†1960), постриженник дореволюционной Лавры отец Доримедонт (Чемоданов; †1950).

Молодой тогда священник Иоанн Крестьянкин был ризничим. Иеродиаконами были отец Серафим и отец Порфирий, будущий клирик Богоявленского собора схиархимандрит Серафим. Келейниками отца наместника были А. Хархаров, И. Мальцев. Большинство этих людей, пришедших в Лавру в начале ее возрождения, не имели возможности постоянно жить в ней, некоторых перевели затем на другие места служения, иных, как отца Вениамина, позднее арестовали. Все они вместе с отцом Гурием были тем фундаментом, на котором созидался возрождающийся дом преподобного Сергия, были той закваской, которая квасит всё тесто.

На ремонт главных храмов Лавры ушло около двух лет, прежде чем мощи Преподобного заняли свое исконное место в Троицком соборе. Но первоначально они находились в Успенском соборе, а затем в Трапезном храме, заново освятив своим присутствием оскверненные ранее святыни. Постепенно увеличивалось число лампад над ракой мощей Преподобного, их так же дарили жертвователи. И по-прежнему, как и во времена В. О. Ключевского, люди, приходившие во вновь открытую Лавру, не ощущали времени и дистанции, так как для них авва Сергий был родным и близким утешителем и молитвенником.

За то небольшое количество времени, что отец Гурий находился на посту наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, он активно восстанавливал монашеские традиции по заветам основателя обители – Преподобного Сергия, веря, что обитель вновь возродится в своей былой славе и величии. В этот период отец Гурий написал работу «Патриарх Сергий как богослов», позднее опубликованную в книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М., 1947).

Архиерей

22 августа 1946 года в зале заседаний Священного Синода было совершено наречение архимандрита Гурия во епископа Ташкентского и Средне-Азиатского. Чин наречения совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) и епископ Можайский Макарий (Даев).

Митрополит Ленинградский Гурий, постоянный член Священного Синода
Митрополит Ленинградский Гурий, постоянный член Священного Синода

25 августа 1946 года хиротонисан в московском Богоявленском соборе во епископа Ташкентского и Средне-Азиатского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), епископ Калужский и Боровский Онисифор (Пономарёв) и епископ Ужгородский и Мукачевский Нестор (Сидорук).

В условиях, когда большинство духовенства Средне-Азиатской епархии вышло из обновленческой среды, многие годы епископу Гурию пришлось преодолевать обновленческое прошлое своей епархии, он вынужден был прибегать к запрещениям священников, продолжавших, как и во времена обновленчества, жить безнравственным образом. В епархии регулярно проводились совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная владыкой Гурием инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Священного Синода и была рекомендована для применения всем архиереям.

За время архиерейского служения число православных приходов в Среднеазиатской епархии возросло с 39 до 66; были организованы свечная, пошивочная и иконописная мастерские, приобретен архиерейский дом. Удалось построить несколько храмов и молитвенных домов, в том числе деревянный храм архистратига Михаила в Красноводске (ныне Туркменбаши) в 1947 году. Особым событием стало сооружение каменного Воскресенского собора в г. Фрунзе (ныне Бишкек) в 1952 г. По благословению правящего архиерея Сергиевский храм Ферганы был украшен 3-ярусным иконостасом – уменьшенной копией иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Епархиальным управлением издавались машинописные выпуски «Информации по Среднеазиатской епархии», рассылавшиеся по приходам. К сожалению, в 1949 году власти запретили это издание, не разрешили открыть в епархии и богословско-пастырские курсы, для которых епископ Гурий подобрал преподавательский состав.

Владыка участвовал в Совещании глав и представителей православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви в 1948 году, где выступил с содокладом на тему «Отношение Православной церкви к англиканской иерархии». Был противником экуменизма и западного влияния на Русскую Церковь.

Могила митрополита Гурия
Могила митрополита Гурия

В период его архиерейства в епархии служили многие известные священники – Иоанн (Вендланд), будущий епископ Стефан (Никитин), протоиерей (затем архимандрит) Борис (Холчев) и др. Число храмов за время его управления епархией возросло с 16 до 66.

25 февраля 1952 года владыка Гурий возведен в сан архиепископа. В следующем году, 26 января, он назначен архиепископом Саратовским и Сталинградским с временным поручением ему управления Астраханской епархией. 8 февраля 1954 года решением Священного Синода в связи с образованием Балашовской области архиерейский титул был изменен на «епископ Саратовский и Балашовский». Одной из мудрых мер по сближению верующего народа и епархиальной духовной школы явилась организация владыкой Гурием торжественного богослужения в Троицком кафедральном соборе Саратова с привлечением преподавателей и воспитанников Саратовской семинарии.

С 31 мая 1954 года – архиепископ Черниговский и Нежинский.

С 19 октября 1955 года – архиепископ Днепропетровский и Запорожский.

С 21 мая 1959 года – митрополит Минский и Белорусский. В это время в Белоруссии местными властями была развернута широкая кампания «борьбы с религиозными предрассудками». Планомерно срывался прием воспитанников в Минскую духовную семинарию, которая оказалась в 1960 году без первокурсников. В том же году по всей республике были закрыты церкви, исторически числившиеся приписными и составлявшие почти 1/3 действовавших храмов. Большинство закрытых храмов было сразу же снесено. Обл. уполномоченные Совета по делам РПЦ снимали священников с регистрации, даже не ставя в известность об этом правящего архиерея. Газеты постоянно печатали клеветнические материалы о духовенстве. Попытки митрополита Гурия апеллировать к уполномоченным не давали результата. Как мог он поддерживал приходы и монастыри, лично выдавая субсидии и пособия церковным старостам и настоятелям. Крупную сумму денег от владыки Гурия, в частности, получила игумения Евфросиниева полоцкого женского монастыря. 30 июня 1960 года был закрыт гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Всех сестер обители разместили на территории жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Могила митрополита Гурия на городском Всехсвятском кладбище города Симферополя
Могила митрополита Гурия на городском Всехсвятском кладбище города Симферополя

С 19 сентября 1960 года – митрополит Ленинградский и Ладожский. В ходе дальнейшего наступления на Церковь с начала июня 1961 года в Ленинградской епархии были введены изменения в хозяйственно-адм. управлении приходов – еще до вынужденного согласия Церкви на реформу приходского управления РПЦ. В июне-июле исполнительными органами было проведено «сокращение штатов духовенства» Ленинграда. По спискам, намеченным уполномоченным Совета по делам РПЦ по Ленинграду и Ленинградской обл. Г.С. Жариновым, надо было сократить почти 40% священнослужителей, но из-за протестов верующих сокращено было вдвое меньше. Ни одного указа об увольнении владыка Гурий не издал, известив управляющего делами Московской Патриархии Тульского архиепископа (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) Пимена (Извекова), что «оставшиеся без мест священнослужители сняты не мною, а исполнительными органами церквей» (Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 26. Л. 57).

В июле 1961 г. было проведено выселение митрополита Гурия и епархиального управления из Духовского корпуса Александро-Невской Лавры в бывшую ректорскую квартиру в здании Ленинградской ДА. Состав служащих епархиального управления сократился на 70%. Г. участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г., на котором выступил в прениях по вопросу увеличения числа постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС.

В этот период был уже серьезно болен, не мог противостоять антицерковной кампании власти, инициированной Н.С. Хрущёвым. Попросил перевести его в более спокойную епархию, отказавшись – единственный раз в русской церковной истории – от должности постоянного члена Священного Синода по кафедре.

С 14 ноября 1961 года – митрополит Симферопольский и Крымский. Одновременно управлял Днепропетровской епархией. Несмотря на болезнь, часто совершал богослужения. Последние дни жизни провёл в снимаемом им домике на восточном берегу Крыма.

Архиепископ Гурий скоропостижно скончался 12 июля 1965 года в своей квартире, вернувшись в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла после совершенной Литургии. Чин архиерейского отпевания возглавил митрополит Иоанн (Кухтин). Владыка был погребён 15 июля на городском Всехсвятском кладбище Симферополя рядом с могилой архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Но в истории Лавры он останется первым наместником, на чьи плечи пало тяжелое, ответственное, но вместе с тем и радостное бремя возрождения обители преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Награды: Орден святого равноапостольного князя Владимира I степени (1963 г.).



12 июля 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.