12 июля 2020 года исполнилось 26 лет со дня преставления насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Иннокентия (Просвирнина), одного из ярких представителей современного ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля, библиографа, археографа и краеведа.
Отец Иннокентий (в миру – Анатолий Иванович Просвирнин) родился 5 мая 1940 года в г. Омске в верующей православной семье. С 10-тилетнего возраста он начал прислуживать в Омском кафедральном соборе – был алтарником, а затем иподиаконом. В 1958 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии. Через год после поступления Анатолий был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии он вернулся в семинарию и закончил ее в 1964 году.
Научные интересы Анатолия окончательно сложились во время его учебы в академии в 1964-1968 годах. Монашество, старчество, миссионерство, богослужение и книжность – вот те темы, которые занимали его молодой ум. Свою первую научную работу он посвятил Оптиной Введенской пустыни и был удостоен за нее степени кандидата богословия. Будучи преподавателем истории Русской Православной Церкви в Московских духовных школах Анатолий Иванович Просвирнин в своей богословской деятельности был ярким последователем известных историков и богословов: В. О. Ключевского, митрополита Московского Макария (Булгакова), архиепископа Харьковского Филарета (Гумилевского), руководствуясь идеей агиографического изложения церковной истории: история Церкви – это история ее святости, это история ее святых.
В 1963 году Председатель Издательского отдела Московского Патриархата епископ Волоколамский Питирим пригласил Анатолия Ивановича работать в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Этой деятельности он отдал 30 лет. 4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года – во пресвитера. В конце 1975 года, будучи уже протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», а в начале 1977 года назначен заместителем главного редактора по научной работе.
22 декабря 1977 года отец Анатолий был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Московского Иннокентия (+1879). В 1978 году монах Иннокентий был возведен в сан игумена, в 1981-м удостоен сана архимандрита. Помимо «Журнала Московской Патриархии» и «Богословских трудов», он участвовал в работе над изданием Библии (1969 г.) и Нового Завета (1976 г.). Значителен вклад отца Иннокентия в многотомное издание «Настольная книга священнослужителя», прежде всего II и III томов, содержащих Месяцеслов - жития святых Православной Церкви. Также он входил в рабочую группу по подготовке к изданию богослужебных Миней, издание которых было приурочено к празднованию 1000-летию Крещения Руси. В состав Миней были включены службы новопрославленным русским святым. Работа над другим не менее важным проектом – изданием 10-титомной «Иллюстрированной Русской Библии» с миниатюрами, взятыми из Библейских Книг русской рукописной традиции с Х по XX век, продолжалась 20 лет. При жизни отца Иннокентия свет увидели только два тома – VII и VIII, включающие в себя все Книги Нового Завета. Значительной была доля участия отца Иннокентия в совместном с издательством «Аврора» издании с соответствующим научным сопровождением «Евангелия Апракоса» – «Остромирова Евангелия» и в издании более позднего «Евангелия Апракоса» – «Мстиславова Евангелия».
Кроме того, отец Иннокентий активно участвовал в деятельности фондов, комитетов, комиссий, в частности, был членом Археографической комиссии Академии наук СССР (ныне Российская Академия наук). Его постоянно приглашали на различные отечественные и зарубежные конференции и симпозиумы. За заслуги перед Церковью архимандрит Иннокентий был удостоен Священноначалием высоких наград - орденов святого князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского II степени.
Архимандрит Иннокентий всегда был полон творческих планов; к сожалению, многие из них остались не реализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Афон» (совместную работу Академии наук и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина; †1908), труды митрополита Московского Иннокентия, книгу о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Не успел он издать деяния и труды Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов: первые два тома из намеченной серии изданы Новоспасским монастырем уже после смерти батюшки. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (аннотированный справочник-указатель). При его жизни вышел из печати только 1-й том этого ценнейшего для историка труда (издание Новоспасского монастыря). Некоторое время – два года – отец Иннокентий состоял в братстве Успенского ставропигиального монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и занимался там хозяйственными и реставрационно-восстановительными работами. Там же он создал научный центр «Музей Библии», при котором продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Плодом его миссионерского и просветительского служения стало «Международное Волоколамское краеведческое общество», основанное им на базе Иосифо-Волоколамского монастыря. Ежегодно, начиная с 1990 года, в день памяти преподобного Иосифа он проводил научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и русской культуры.
Глубина личности отца Иннокентия особенно раскрылась в последний год его жизни, после трагедии, которая произошла с ним в Иосифо-Волоколамском монастыре. В ночь на 1 апреля 1993 года в настоятельском корпусе на него напали двое уголовников и, требуя выдать им несуществующие «ценности», жестоко избили и, связав, бросили истекающего кровью. Неимоверными усилиями отцу Иннокентию удалось освободиться, однако путь к единственной двери был отрезан грабителями. Не думая о себе, беспокоясь лишь о сохранности церковных реликвий, он выпрыгнул в со второго этажа на бетонную отмостку. Тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, бесчисленные раны на теле надолго приковали отца Иннокентия к постели.
Кипучая деятельность и различные жизненные испытания ослабили жизненные силы отца Иннокентия. Незадолго до кончины Господь сподобил его особой милости: совершить паломничество на Кипр, Святую Землю, а также побывать на священной горе Синай, у мощей великомученицы Екатерины.
Свое последнее упокоение архимандрит Иннокентий нашел в Новоспасском ставропигиальном монастыре, в келье епископа Порфирия (Успенского; †1885), которого считал своим духовным наставником. Отец Иннокентий скончался от острого сердечного приступа 12 июля 1994 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его отпевание было совершено первым наместником Новоспасского монастыря архимандритом Алексием (Фроловым) 14 июля 1994 года. Одним из первых проститься с почившим к началу Божественной литургии в Новоспасскую обитель прибыл ее Священноахимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Отец Иннокентий был погребен напротив алтарной апсиды Спасского собора. После него остались не только научные и богословские труды, осталась добрая память о нем во многих человеческих сердцах.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра